Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Обеспечение пожарной безопасности лесных и иных насаждений: уголовно-правовой аспект
(Антонченко В.В.)
("Экологическое право", 2018, N 3)
Примечание к документу
Дата
28.05.2018
Информация о публикации
Антонченко В.В. Обеспечение пожарной безопасности лесных и иных насаждений: уголовно-правовой аспект // Экологическое право. 2018. N 3. С. 8 - 12.
Статья: Обеспечение пожарной безопасности лесных и иных насаждений: уголовно-правовой аспект
(Антонченко В.В.)
("Экологическое право", 2018, N 3)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕСНЫХ И ИНЫХ НАСАЖДЕНИЙ:
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В.В. АНТОНЧЕНКО
Антонченко Вадим Викторович, заместитель начальника Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России по учебно-научной работе, кандидат юридических наук.
Статья посвящена уголовно-правовому анализу преступных посягательств на пожарную безопасность лесных и иных насаждений. Проблемы лесных пожаров, как и вопросы правовой охраны лесов, остро стоят как в России, так и в других странах. По мнению автора, российское уголовное законодательство в сфере охраны лесных и иных насаждений в целом выполняет свою превентивную функцию. Вместе с тем эффективность уголовно-правовых норм в данной сфере более чем где-либо зависит от уровня правового, криминалистического и организационно-управленческого обеспечения раскрытия и расследования преступлений.
Ключевые слова: лесные пожары, охрана леса, уничтожение или повреждение лесных насаждений, уголовная ответственность, экологическая безопасность, экологические преступления.
Maintenance of Fire Safety of Forests and Other Plantations: a Criminal Law Aspect
V.V. Antonchenko
Antonchenko Vadim V., Deputy Head for Education and Research of the Far Eastern Fire Rescue Academy of the EMERCOM of Russia, Candidate of Legal Sciences.
The article is devoted to criminal-legal analysis of criminal attacks on the fire safety of forest and other plantations. The problem of forest fires, as the issues of legal protection of forests are acute both in Russia and in other countries. According to the author, the Russian criminal legislation in the sphere of protection of forest and other trees in general fulfils its preventive function. However, the effectiveness of criminal law in this area more than anywhere else depends on the level of legal, forensic and organizational management ensure the disclosure and investigation of crimes.
Key words: forest fires, protection of forests, destruction or damage of forest plantations, criminal liability, environmental safety, environmental crime.
В России ежегодно в среднем регистрируется около 16 тыс. лесных пожаров, из них около 1 500 являются крупными; площадь, пройденная огнем на землях лесного фонда, в среднем составляет около 6 млн гектаров (60 тыс. кв. км). Средняя площадь одного лесного пожара составляет около 150 гектаров. Крупные, занимающие значительные площади и угрожающие населенным пунктам, пожары составляют примерно десятую часть всех лесных пожаров.
Лесным пожаром является стихийное распространение огня в лесу, в результате которого уничтожаются или повреждаются лесные насаждения. Стихийность возникновения и распространения огня, уничтожение или повреждение лесного массива, как правило, на значительной площади можно считать основными признаками лесного пожара.
Особенностью лесных пожаров является значительное отличие их ежегодных показателей от средних многолетних значений. Так, по данным Рослесхоза <1>, наиболее неблагоприятными за последние 15 лет наблюдений в данном отношении являются 2003 и 2012 гг., в каждый из которых было зарегистрировано более 30 тыс. лесных пожаров на площади около 14 млн гектаров (140 тыс. кв. км), а наиболее благоприятными - 2001, 2004, 2005 гг.: по 2 - 5 тыс. пожаров на площади 0,2 - 1 млн гектаров (2 - 10 тыс. кв. км).
--------------------------------
<1> Сайт Федерального агентства лесного хозяйства. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/media/event (дата обращения: 10.04.2018).
Печальное первенство как по количеству пожаров, так и по площади, пройденной огнем, традиционно принадлежит Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам, где ежегодно регистрируется около 60% от количества всех лесных пожаров в России. При этом их площадь составляет более 95% от общей площади, пройденной в таких пожарах огнем.
Ежегодный ущерб от лесных пожаров в России составляет около 25 млрд руб., затраты на их тушение - около 2 млрд руб. При этом ежегодно предотвращаемый в результате деятельности пожарных подразделений ущерб, по оценкам специалистов Рослесхоза и МЧС России, сопоставим с причиненным и составляет 17 - 22 млрд руб.
Главным фактором, влияющим на возникновение лесных пожаров, является антропогенный - более 85% лесных пожаров возникает по вине человека. Основной среди иных причин возникновения лесных пожаров являются грозовые разряды. По некоторым оценкам, лишь небольшая доля пожаров (около 1,5% от их общего числа) может считаться стихийным бедствием. Подавляющее же количество возгораний рукотворно <2>.
--------------------------------
<2> Антонченко В.В. Криминальные пожары // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (электронный журнал). СПб.: ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России", 2015. N 3(15). С. 99 - 104.
Основной причиной распространения огня на огромных территориях является недостаточное количество сил и средств на тушении лесных пожаров. Недостоверные и, как правило, запаздывающие данные о возникновении, скорости распространения и площади, охваченной огнем, зачастую приводят к неверной тактике их тушения.
Правовое обеспечение пожарной безопасности лесных и иных насаждений осуществляется значительным массивом нормативных правовых актов различной юридической силы. Прежде всего в этой связи необходимо отметить нормы Лесного
кодекса Российской Федерации, Федеральных законов
"О пожарной безопасности", "
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и
Постановления Правительства "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".
Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) достаточно подробно регулирует охрану лесов от пожаров. Отдельными нормами регулируются: охрана лесов от пожаров (
ст. 52 ЛК РФ), пожарная безопасность в лесах (
ст. 53 ЛК РФ), предупреждение лесных пожаров (
ст. 53.1 ЛК РФ), мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (
ст. 53.2 ЛК РФ), планы тушения лесных пожаров (
ст. 53.3 ЛК РФ), тушение лесных пожаров (
ст. 53.4 ЛК РФ), ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах (
ст. 53.5 ЛК РФ), мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (
ст. 53.6 ЛК РФ), мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (
ст. 53.7 ЛК РФ), выполнение работ по охране лесов от лесных пожаров (
ст. 53.8 ЛК РФ) <3>.
--------------------------------
<3> Лесной
кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2006. N 50. 11 дек. Ст. 5278.
Важное место в системе мер предупреждения преступлений и преступности в целом занимают уголовное законодательство и практика его применения <4>. Вместе с тем показатели обеспечения пожарной безопасности и борьбы с лесными пожарами правовыми средствами вряд ли можно признать благоприятными. Так, в 2014 г. по факту 16 069 лесных пожаров, из которых 1 642 являлись крупными, возбуждено 2 400 уголовных дел, по которым привлечено к уголовной ответственности лишь 122 виновных лица. При этом ущерб от лесных пожаров составил 23,5 млрд руб., а затраты на их тушение - 2,1 млрд руб. <5>
--------------------------------
<4> Гафурова Г.Д. Предупредительные начала российского уголовного права: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004. 195 с.
<5> Сайт Федерального агентства лесного хозяйства. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/no-fire (дата обращения: 10.04.2018).
В главе Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), посвященной экологическим преступлениям, законодатель выделяет уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в отдельный состав преступления (
ст. 261 УК РФ) <6>; это свидетельствует о том, что отечественное уголовное законодательство признает высокую общественную опасность преступных деяний, связанных с неосторожным обращением с огнем или поджогами и ежегодно причиняющих колоссальный ущерб лесному хозяйству и животному миру.
--------------------------------
<6> Здесь и далее: Уголовный
кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. 17 июня. N 25. Ст. 2954.
Первая и
вторая части данной статьи предусматривают ответственность за уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем, а третья и четвертая - за те же действия, совершенные путем поджога или иным общеопасным способом. Поскольку
ст. 261 УК РФ является бланкетной, постольку ее использование вызывает сложности, связанные как с юридическими предпосылками, так и с практическими аспектами ее применения. Это требует от практического работника, применяющего соответствующие уголовно-правовые нормы, не только знания всех без исключения норм, составляющих в комплексе правовой институт, регламентирующий соответствующую сферу общественных отношений, но и умения анализировать эти нормы в их совокупности, способности на основе этого анализа отыскать те нормы, нарушение которых содержит признаки преступления.
В соответствии с
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 21 от 18 октября 2012 г. "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" предметом преступлений, предусмотренных
ст. 261 УК РФ, являются насаждения, произрастающие не только в лесах, но и вне их: деревья, кустарники и лианы парков, аллей и т.д. При этом не имеет значения, высажены ли насаждения искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека <7>.
--------------------------------
<7>
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 21 от 18 октября 2012 г. "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" // Российская газета. N 5924(251). 2012. Федеральный выпуск. 31 окт.
С объективной стороны преступление выражено в уничтожении или повреждении лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (
части первая и
вторая ст. 261 УК РФ) либо в их умышленном поджоге (
части третья и
четвертая ст. 261 УК РФ).
Под неосторожным обращением с огнем может пониматься как нарушение общих мер предосторожности, так и нарушение специальных требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение пожара: разведение и оставление непотушенных костров, выжигание хвороста, сухой травы, бросание горящих спичек, окурков и т.п. <8>
--------------------------------
<8>
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" // СЗ РФ. 2007. N 28. 9 июля. Ст. 3432.
Поджог лесных и иных насаждений применительно к
ст. 261 УК РФ состоит в умышленных действиях, направленных на уничтожение или повреждение насаждений с помощью открытого огня (зажигание травы, разведение костров, разбрасывание факелов, использование горючих материалов и т.д.).
Поджоги бывают различными. Одной из основных причин тысяч ежегодных катастрофических лесных и степных пожаров в России являются палы сухой травы. Такие палы стали причиной лесоторфяных пожаров в 2010 г. в европейской части России и на Урале, в 2011 г. - на Дальнем Востоке, в 2012 г. - в Центральной Сибири и на Дальнем Востоке.
Такие пожары принимают масштабы стихийного бедствия и требуют для их ликвидации введения соответствующими органами власти режима чрезвычайной ситуации. Так, возникший в результате неконтролируемого пала сухой травы на землях сельскохозяйственного назначения в апреле 2015 г. в Хакасии пожар за три дня уничтожил более тысячи жилых домов в сорока населенных пунктах. Погибли десятки людей, а несколько сотен человек получили травмы. Прямой имущественный ущерб от этого пожара составил более 7 млрд руб. <9>
--------------------------------
<9> Пожары в Хакасии. URL: http://ria.ru/tags/Khakassia_fire_12042015 (дата обращения: 15.04.2018).
Нормой об ответственности за уничтожение или повреждение леса путем поджога в результате неосторожного обращения с огнем или источниками повышенной опасности уголовная ответственность за уничтожение или повреждение леса не исчерпывается.
Уголовная ответственность за несоблюдение
Правил пожарной безопасности наступает также в случае причинения по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, смерти или иных тяжких последствий (оставления людей без жилья и средств к существованию, длительной приостановки и дезорганизации работы предприятий, а также причинения крупного ущерба).
Виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности за уничтожение (повреждение) чужого имущества путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (
ст. 168 УК РФ), за нарушение требований пожарной безопасности (
ст. 219 УК РФ) либо за иные, в том числе должностные, преступления, например за халатность (
ст. 293 УК РФ).
Проблемы лесных пожаров, как и вопросы правовой охраны лесов, остро стоят во всем мире. Так, ежегодно лесные пожары в США охватывают в два раза большую, а в Канаде в три раза большую территорию, чем в Российской Федерации. В любом государстве существует система профилактических мер по предотвращению лесных возгораний, и важное место в этой системе занимает уголовно-правовая профилактика как система мер предупреждения преступлений, опирающаяся на возможности частной и общей превенции, основанная на применении или угрозе применения уголовного наказания, реализуемых в связи с преступной деятельностью.
За уничтожение или повреждение лесных насаждений законодательство предусматривает достаточно серьезные санкции. Так, если стоимость насаждений, уничтоженных или поврежденных в результате неосторожного обращения с огнем, превышает пятьдесят тысяч рублей, то виновному грозит лишение свободы на срок до четырех лет; в случае же умысла поджигателя подобные деяния наказываются лишением свободы на срок до десяти лет (максимальные санкции по
ч. 2 и
ч. 4 ст. 261 УК РФ). Вряд ли такие санкции можно считать излишне суровыми, тем более в сравнении с зарубежным опытом уголовно-правовой охраны пожарной безопасности леса.
Так, американец Х., виновный в разведении костров, повлекших один из крупнейших лесных пожаров в США в 2014 г., когда огнем было уничтожено более 40 тыс. гектаров леса, сгорели 12 жилых домов и 68 построек, приговорен судом к 20 годам тюрьмы и штрафу в 60 млн долларов <10>.
--------------------------------
<10> King fire arsonist who took selfie video pleads guilty. URL: http://www.latimes.com/local/lanow/la-me-ln-king-fire-arsonist-pleads-guilty-20160408-story.html (дата обращения: 10.04.2018).
В ноябре 2016 г. премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, реагируя на охватившие массовые пожары, в результате чего в ряде городов страны было объявлено чрезвычайное положение, объявил, что каждый пожар, который произошел в результате поджога или подстрекательства к поджогу, будет квалифицирован как терроризм <11>.
--------------------------------
<11> Сайт информационного агентства "Интерфакс". URL: http://www.interfax.ru/world/538490 (дата обращения: 10.04.2018).
Мотивы и цели могут выступать в качестве общих смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств. Анализ норм
гл. 26 УК РФ показывает, что ни в одном составе экологического преступления нет прямого указания на мотив или цель. Это означает, что в составах экологических преступлений мотив и цель выступают как обстоятельства, которые могут учитываться судом при назначении наказания.
При анализе субъективной стороны особое внимание следует уделить субъекту преступления, которым может быть вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Однако подобная преступная деятельность, связанная с поджогами или неосторожным обращением с огнем, характерна как раз для несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет. В научной литературе появилась точка зрения о целесообразности снижения возраста привлечения к ответственности до 14 лет. Данное предложение обосновано тем, что в таком возрасте человек осознает вред, наносимый природной среде уничтожением лесных и иных насаждений, и может предвидеть последствия их уничтожения в случае совершения поджога <12>.
--------------------------------
<12> Сулейманов А.Л. Уголовно-правовой и криминологический анализ незаконной порубки деревьев и кустарников (по материалам Республики Дагестан): Дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2002. С. 33.
Уголовно-правовая профилактика преступности направлена прежде всего на недопущение рецидива или повторного совершения преступления. По мнению автора, отечественное уголовное законодательство в сфере охраны лесных и иных насаждений в целом выполняет свою превентивную функцию. Анализируя уголовно-правовые нормы, охраняющие лесные и иные насаждения от пожара, следует отметить, что эффективность их применения сегодня напрямую зависит от уровня правового, криминалистического и организационно-управленческого обеспечения раскрытия и расследования преступлений в рассматриваемой сфере.
Крайне незначительное (на фоне большого количества криминальных лесных пожаров и огромного ущерба от них) количество возбужденных по
ст. 261 УК РФ, а впоследствии доведенных до суда уголовных дел объясняется трудностями у следователей и дознавателей по раскрытию и расследованию преступлений, особенно в удаленных районах, на которые приходится до 90% от количества всех лесных пожаров. В сфере расследования лесных пожаров необходимо создание инфраструктуры расследования как системы условий его эффективности, включающей информационную обеспеченность следователя, научно-методическое и материально-техническое обеспечение, а также мобилизацию участников расследования, создание готовности к их активному и своевременному функционированию.
Изучение автором нескольких десятков уголовных дел по
ст. 261 УК РФ показывает, что не являются редкостью факты их возбуждения по прошествии шести и более месяцев (иногда до одного года) с момента возникновения пожара. Бесспорно, что уже одно это не может не сказаться отрицательно на эффективности уголовно-правовой борьбы с рассматриваемым видом преступлений. Также обращает на себя внимание факт недостаточной подготовки сотрудников правоохранительных органов, расследующих дела о лесных (степных) пожарах и привлекающих граждан к уголовной ответственности. Подобная некомпетентность влечет за собой многочисленные ошибки, прежде всего в вопросах квалификации указанных деяний.
На эффективность уголовно-правовой превенции преступлений в исследуемой сфере в немалой степени влияют также несогласованность мер по предупреждению лесных пожаров, принимаемых заинтересованными ведомствами, распоряжения которых по этому вопросу зачастую не подкреплены реальным ресурсным и финансовым обеспечением.
Российское общество крайне нуждается в реальном обеспечении безопасности своих граждан. Борьба с преступлениями, связанными с лесными пожарами, должна рассматриваться как одно из направлений уголовной политики и вестись на основе глубокого и всестороннего исследования данной проблемы, планового взаимодействия всех ее субъектов: федеральных органов власти и органов местного самоуправления, надзорных органов, правоохранительных служб и следственных аппаратов.
Литература
1. Антонченко В.В. Криминальные пожары / В.В. Антонченко // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (электронный журнал). 2015. N 3(15). С. 99 - 104.
2. Гафурова Г.Д. Предупредительные начала российского уголовного права: Дис. ... канд. юрид. наук / Г.Д. Гафурова. Казань, 2004. 195 с.
3. Сулейманов А.Л. Уголовно-правовой и криминологический анализ незаконной порубки деревьев и кустарников (по материалам Республики Дагестан): Дис. ... канд. юрид. наук / А.Л. Сулейманов. Махачкала, 2002. 176 с.