Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Первичные меры пожарной безопасности как вопрос местного значения: организационно-правовые проблемы
(Евдокимов А.С., Надежкина Г.П.)
("Современное право", 2020, N 4)
Примечание к документу
Дата
30.04.2020
Информация о публикации
Евдокимов А.С., Надежкина Г.П. Первичные меры пожарной безопасности как вопрос местного значения: организационно-правовые проблемы // Современное право. 2020. N 4. С. 59 - 66.

DOI: 10.25799/NI.2020.74.62.021 (www.doi.org).


Статья: Первичные меры пожарной безопасности как вопрос местного значения: организационно-правовые проблемы
(Евдокимов А.С., Надежкина Г.П.)
("Современное право", 2020, N 4)

"Современное право", 2020, N 4
ПЕРВИЧНЫЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ВОПРОС
МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
А.С. ЕВДОКИМОВ, Г.П. НАДЕЖКИНА
Евдокимов А.С., кандидат юридических наук, доцент кафедры техносферной безопасности и транспортно-технологических машин Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова, старший преподаватель кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии, Россия, г. Саратов.
Надежкина Г.П., кандидат технических наук, доцент кафедры техносферной безопасности и транспортно-технологических машин Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова, Россия, г. Саратов.
Рассматриваются актуальные вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в области обеспечения пожарной безопасности территорий муниципальных образований. Исследуются содержательная сторона вопроса местного значения "обеспечение первичных мер пожарной безопасности", правовые проблемы отдельных полномочий в рамках данного вопроса, проблемы прикладного характера в целях выработки предложений по совершенствованию российского законодательства. В процессе исследования были применены общенаучные и частнонаучные методы познания: аналитический, логический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой. Авторы отмечают недостаточность правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере и делают вывод, что в целях оптимизации деятельности муниципалитетов по обеспечению пожарной безопасности территорий необходима существенная корректировка законодательства Российской Федерации, направленная на регулирование вопроса местного значения "первичные меры пожарной безопасности", разграничение полномочий органов публичной власти и определение источников финансирования полномочий органов местного самоуправления. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности. Результаты исследования могут быть применены уполномоченными органами законодательной и исполнительной власти в практической деятельности, а также использованы в процессе преподавания базовой юридической дисциплины "Муниципальное право".
Ключевые слова: органы местного самоуправления, вопрос местного значения, пожарная безопасность, первичные меры пожарной безопасности, муниципальное образование, полномочие.
Primary Fire Safety Measures as a Local Issue: Organizational and Legal Problems
A.S. Evdokimov, G.P. Nadejkina
Evdokimov Aleksey S., Cand. in Law, Assoc. Prof. of Dept. of Technosphere Safety and Transport-technological Machines at Vavilov Saratov State Agrarian University, Senior Lecturer of Dept. of Administrative and Municipal Law at Saratov State Law Academy, Russia, Saratov.
Nadejkina Galina P., Cand. of Technical Sciences, Assoc. Prof. of Dept. of Technosphere Safety and Transport-technological Machines at Vavilov Saratov State Agrarian University, Russia, Saratov.
Topical issues of the implementation by local authorities of powers in the field of ensuring fire safety of municipalities are considered. The author examines the substantive side of the issue of local importance "ensuring primary fire safety measures", legal problems of individual powers within the framework of this issue, applied problems in order to develop proposals for improving Russian legislation. In the process of the study, general scientific and private scientific methods of cognition were applied: analytical, logical, structural-functional, comparative legal. The authors note the inadequacy of legal regulation of the powers of local self-government in this area and conclude that in order to optimize the activities of municipalities to ensure fire safety of the territories, a significant adjustment of the legislation of the Russian Federation is needed to regulate the issue of local significance "primary fire safety measures", differentiation of powers of authorities public authorities and the determination of sources of financing the powers of local authorities go self-government. Suggestions for improving legislation in the field of fire safety have been formulated. The results of the study can be applied by authorized legislative and executive authorities in practical activities, as well as used in the process of teaching the basic legal discipline "Municipal Law".
Key words: local governments, local issues, fire safety, primary fire safety measures, municipality, authority.
Введение. С 2006 года в Российской Федерации функционирует модель местного самоуправления, определенная Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) [5]. Вопрос местного значения "обеспечение первичных мер пожарной безопасности" присутствовал в самой первой редакции Закона N 131-ФЗ, действующая редакция которого относит его к компетенции городских, сельских поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов.
Дефиниция понятия "первичные меры пожарной безопасности" содержится в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) [7]: это "реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров".
Вместе с тем практика реализации рассматриваемых полномочий, проводимые надзорными органами проверки органов местного самоуправления с самого начала решения данного вопроса местного значения зафиксировали целый ряд проблем организационно-правового характера, основная из которых - правовая неопределенность содержательной стороны первичных мер пожарной безопасности.
Содержание полномочий органов местного самоуправления отражено в ст. 19 Закона N 69-ФЗ, а также в ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) [11] в качестве обязательных требований. Именно нормы данных Федеральных законов и раскрывают понятие "первичные меры пожарной безопасности", однако при их изучении нельзя не обратить внимание на заметные расхождения и несоответствия в детализации полномочий, зачастую содержащие двусмысленные правовые конструкции, в связи с чем проведенное исследование представляется актуальным как в научном, так и в прикладном смысле.
В рамках обозначенной проблематики существует определенное количество работ, отражающих отдельные проблемы правовой регламентации обеспечения первичных мер пожарной безопасности, полномочий органов местного самоуправления [3; 10; 12].
В качестве основной цели исследования стоит выделить рассмотрение организационно-правового содержания части изучаемого вопроса местного значения, для чего потребуется сравнение двух законодательных актов по блокам определенных ими требований. Также стоит упомянуть, что ст. 19 Закона N 69-ФЗ содержит дифференциацию полномочий, реализуемых органами местного самоуправления в границах сельских и городских населенных пунктов; ст. 63 Закона N 123-ФЗ такой дифференциации не содержит, а определяет круг требований, относящихся к первичным мерам пожарной безопасности в целом.
Тушение пожаров. Пожалуй, одним из самых проблемных блоков рассматриваемого вопроса местного значения являются полномочия, связанные с тушением пожаров.
Из таблицы 1 видно, что в рассматриваемых законодательных актах нет единства подходов к вопросу о полномочиях, следовательно, отсутствуют и положения, единообразно регулирующие данные полномочия. Тем не менее основным здесь является положение Закона N 69-ФЗ - локализация пожара до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. Статьями 16 и 18 Закона N 69-ФЗ тушение пожаров в населенных пунктах относится к полномочиям органов государственной власти федерального и регионального уровня, наряду с полномочиями по созданию подразделений пожарной охраны. Органы местного самоуправления прямо такими полномочиями не наделены.
Таблица N 1
Полномочия, связанные с тушением пожара
Статья 19 Закона N 69-ФЗ
Статья 63 Закона N 123-ФЗ
Принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы (полномочие только для сельских населенных пунктов)
Разработка плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением
Обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара
Обратимся к понятийному аппарату: ст. 1 Закона N 69-ФЗ определяет локализацию пожаров как "действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами". Следовательно, принятие мер по локализации пожара не является завершающим действием в ходе его тушения: после локализации пожар необходимо ликвидировать - прекратить горение и устранить условия для его самопроизвольного возникновения. Ситуация, когда пожар локализован, но не ликвидирован, представляется полным абсурдом [1].
Совершенно не вносит ясности в правовое регулирование пожарной безопасности определение термина "организация тушения пожаров" (ст. 1 Закона N 69-ФЗ): "совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности) [Выделено нами. - А.Е., Г.Н.], направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ". Первичные меры пожарной безопасности законодательно исключены из мероприятий по тушению пожаров, т.е. налицо четкое противоречие в законодательных положениях, делающих рассматриваемую норму противоречащей здравому смыслу.
Статьи 14.1, 16.1 Закона N 131-ФЗ предусматривают право (но не обязанность) органов местного самоуправления на создание муниципальной пожарной охраны, при этом данное право законодатель не отнес к вопросам местного значения.
На сегодняшний день в сфере организации тушения пожаров отсутствует четкое разграничение полномочий, нет критериев, определяющих, в каких населенных пунктах подразделения пожарной охраны создаются федеральными органами государственной власти, в каких - региональными; понимание того, как решать этот вопрос в муниципалитетах, отсутствует вообще. В результате достаточно большое количество населенных пунктов находится на значительном удалении от подразделений пожарной охраны, что не способствует быстрому прибытию данных подразделений к месту пожара.
На наш взгляд, такая организационно-правовая неопределенность объясняется необходимостью определения источника финансирования полномочий, связанных с тушением пожаров. При наличии четкого критерия, где и кем должны создаваться подразделения пожарной охраны, сразу же появится необходимость выделения финансовых ресурсов на их создание (заметим - немалых ресурсов), и поэтому, к сожалению, существует размытость законодательных формулировок. В итоге не только отсутствуют четкие критерии в определении полномочий органов местного самоуправления, но и нарушается один из базовых принципов - обеспеченность фактической финансовой возможности их осуществления.
Вернемся к данным таблицы 1: положения, которые закреплены только нормами ст. 63 Закона N 123-ФЗ, являются сопутствующими вопросам тушения пожаров. (Примечательно, что в Законе N 69-ФЗ они отсутствуют.) Обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара - немаловажное направление, существенно влияющее на скорость прибытия пожарных подразделений к месту пожара - ведь одно и то же расстояние возможно преодолеть за разное время, и зависит это от множества факторов: состояния дорожного полотна, отсутствия "всепогодной дороги", наличия преград на пути следования подразделений (ремонт дороги, бетонные блоки, шлагбаумы и т.д.) и иных факторов. Целесообразность наличия данного полномочия не вызывает вопросов, однако оно требует детализации, конкретизации, разработки целого ряда уточняющих обязательных требований, а также правового разграничения с еще одним вопросом местного значения, связанным с дорожной деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения.
Разработка плана привлечения сил и средств для тушения пожаров - также важнейшее полномочие, при этом финансовых затрат оно не требует, это организационное мероприятие. Вместе с тем в рассматриваемом случае существует пересечение полномочий муниципалитетов с полномочиями МЧС России. Так, Положением о пожарно-спасательных гарнизонах [9] определено, что для территории субъекта Российской Федерации разрабатывается план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а для территорий муниципальных образований - расписание выезда сил и средств. Под территориями муниципальных образований понимается один или несколько муниципальных районов, т.е. территория значительно больше, чем одно поселение, при этом полномочиями по составлению данных документов предварительного планирования наделены соответствующие должностные лица МЧС России.
Видится целесообразным переформатирование указанного полномочия в виде участия органов местного самоуправления в данной работе, хранения выписки из расписания сил и средств на территории муниципального образования (включая вопросы взаимодействия с соседними муниципальными образованиями).
Добровольная пожарная охрана. Среди всех видов пожарной охраны одной из самых известных и самых приближенных к народу является добровольная пожарная охрана, создание и организация деятельности которой также в наибольшей степени относятся к деятельности по тушению пожаров с добавлением функции по их профилактике.
Таблица N 2
Полномочия в области развития добровольной пожарной охраны
Статья 19 Закона N 69-ФЗ
Статья 63 Закона N 123-ФЗ
Создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах
Социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами
Добровольная пожарная охрана, пожалуй, самый эффективный способ решения проблем с обеспечением пожарной безопасности в некрупных населенных пунктах, отдаленных от подразделений Государственной противопожарной службы. Это доказано многовековой историей пожарного дела России, опытом зарубежных стран. Участие населения в вопросах тушения и профилактики пожаров практиковалось всегда: ведь построить пожарную часть и организовать ее работу за счет средств федерального или регионального бюджета во всех сельских населенных пунктах - задача нереальная. В то же время организованное привлечение предварительно обученного и экипированного населения к профилактике пожаров и пожаротушению не требует огромных материальных ресурсов с учетом частоты возникновения пожаров (в небольших населенных пунктах они происходят в сотни раз реже, чем в крупных городах).
В России вопросы добровольчества в сфере организации пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" [6], который предусматривает создание добровольных пожарных подразделений только в форме общественных объединений, следовательно, органы местного самоуправления могут только оказывать поддержку добровольцам, а самостоятельно создавать и регулировать деятельность данных подразделений не могут.
Представляется целесообразным пересмотр и комплексное изменение базовых подходов к развитию добровольчества в сторону максимального вовлечения в данную работу органов местного самоуправления, наделения их полномочиями по созданию и организации деятельности подразделений добровольной пожарной охраны. К сожалению, Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" пока является в определенной степени декларативным нормативным правовым актом и не содержит реальных правовых инструментов для организации деятельности данного вида пожарной охраны [2, с. 42 - 46].
Обеспечение условий для забора воды из источников наружного водоснабжения в целях пожаротушения. Еще одно полномочие органов местного самоуправления, неотъемлемо связанное с процессом тушения пожаров, - организация противопожарного водоснабжения. Организовать пожаротушение только за счет воды, находящейся в емкостях пожарных и приспособленных для тушения пожаров автомобилей, невозможно, ведь емкости одной машины в среднем хватает на 5 минут бесперебойной работы.
Таблица N 3
Полномочия в области организации противопожарного
водоснабжения
Статья 19 Закона N 69-ФЗ
Статья 63 Закона N 123-ФЗ
Создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях
Обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения
Данное полномочие достаточно четко закреплено положениями Закона N 69-ФЗ, их формулировка точно обозначает область деятельности органов местного самоуправления, но в целом и здесь имеется ряд направлений для совершенствования закона.
Во-первых, возникает вопрос: почему Законом N 69-ФЗ данное полномочие отнесено к реализации только на территории сельских населенных пунктов? Опыт тушения пожаров свидетельствует, что проблемы противопожарного водоснабжения остро стоят и в городах.
Во-вторых, необходима корректировка положений Технического регламента, так как его нормы предусматривают регламентацию лишь фрагментарной (хотя и очень важной) части данного полномочия - надлежащего состояния противопожарных источников, не касаясь комплексного обеспечения вопросов противопожарного водоснабжения: обеспечения нормативного расхода воды, подъезда к месту пожара, забора воды в любое время года и т.д.
В-третьих, данные общие формулировки должны найти свою адресную детализацию в Правилах противопожарного режима [8], при этом обязательна персонификация ответственности органов местного самоуправления (имеющиеся формулировки довольно расплывчаты).
Обеспечение пожарной безопасности объектов, находящихся на территории муниципального образования, жилого сектора. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объектов муниципальной собственности, отнесенные к первичным мерам пожарной безопасности ст. 63 Закона N 123-ФЗ, являются очевидным следствием общего правила: собственник несет ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности на своих объектах.
Таблица N 4
Содержание зданий, помещений, наличие средств обеспечения
пожарной безопасности
Статья 19 Закона N 69-ФЗ
Статья 63 Закона N 123-ФЗ
Оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем
Содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности
Оснащение противопожарным инвентарем территорий общего пользования - одно из самых слабо организуемых на практике мероприятий в рамках первичных мер. Пожарные щиты, требующиеся по нормам в различных организациях, размещаются не в рамках полномочий муниципалитетов, а опять же в рамках исполнения требований пожарной безопасности.
Считаем целесообразным посмотреть на данные положения чуть шире, затронув более емкий круг правоотношений - обеспечение пожарной безопасности жилого сектора.
В Законе N 69-ФЗ и Правилах противопожарного режима существуют требования, касающиеся оснащения жилых домов противопожарным инвентарем. Обязанность органов местного самоуправления по утверждению перечня первичных средств тушения пожаров, противопожарного инвентаря закреплена лишь в ст. 34 Закона N 69-ФЗ "Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности". Прямо к полномочиям органов местного самоуправления она не отнесена, но вместе с тем есть требование о необходимости обеспечения такими средствами жилых домов перед началом пожароопасного сезона, предъявляемое к собственникам индивидуальных жилых домов (см. табл. N 5). Правовая неопределенность приводит к фактически полному отсутствию такой конкретной работы на практике.
Таблица N 5
Обязанности граждан в области пожарной безопасности
Статья 34 Закона N 69-ФЗ
Пункт 15 Правил противопожарного режима в РФ
Граждане обязаны иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с Правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления
Собственниками индивидуальных жилых домов... расположенных на территориях сельских поселений... к началу пожароопасного периода обеспечивается наличие на земельных участках, где расположены указанные жилые дома, емкости (бочки) с водой или огнетушителя
Считаем необходимым закрепить данную норму в качестве отдельного полномочия органов местного самоуправления в рамках первичных мер пожарной безопасности. Ограничивать ее действие сроками пожароопасного периода полагаем нецелесообразным: требование по оснащению жилых домов противопожарным инвентарем должно выполняться вне зависимости от времени года.
Помимо утверждения соответствующих перечней необходимо в качестве одного из самостоятельных полномочий определить обеспечение пожарной безопасности объектов жилого сектора, так как именно в жилом секторе происходит около 70% от общего количества пожаров, на данные пожары приходится более 90% всех жертв. Это предложение потребует детальной проработки, выработки целого ряда требований пожарной безопасности к объектам проживания, возможно - дополнительных механизмов контроля, однако на сегодняшний день это необходимость с учетом риска возникновения пожаров на объектах проживания граждан.
Профилактика пожаров. Полномочия органов местного самоуправления, касающиеся профилактики пожаров, закреплены в достаточно общих формулировках. Форма закрепления этих полномочий не совсем понятна: налицо некоторая игра слов, используемая законодателем. Противопожарная пропаганда рассматривается как информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности (ст. 1 Закона N 69-ФЗ); примерно такая же формулировка используется в ст. 19 Закона N 69-ФЗ, однако слово "пропаганда" в ней отсутствует. В данном случае более точна формулировка, используемая в Законе N 123-ФЗ, поскольку она указывает на две конкретные формы профилактики: пропаганду и обучение населения.
Таблица N 6
Обучение населения и противопожарная пропаганда
Статья 19 Закона N 69-ФЗ
Статья 63 Закона N 123-ФЗ
Оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения
Организация обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний
Разнообразие форм осуществления противопожарной пропаганды раскрыто в ст. 25 Закона N 69-ФЗ. Их спецификация в рамках полномочий муниципалитетов должна быть направлена на жилой сектор, работу с неблагополучными слоями населения, которые в основном и становятся жертвами пожаров.
Обучение мерам пожарной безопасности должно проводиться с неработающим населением, которое не проходит это обучение на предприятиях и в организациях (это обучение достаточно четко регламентировано) [4].
Отдельным направлением профилактики пожаров должна быть обозначена работа с детьми и молодежью, так как именно в детском и юношеском возрасте наиболее эффективно усваиваются азы культуры безопасного поведения. Одной из наиболее распространенных форм профилактики является создание и организация деятельности дружин юных пожарных.
Направление деятельности, связанное с осуществлением профилактики пожаров, также нуждается в концептуальной доработке.
Иные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований. Организация связи, оповещения о пожаре, планирования мероприятий в различных формах, установление особого противопожарного режима являются неотъемлемой частью рассматриваемого вопроса местного значения, однако здесь требуются лишь детализация и унификация формулировок (табл. 7).
Таблица N 7
Иные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
муниципальных образований
Статья 19 Закона N 69-ФЗ
Статья 63 Закона N 123-ФЗ
Организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре
Обеспечение связи и оповещения населения о пожаре
Включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов
Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории.
Разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности
Установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности
Установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия
Проблемы разграничения полномочий. Отсутствие четкого разграничения компетенции в области пожарной безопасности между органами публичной власти приводит к неопределенности, связанной с финансовым обеспечением этого полномочия. Фактическая невозможность органов местного самоуправления обеспечить финансирование первичных мер пожарной безопасности становится следствием неэффективности решения рассматриваемого вопроса местного значения.
Немаловажной организационно-правовой проблемой является и то, что из круга правоотношений в области пожарной безопасности оказались исключенными самые крупные, а следовательно, обладающие большими финансовыми и организационными возможностями органы местного самоуправления муниципальных районов.
На наш взгляд, существует три пути, которые помогут решить сразу два концептуальных вопроса: разграничение полномочий между уровнями публичной власти и финансовым обеспечением.
Первый - отнесение рассматриваемого полномочия к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации с возможностью его передачи органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как наиболее действенному уровню муниципальной власти вместе с вопросами финансирования возлагаемых на них обязательств. Поселенческий уровень может организовывать решение вопросов, не связанных с финансированием.
Второй путь - возложить полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по вышеобозначенной причине.
Третий путь - оставить полномочия в их существующей правовой конструкции (с учетом предложенных доработок), однако законодательно закрепить координирующую роль за органами местного самоуправления муниципальных районов. Стоит отметить, что данный путь самый эволюционный, требующий самодостаточности поселенческого уровня местного самоуправления.
Безусловно, каждый из предложенных вариантов является дискуссионным, нуждается в детальной проработке и осмыслении, однако нынешнее положение дел свидетельствует о необходимости принятия действенных мер по исправлению ситуации, когда муниципалитеты в большинстве своем лишены возможности на должном уровне реализовывать возложенные на них полномочия из-за недостаточной обеспеченности соответствующими ресурсами.
Однако общей для всех трех предложенных направлений совершенствования регулирования проблемы является необходимость выработки четких критериев бюджетной обеспеченности полномочий, связанных с обеспечением пожарной безопасности территорий. Без учета этих критериев организационный уровень обеспечения пожарной безопасности останется в исходной точке.
Выводы. Таким образом, вполне очевидно, что нормативные правовые акты, раскрывающие суть и содержание вопроса местного значения "первичные меры пожарной безопасности", обладают признаками бессистемности, имеют расплывчатые, а зачастую и противоречивые формулировки; требования пожарной безопасности в данной сфере четко не проработаны, а имеющиеся не персонифицированы и носят в определенной степени декларативный характер. Дефиниция понятия "первичные меры пожарной безопасности" раскрыта поверхностно; градация полномочий для сельских и городских населенных пунктов также вызывает множество вопросов.
Подводя итог, можно сделать ряд основополагающих выводов, отображающих в том числе и научную новизну исследования.
Во-первых, необходимо четко сформулировать дефиницию понятия "первичные меры пожарной безопасности", отнеся данную правовую категорию к полномочиям органов местного самоуправления с общим описанием ее целевой направленности.
Во-вторых, нужна детальная переработка существующих нормативных правовых актов с институциональным пересмотром модели реализации первичных мер пожарной безопасности. Требуется их систематизация, синхронизация, дополнение рядом положений (основные из которых - безопасность объектов проживания и профилактика пожаров) с одновременной детализацией в виде обязательных требований для всех участников правоотношений. Для этого необходимо внести изменения в ст. 19 Закона N 69-ФЗ, ст. 63 Закона N 123-ФЗ, а также разработать отдельный раздел с целью дополнения Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
В-третьих, следует четко разграничить полномочия в области пожарной безопасности муниципальных образований между органами публичной власти, определив источники финансовой обеспеченности полномочий. При этом считаем необходимым исключить имеющиеся различия между городскими и сельскими населенными пунктами.
Список литературы
1. Евдокимов А.С. Проблемы правовой регламентации деятельности органов местного самоуправления по тушению пожаров // Вестник Московского университета МВД России. 2009. N 12. С. 74 - 76.
2. Евдокимов А.С. Федеральный закон "О добровольной пожарной охране": проблемы правоприменения // Современное право. 2012. N 12. С. 42 - 46.
3. Макаркин С.В. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности как вопрос местного значения муниципальных образований (нормативное правовое закрепление) // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. 2015. N 2. С. 20 - 24.
4. Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций": утв. Приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2018. N 13.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
6. О добровольной пожарной охране: Федер. закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. N 19.
7. О пожарной безопасности: Федер. закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст. 3649.
8. О противопожарном режиме: Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 // Собрание законодательства РФ. 2012. N 19.
9. Положение о пожарно-спасательных гарнизонах: утв. Приказом МЧС России от 25.10.2017 N 467. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-mchs-rossii-ot-25102017-n-467/prilozhenie-n-1/ (дата обращения: 12.02.2020).
10. Провозин А.В. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности как вопрос местного значения и юридическое закрепление полномочий органов местного самоуправления по его реализации // Право и практика. 2015. N 4. С. 47 - 52.
11. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федер. закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. N 30. Ч. 1. Ст. 3579.
12. Упоров И.В. Обеспечение пожарной безопасности на территории муниципального образования органами местного самоуправления: организационно-правовые проблемы // Теория и практика общественного развития. 2017. N 10. С. 53 - 57.
References
1. Evdokimov A.S. Problemy pravovoi reglamentatsii deiatel'nosti organov mestnogo samoupravleniia po tusheniiu pozharov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2009. N 12. S. 74 - 76.
2. Evdokimov A.S. Federal'nyi zakon "O dobrovol'noi pozharnoi okhrane": problemy pravoprimeneniia // Sovremennoe pravo. 2012. N 12. S. 42 - 46.
3. Makarkin S.V. Obespechenie pervichnykh mer pozharnoi bezopasnosti kak vopros mestnogo znacheniia munitsipal'nykh obrazovanii (normativnoe pravovoe zakreplenie) // Vestnik Voronezhskogo instituta GPS MChS Rossii. 2015. N 2. S. 20 - 24.
4. Normy pozharnoi bezopasnosti "Obuchenie meram pozharnoi bezopasnosti rabotnikov organizatsii": utv. Prikazom MChS Rossii ot 12.12.2007 N 645 // Biulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti. 2018. N 13.
5. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniia v Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2003. N 40. St. 3822.
6. O dobrovol'noi pozharnoi okhrane: Feder. zakon ot 06.05.2011 N 100-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. N 19.
7. O pozharnoi bezopasnosti: Feder. zakon ot 21.12.1994 N 69-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1994. N 35. St. 3649.
8. O protivopozharnom rezhime: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25.04.2012 N 390 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. N 19.
9. Polozhenie o pozharno-spasatel'nykh garnizonakh: utv. Prikazom MChS Rossii ot 25.10.2017 N 467. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-mchs-rossii-ot-25102017-n-467/prilozhenie-n-1/ (data obrashcheniia: 12.02.2020).
10. Provozin A.V. Obespechenie pervichnykh mer pozharnoi bezopasnosti kak vopros mestnogo znacheniia i iuridicheskoe zakreplenie polnomochii organov mestnogo samoupravleniia po ego realizatsii // Pravo i praktika. 2015. N 4. S. 47 - 52.
11. Tekhnicheskii reglament o trebovaniiakh pozharnoi bezopasnosti: Feder. zakon ot 22.07.2008 N 123-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. N 30. Ch. 1. St. 3579.
12. Uporov I.V. Obespechenie pozharnoi bezopasnosti na territorii munitsipal'nogo obrazovaniia organami mestnogo samoupravleniia: organizatsionno-pravovye problemy // Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia. 2017. N 10. S. 53 - 57.
Подписано в печать
30.04.2020