Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Информация о публикации
"Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения", 2021, N 5
Примечание к документу
Название документа
Статья: Организация тактико-специальных учений по пожарной безопасности в медицинских организациях
("Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения", 2021, N 5)
Статья: Организация тактико-специальных учений по пожарной безопасности в медицинских организациях
("Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения", 2021, N 5)
"Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения", 2021, N 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕНИЙ ПО ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В статье рассмотрены вопросы документационного обеспечения организации и проведения тактико-специальных учений по пожарной безопасности в медицинских организациях. Публикация содержит образцы формализованных документов на тактико-специальное учение на тему "Ликвидация медико-санитарных последствий условного пожара в медицинской организации", которые могут помочь в организации таких учений.
Проведение тактико-специальных учений (ТСУ) по пожарной безопасности в медицинских организациях является важнейшей составляющей обеспечения пожарной безопасности учреждений здравоохранения, включая подготовку руководителей больницы и ее структурных подразделений, персонала и пациентов. Обычно такие учения проводятся совместно с представителями территориальных подразделений МЧС России в соответствии с планом-графиком проведения ТСУ.
Замысел тактико-специального учения по ликвидации
медико-санитарных последствий условного пожара
в медицинской организации
Тема: "Ликвидация медико-санитарных последствий условного пожара в медицинской организации".
Учебные цели:
1. Отработать вопросы оповещения и связи при возникновении пожара с аварийно-спасательными подразделениями МЧС России, ССМП и другими экстренными оперативными службами, а также взаимодействия пожарных подразделений с администрацией больницы и специальными службами.
2. Совершенствовать навыки руководящего состава по руководству действиями персонала больницы при возникновении и тушении пожара в здании с массовым пребыванием людей.
3. Совершенствовать практические навыки сотрудников подразделений, принимающих участие в ликвидации пожара, организации внутрибольничной эвакуации персонала и больных, в оказании первой помощи пораженным.
4. Практически отработать приемы и способы эвакуации больных, сотрудников и посетителей из многоэтажного здания, а также организации внутрибольничной перепрофилизации коек, осуществления медицинской эвакуации пациентов в другие лечебные учреждения.
Время проведения: "__" ________ ____ г.
Место проведения: ___________________ (указать наименование и адрес медицинской организации).
На учение привлекаются: специалисты органов управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, медицинских организаций области (города), руководящий состав и персонал больницы; силы и средства аварийно-спасательных подразделений МЧС России, специалисты ССМП и других заинтересованных учреждений.
В качестве статистов привлекается ____ совершеннолетних студентов подведомственных образовательных медицинских организаций.
В России каждые 4 - 5 минут вспыхивает пожар и ежегодно погибает от пожаров около 9 тысяч человек. Пожар - это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей.
Основными причинами пожара являются: неисправности в электрических сетях, нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т.п.).
Основными опасными факторами пожара являются: тепловое излучение, высокая температура, отравляющее действие дыма (продуктов сгорания: окиси углерода и др.) и снижение видимости при задымлении.
Территориальная система РСЧС области (города) находится в постоянной готовности к реагированию на возникновение возможных ЧС.
Органы управления, силы и средства РСЧС и службы медицины катастроф (СМК) области (города) функционируют в режиме повседневной деятельности. Функции штаба службы медицины катастроф возложены на территориальный центр медицины катастроф.
Учение проводится в один этап с последовательной отработкой следующих вопросов:
- своевременного обнаружения пожара;
- оповещения, сбора и анализа медико-санитарной обстановки;
- организации взаимодействия с органами управления других министерств и ведомств при получении сигнала о пожаре;
- организации оказания первой и первичной медико-санитарной помощи пострадавшим.
В ходе учения отрабатываются вопросы взаимодействия службы медицины катастроф, органов управления здравоохранением и медицинских организаций области (города) с органами исполнительной власти, органами управления и аварийно-спасательными формированиями МЧС России, МВД России, ФМБА России, а также другими заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями.
Особое внимание уделяется отработке вопросов организации взаимодействия с противопожарными подразделениями МЧС России при тушении пожара, внутрибольничной эвакуации персонала и больных, перепрофилизации коек в больнице, перераспределения пострадавших и больных в случае необходимости в другие медицинские организации ___________________ (указать).
В ходе учения также отрабатываются вопросы оказания первой помощи пострадавшим до оказания им медицинской помощи лицами, обязанными ее оказывать по федеральному закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками Государственной противопожарной службы, сотрудниками органов внутренних дел, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).
Для отработки указанных практических навыков ТЦМК в приемно-диагностическое отделение больницы доставляются тренажеры-манекены пострадавших (взрослых) с выносными электрическими контроллерами для отработки приемов сердечно-легочной реанимации.
Под руководством сотрудников ТЦМК с сотрудниками полиции, МЧС России, аварийно-спасательных служб проводятся занятия по проверке навыков оказания первой помощи. При необходимости даются рекомендации по организации обучения навыкам оказания первой помощи.
Учебные вопросы отрабатываются на фоне условного пожара, произошедшего в хирургическом корпусе больницы.
Руководством больницы на каждого условно пострадавшего предварительно разрабатываются имитационные талоны, в которых указываются симптомы поражения и вносится условный диагноз.
Порядок проведения учения
До начала учения: с ____ до ____ "__" _________ ____ г. проведение инструкторско-методического совещания с представителями - участниками специального учения (далее - СУ).
Начало учения - __________ "__" _________ ____ г.
Продолжительность учения с __________ до ______________ "__" _________ ____ г.
Подведение итогов учения: с __________ до _____________ "__" _________ ____ г.
В ___ час. "__" _________ ____ г. на этаже корпуса больницы в результате короткого замыкания электропроводки произошло возгорание. Распространение пожара происходит по сгораемым материалам, от высоких температур возможно обрушение конструкций некапитального характера. В результате пожара создалась среда с сильным задымлением, имеется угроза здоровью пациентов и персоналу отделения.
Городская больница ______________ - многопрофильное лечебное учреждение, которое располагает современным медицинским оборудованием, высококвалифицированными специалистами и передовыми технологиями в области медицины. Расположена на ул. ______________.
В больнице круглосуточно оказывают бесплатную и платную медицинскую помощь как стационарно, так и на амбулаторных условиях.
Основные виды медицинской помощи: лечение, диагностика и консультации. Стационар больницы расположен в ___-этажном здании. Имеется один центральный вход, отдельный вход на 1, 2, 3-м этажах в приемно-диагностическое отделение и один запасной выход. Все перечисленные выходы при ЧС используются как эвакуационные выходы.
Кровля - железобетонные плиты. Выход на крышу обеспечивается через запасной выход. Стационарные пожарные лестницы не имеются.
Численность сотрудников в терапевтическом корпусе больницы ____ чел., из них наиболее работающая смена ____ чел.
Пациентов на стационарном лечении - до ____ чел.
На этажах здания располагаются в основном специализированные отделения, кабинеты. Ночью: дежурный персонал располагается на каждом этаже.
Терапевтический корпус и приемно-диагностическое отделение соединены между собой переходом на 1, 2, 3-м этажах.
Телефонная связь осуществляется от городской АТС.
Здание больницы оборудовано внутренним противопожарным водопроводом.
Электроснабжение объекта осуществляется от электрощитовой, расположенной в помещении. На всех схемах и планах эвакуации людей места отключения электричества указаны.
Освещение - ____ вольт.
Вентиляция - ___________.
Отопление - ___________.
Здание больницы оборудовано внутренним противопожарным водопроводом. Общее количество пожарных кранов (ПК) в здании ___ штук.
Пожарные краны оборудованы стволами и рукавами. Общее количество огнетушителей - ___ штук.
Порядок отработки учебных вопросов
В ___ час. "__" _________ ____ г. от дежурной медсестры _______ отделения (____ этаж ________ корпуса) больницы в Службу спасения ГУ МЧС России по городу ___________ по телефону "112" поступает сообщение о пожаре, которое передается оперативному дежурному территориального центра медицины катастроф, ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" с одновременным сообщением в МВД России и другим заинтересованным ведомствам.
По предварительным данным, в __________ отделении находилось ___ больных и ________ человек медицинского персонала, всего в _________ корпусе находилось ___ больных и ____ человека медицинского персонала.
Количество пострадавших - ____ человек, из них - ____ погибли, ____ человек - тяжело пострадавшие (____ - крайне тяжелые), _____ человек - средней степени тяжести, ______ - легко пострадавшие. Детей среди пострадавших нет.
Органы управления здравоохранением города, территориальный центр медицины катастроф и медицинские организации, расположенные в городе, переведены в режим чрезвычайной ситуации.
Оказание первой помощи пострадавшим осуществляется специалистами аварийно-спасательных подразделений МЧС России.
Медицинская помощь и эвакуация пострадавших с места чрезвычайной ситуации в медицинские организации проводится силами скорой медицинской помощи и территориального центра медицины катастроф.
С ________ до _________ "__" _________ ____ г. оповещение и сбор сотрудников, уточнение обстановки и постановка задач должностным лицам.
С ________ отслеживается прохождение информации о пожаре и порядок реагирования на него службы медицины катастроф (СМК), скорой медицинской помощи (СМП) и медицинских организаций г. _____________.
С _________ специалисты ТЦМК проводят регистрацию прибывающих к месту ЧС аварийно-спасательных бригад МЧС, бригад СМП и СМК.
С __________ до _________ "__" _________ ____ г. практически отрабатываются вопросы организации тушения пожара медицинскими работниками и персоналом нештатного аварийно-спасательного формирования больницы с использованием первичных средств пожаротушения, оказания первой помощи и эвакуации пострадавших из здания с помощью спецтехники ГУ МЧС России; внутрибольничной эвакуации персонала и больных, а также материальных ценностей; перераспределения непострадавших больных в другие отделения больницы (перепрофилизация коек в отделениях больницы); организации медицинской сортировки и оказания первичной медико-санитарной помощи пострадавшим, порядка их медицинской эвакуации и распределения по медицинским организациям г. ____________ (условно).
С ___________ до _____________ "__" _________ ____ г. со специалистами аварийно-спасательных подразделений МЧС России, сотрудниками МВД России в здании отделения больницы проводится мастер-класс по правилам оказания первой помощи пострадавшим при ЧС.
В ___________ "__" _________ ____ г. проводится подведение итогов учения по организации первичной медико-санитарной помощи, включая медицинскую эвакуацию при условном пожаре в ____ корпусе больницы.
Организационные указания по подготовке и проведению
специального учения с медицинскими организациями области
(города)
В соответствии с _________ в период с _________ по __________ будет проведено специальное учение по теме: "Ликвидация медико-санитарных последствий условного пожара в больнице ___________".
Руководителем учения назначен ________________ (указать Ф.И.О., должность).
Учение преследует следующие цели:
1. Отработать вопросы оповещения и связи при возникновении пожара с аварийно-спасательными подразделениями МЧС, ССМП и другими экстренными оперативными службами, а также взаимодействия пожарных подразделений с администрацией больницы и специальными службами.
2. Совершенствовать навыки руководящего состава по руководству действиями персонала больницы при возникновении и тушении пожара в здании с массовым пребыванием людей.
3. Совершенствовать практические навыки сотрудников подразделений, принимающих участие в ликвидации пожара, организации внутрибольничной эвакуации персонала и больных, в оказании первой помощи пораженным.
4. Практически отработать приемы и способы эвакуации больных, сотрудников и посетителей из многоэтажного здания, а также организации внутрибольничной перепрофилизации коек, осуществления медицинской эвакуации пациентов в другие лечебные учреждения.
В ходе учения планируется отработать вопросы организации оповещения и сбора персонала больницы при возникновении пожара и практические мероприятия по ликвидации пожара и организации эвакуации больных и персонала с реальным привлечением аварийно-спасательных подразделений МЧС и специалистами ССМП.
В целях своевременной и качественной подготовки учения предлагаю:
1. Руководителям медицинских организаций, привлекаемых на учения:
- уточнить планы экстренной выписки больных, временного их размещения в приспособленных помещениях стационара и экстренного перевода больных, нуждающихся в продолжении лечения в стационарных условиях, в другие профильные медицинские организации (стационары);
- уточнить наличие запасов антидотных средств соответствующей номенклатуры, порядка их применения; уточнить планы-задания на случай чрезвычайной ситуации, схемы экстренного оповещения медицинского персонала и отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения (для стационаров);
- уточнить планы действий медицинских организаций в случае поступления пострадавших (организация работы приемно-сортировочного отделения, санитарного пропускника, наличие необходимых запасов лекарственных препаратов для пострадавших).
2. Главному врачу _____________ больницы:
- разработать календарный план подготовки к учению и имитационные талоны на каждого статиста согласно замыслу учения;
- организовать подготовку мест проведения специального учения;
- отработать вопросы межведомственного взаимодействия с выездными бригадами, нарядами, командами экстренных оперативных служб _______________ области (города);
- уточнить мероприятия по организации и выполнению медицинской сортировки, своевременному оказанию экстренной медицинской помощи, эвакуации пострадавших в медицинские учреждения;
- разработать необходимые планирующие документы на специальное учение;
- до __________ провести со всем персоналом больницы практические обучающие занятия по организации работы приемно-сортировочного отделения, инструктажи по оказанию помощи пострадавшим от угарного газа и продуктов горения;
- до ___________ провести занятия по соблюдению мер безопасности со всеми участниками учения;
- подготовить помещение для проверки знаний и практических навыков оказания первой помощи пострадавшим у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников и работников Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб на манекенах-тренажерах (ПДО);
- доклад о готовности к проведению специального учения представить в ____________ до "__" _________ ____ года.
В ходе учения предусмотреть и обеспечить готовность практического выполнения следующих мероприятий:
- проверку эффективности разработанных схем оперативного информирования всех экстренных служб, задействованных при возникновении ЧС, здравоохранения _________________ области (города), МЧС, МВД, ФСБ России области (города) по телефонной связи и системе ГЛОНАСС;
- отработку практических навыков сотрудников подразделений, принимающих участие в ликвидации пожара;
- организацию мероприятий по оказанию психолого-психиатрической помощи пострадавшим;
- отработку практических навыков оказания первой помощи пострадавшим сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, специалистами Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательных формирований.
Руководитель территориального органа управления здравоохранением
Подписано в печать
26.04.2021