Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Правовые основы и субъекты использования компьютерных технологий при расследовании преступлений, связанных с пожарами
(Сафонов А.Ю., Пахомов М.Е.)
("Современное право", 2018, N 3)
Примечание к документу
Дата
27.03.2018
Информация о публикации
Сафонов А.Ю., Пахомов М.Е. Правовые основы и субъекты использования компьютерных технологий при расследовании преступлений, связанных с пожарами // Современное право. 2018. N 3. С. 99 - 103.
Статья: Правовые основы и субъекты использования компьютерных технологий при расследовании преступлений, связанных с пожарами
(Сафонов А.Ю., Пахомов М.Е.)
("Современное право", 2018, N 3)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И СУБЪЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
СВЯЗАННЫХ С ПОЖАРАМИ
А.Ю. САФОНОВ, М.Е. ПАХОМОВ
Сафонов А.Ю., кандидат юридических наук, доцент кафедры тактико-специальной подготовки Волгоградской академии МВД России, Россия, г. Волгоград.
Пахомов М.Е., старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Волгоградской академии МВД России, Россия, Волгоград.
Рассматриваются правовые основы использования современных компьютерных технологий при расследовании преступлений, связанных с пожарами, в том числе федеральные законы, подзаконные акты, ведомственные приказы, положения и инструкции, регламентирующие эту деятельность. Указаны субъекты использования компьютерных технологий в процессе расследования преступлений и правонарушений, связанных с пожарами. Дан краткий анализ деятельности пожарно-технических экспертов МВД России и МЧС России. Акцентировано внимание на задачах использования компьютерных технологий судебными экспертами.
Ключевые слова: компьютерные технологии, пожары, субъекты использования компьютерных технологий, судебная пожарно-техническая экспертиза.
Legal Basis and Subjects of Computer Technologies Application while the Investigation of Crimes Related to Fires
A.Ju. Safonov, M.E. Pakhomov
Alexei Ju. Safonov, Cand. in Law, Assoc. Prof. of Dept. of Special Tactical Training at Volgograd Academy of Russian Internal Affairs Ministry, Russia, Volgograd.
Michael E. Pakhomov, Senior Lecturer of Dept. of Special Tactical Training at Volgograd Academy of Russian Internal Affairs Ministry, Russia, Volgograd.
Legal bases for modern computer technologies application while the investigation of crimes related to fires are considered, including federal laws, by-laws, departmental decrees, enactments and instructions regulating these activities. The subjects of computer technologies application while the investigation of crimes and offenses related to fires are indicated. A brief analysis of fire technical experts of the Russian Internal Affairs Ministry and the Russian Emergency Situations Ministry is given. Attention is focused on the tasks of application of computer technologies by forensic experts.
Key words: computer technologies, fires, subjects of computer technologies application, forensic fire technical examination.
При расследовании преступлений, связанных с пожарами, при назначении и производстве судебных экспертиз операции по обработке информации должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством. В Российской Федерации самые общие принципы социальных отношений, связанных с возмещением ущерба, поддержанием порядка в обществе, доказыванием виновности и отправлением правосудия, регламентируются
статьями 45 -
55 Конституции РФ
[5].
Поскольку использование компьютерных технологий связано с обработкой информации, одним из основных нормативных правовых актов, регулирующих такую деятельность, является Федеральный
закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
[6]. Он определяет формы допуска к сбору, регистрации и выдаче информации о различных объектах и видах деятельности, в том числе учетной деятельности в правоохранительных органах.
Одной из форм использования компьютерных технологий в процессе расследования преступлений, связанных с пожарами, является судебная пожарно-техническая экспертиза, производство которой регламентируется
главами III и
IV Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности" (далее - Закон о судебно-экспертной деятельности)
[7],
главой 27 Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также ведомственными приказами и инструкциями.
Законом о судебно-экспертной деятельности регулируется и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений (далее - СЭУ).
Из нормативных правовых актов, регламентирующих экспертную деятельность, следует выделить
Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248)
[10]. Согласно этому Положению МВД России осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность
(п. 11 ст. 12), производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам
(п. 13 ст. 12), экспертно-криминалистическую деятельность
(п. 17 ст. 12).
Распоряжением Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р утверждена
Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, разработанная с учетом
Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212)
[12]. Отдельные аспекты использования компьютерных технологий регулируются
Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р)
[13],
Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
[6].
Приведенный перечень нормативных правовых актов позволяет заключить, что в России имеются юридические основания использования компьютерных технологий в практической деятельности органов внутренних дел при проведении расследования преступлений, связанных с пожарами. Данный вид деятельности входит в обязанности полиции, что предполагает постоянную готовность использования компьютерных технологий при осуществлении различных следственных действий, в частности осмотра места происшествия, связанного с пожаром, назначения и производства судебной пожарно-технической экспертизы и др.
При расследовании преступлений, связанных с пожарами, компьютерные технологии используются различными субъектами правоохранительной деятельности: следователями, дознавателями, экспертами, специалистами и некоторыми другими лицами. Субъектами использования компьютерных технологий при расследовании преступлений, связанных с пожарами, в соответствии с
УПК РФ являются:
1) следователи органов внутренних дел Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных
ч. 2 ст. 167 Уголовного кодекса РФ (
п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ);
Кроме того, органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные
статьями 8.32,
11.16 и
20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Субъектами использования компьютерных технологий при расследовании преступлений, связанных с пожарами, являются пожарно-технические эксперты подразделений МВД России, МЧС России, Минюста России, а также негосударственных судебно-экспертных учреждений. Их деятельность регламентируется вышеуказанными нормативными актами соответствующих министерств. Кроме того, взаимодействие подразделений МЧС России и МВД России по вопросам расследования дел о пожарах регулируется
Приказом МЧС России и МВД России от 17.09.2012 N 549/866 "Об организации взаимодействия органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов внутренних дел Российской Федерации в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений".
Функции производства судебной пожарно-технической экспертизы в системе органов внутренних дел реализуют экспертно-криминалистические подразделения. Они организованы в субъектах Российской Федерации: республиканских, краевых, областных центрах, городах федерального значения.
Судебные пожарно-технические экспертизы осуществляются в соответствии с Приказом МВД России от 29.06.2005 N 511 на основании
Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации
[2] и
Перечня родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации
[9].
Специальные знания применяются сотрудниками в двух формах: процессуальной и непроцессуальной. Экспертно-криминалистические подразделения осуществляют судебную пожарно-техническую экспертизу по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, подведомственным органам внутренних дел. Кроме производства судебной пожарно-технической экспертизы сотрудники выступают в качестве специалистов в уголовном процессе, принимая участие в отдельных следственных действиях, в основном в осмотре мест происшествий, связанных с пожаром.
Помимо процессуальной деятельности сотрудники экспертно-криминалистических подразделений в установленном порядке проводят исследования по заданиям подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В соответствии с требованиями указанных выше нормативных актов они ведут экспертно-криминалистические картотеки, коллекции, учеты, разрабатывают совместно с другими подразделениями органов внутренних дел мероприятия по повышению эффективности их использования в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.
Сотрудники экспертно-криминалистических подразделений, осуществляющие судебную пожарно-техническую экспертизу, оказывают практическую и методическую помощь оперативным, следственным подразделениям, органам дознания в использовании технико-криминалистических средств и методов, обеспечении их сотрудников информацией о возможностях экспертно-криминалистических подразделений в организации борьбы с преступностью.
Пожарно-технические эксперты и специалисты участвуют в профилактической деятельности, выявляя условия, способствующие совершению преступлений, а также вырабатывая предложения, направленные на их устранение.
Задачи использования компьютерных технологий при расследовании преступлений, связанных с пожарами, вытекают из деятельности участвующих в данном процессе субъектов и зависят от формы проведения предварительного расследования, включающего в себя первоначальный и последующий этапы.
Основные задачи использования компьютерных технологий судебными экспертами выделила Т.В. Толстухина:
"- сбор и концентрация сведений о выполненных экспертизах;
- анализ статистической отчетности по установленным формам;
- автоматизация контроля за соблюдением процессуальных сроков выполнения экспертиз и других плановых мероприятий;
- составление управленческой документации;
- создание, хранение и использование баз данных и автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) для получения информации о нормативных актах, научной литературе, методических разработках, экспертной практике;
- анализ работы в области профилактики преступлений;
- анализ неразрешенных вопросов;
- разработка методик по различным экспертным задачам судебной экспертизы и т.д.;
- организация эффективного контроля со стороны руководителей СЭУ за производством судебных экспертиз" [
14, с. 81 - 82].
Согласно Сводному отчету о работе экспертно-криминалистических центров МВД России за 12 месяцев 2016 года действительное свидетельство на право самостоятельного производства судебных пожарно-технических экспертиз имеет 171 сотрудник этих центров, в том числе в подразделениях центров, дислоцированных в территориальных органах МВД России на районном уровне, - 25 сотрудников. За указанный период ими проведен 17 771 осмотр мест происшествий с изъятием следов и объектов. Количество проведенных исследований по письменным заданиям руководителей оперативных подразделений составило 1 286; их результаты способствовали выявлению или раскрытию 1 074 преступлений. Таким образом, нагрузка на одного эксперта (специалиста) составила 7,5 исследований. Сотрудники выполнили 7 875 экспертиз, результаты которых способствовали установлению причастности лиц к совершению 6 683 преступлений. Следовательно, нагрузка на одного эксперта составила 46 экспертиз.
Система судебно-экспертных учреждений МЧС России, осуществляющих только судебную пожарно-техническую экспертизу, действует в том числе и на основании ведомственной
инструкции [3] и представлена следующим образом: методическое руководство осуществляет Исследовательский центр экспертизы пожаров Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Территориальные органы представлены 10 судебно-экспертными учреждениями ФПС "Испытательная пожарная лаборатория" (СЭУ ФПС "ИПЛ") 1-го разряда, а также 68 СЭУ ФПС "ИПЛ" 2-го разряда. Отличие СЭУ ФПС "ИПЛ" 1-го разряда состоит в том, что данные подразделения наделены правом производства аттестации экспертов.
Согласно данным Исследовательского центра экспертизы пожаров Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, исследованием пожаров и производством судебных пожарно-технических экспертиз на данный момент занимается 451 эксперт. В 2014 году экспертами произведено 14 673 выезда на место пожара, исследовано 50 299 объектов, изъятых с мест пожаров, подготовлено 34 793 справки об исследовании пожара
[11]. Таким образом, нагрузка на одного эксперта (специалиста) составила 57,9 исследований. Эксперты выполнили 14 942 экспертизы. Нагрузка на одного эксперта составила 24,9 экспертизы
[1].
В Минюсте России подразделениями, осуществляющими судебные пожарно-технические экспертизы, являются отдел судебной экспертизы пожаров и взрывов Российского федерального центра судебной экспертизы, а также региональные центры судебной экспертизы. Они действуют на основании перечисленных выше нормативных актов и ведомственной
инструкции [4].
Работники негосударственных судебно-экспертных учреждений, как правило, не имеют свидетельств на право самостоятельного производства судебных пожарно-технических экспертиз и могут принимать участие в уголовном процессе в качестве специалистов, проводя консультации и выдавая справки об исследовании.
Список литературы
1. Антонов О.Ю. О системе судебно-экспертных подразделений Федеральной противопожарной службы // Проблемы и перспективы судебной пожарно-технической экспертизы: Сб. статей междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2015.
2.
Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации: утв. Приказом МВД России от 29.06.2005 N 511 (ред. от 18.01.2017) // "ИС МЕГАНОРМ".
3.
Инструкция по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях Федеральной противопожарной службы: утв. Приказом МЧС России от 19.08.2005 N 640 // "ИС МЕГАНОРМ".
4.
Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации: утв. Приказом Минюста России от 20.12.2002 N 347 // "ИС МЕГАНОРМ".
5.
Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008
N 6-ФКЗ и от 30.12.2008
N 7-ФКЗ) // "ИС МЕГАНОРМ".
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер.
закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // "ИС МЕГАНОРМ".
7. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федер.
закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // "ИС МЕГАНОРМ".
8. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки:
Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 // "ИС МЕГАНОРМ".
9.
Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации: утв. Приказом МВД России от 29.06.2005 N 511 (ред. от 18.01.2017) // "ИС МЕГАНОРМ".
10.
Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248 // "ИС МЕГАНОРМ".
11. Реестр аттестованных судебных пожарно-технических экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Федеральной противопожарной службы МЧС России. URL: http://fire-expert.spb.ru/ (дата обращения: 27.06.2015).
12.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212 // "ИС МЕГАНОРМ".
13.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р // "ИС МЕГАНОРМ".
14. Толстухина Т.В. Современные тенденции развития судебной экспертизы на основе информационных технологий: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 81 - 82.
References
1. Antonov O.Iu. O sisteme sudebno-ekspertnykh podrazdelenii Federal'noi protivopozharnoi sluzhby // Problemy i perspektivy sudebnoi pozharno-tekhnicheskoi ekspertizy: Sb. statei mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SPb., 2015.
2. Instruktsiia po organizatsii proizvodstva sudebnykh ekspertiz v ekspertno-kriminalisticheskikh podrazdeleniiakh organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: utv. Prikazom MVD Rossii ot 29.06.2005 N 511 (red. ot 18.01.2017) // SPS "Konsul'tantPlius".
3. Instruktsiia po organizatsii i proizvodstvu sudebnykh ekspertiz v sudebno-ekspertnykh uchrezhdeniiakh i ekspertnykh podrazdeleniiakh Federal'noi protivopozharnoi sluzhby: utv. Prikazom MChS Rossii ot 19.08.2005 N 640 // SPS "Konsul'tantPlius".
4. Instruktsiia po organizatsii proizvodstva sudebnykh ekspertiz v gosudarstvennykh sudebno-ekspertnykh uchrezhdeniiakh sistemy Ministerstva iustitsii Rossiiskoi Federatsii: utv. Prikazom Miniusta Rossii ot 20.12.2002 N 347 // SPS "Konsul'tantPlius".
5. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ i ot 30.12.2008 N 7-FKZ) // SPS "Konsul'tantPlius".
6. Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiiakh i o zashchite informatsii: Feder. zakon ot 27.07.2006 N 149-FZ (red. ot 21.07.2014) // SPS "Konsul'tantPlius".
7. O gosudarstvennoi sudebno-ekspertnoi deiatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 31.05.2001 N 73-FZ (red. ot 25.11.2013) // SPS "Konsul'tantPlius".
8. O merakh po realizatsii gosudarstvennoi politiki v oblasti obrazovaniia i nauki: Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 N 599 // SPS "Konsul'tantPlius".
9. Perechen' rodov (vidov) sudebnykh ekspertiz, proizvodimykh v ekspertno-kriminalisticheskikh podrazdeleniiakh organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: utv. Prikazom MVD Rossii ot 29.06.2005 N 511 (red. ot 18.01.2017) // SPS "Konsul'tantPlius".
10. Polozhenie o Ministerstve vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 01.03.2011 N 248 // SPS "Konsul'tantPlius".
11. Reestr attestovannykh sudebnykh pozharno-tekhnicheskikh ekspertov gosudarstvennykh sudebno-ekspertnykh uchrezhdenii Federal'noi protivopozharnoi sluzhby MChS Rossii. URL: http://fire-expert.spb.ru/ (data obrashcheniia: 27.06.2015).
12. Strategiia razvitiia informatsionnogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii: utv. Prezidentom RF 07.02.2008 N Pr-212 // SPS "Konsul'tantPlius".
13. Strategiia innovatsionnogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda: utv. rasporiazheniem Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 N 2227-r // SPS "Konsul'tantPlius".
14. Tolstukhina T.V. Sovremennye tendentsii razvitiia sudebnoi ekspertizy na osnove informatsionnykh tekhnologii: Dis. ... d-ra iurid. nauk. M., 1999. S. 81 - 82.