Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: О понятии, содержании и классификации мер административного принуждения в области обеспечения пожарной безопасности
(Фарафонова М.В.)
("Административное право и процесс", 2016, N 6)
Примечание к документу
Дата
04.04.2016
Информация о публикации
Фарафонова М.В. О понятии, содержании и классификации мер административного принуждения в области обеспечения пожарной безопасности // Административное право и процесс. 2016. N 6. С. 82 - 84.


Статья: О понятии, содержании и классификации мер административного принуждения в области обеспечения пожарной безопасности
(Фарафонова М.В.)
("Административное право и процесс", 2016, N 6)

О ПОНЯТИИ, СОДЕРЖАНИИ И КЛАССИФИКАЦИИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРИНУЖДЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
М.В. ФАРАФОНОВА
Фарафонова Мария Владимировна, адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России.
В статье раскрывается авторский подход к современному пониманию административного принуждения, а также административного принуждения в области пожарной безопасности, дается его характеристика, понятие и классификация.
Ключевые слова: административное право, административное законодательство, административное принуждение, административное принуждение в области пожарной безопасности.
On Notion, Content and Classification of Measures of Administrative Enforcement in the Field of Ensuring Fire Safety
M.V. Farafonova
Farafonova Maria V., Junior Scientific Assistant of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Internal Affairs Bodies of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
The article reveals the author's approach to modern understanding of administrative enforcement and administrative enforcement in the field of fire safety, gives its characteristics, notion and classification.
Key words: administrative law, administrative legislation, administrative enforcement in the field of fire safety.
Вопросы административного принуждения неоднократно исследовались в теории административного права. До настоящего времени ученые так и не пришли к единому мнению относительно определения административного принуждения. Некоторые называют такое принуждение административным, другие - административно-правовым. Одни рассматривают административное принуждение во взаимосвязи с административным правонарушением <1>, иные считают, что такая связь вовсе не обязательна <2>.
--------------------------------
<1> См.: Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2010. С. 214; Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс: Монография. М., 2003. С. 83; Севрюгин В.Е. Проблемы административного права: Учебное пособие. Тюмень: ТВШМ МВД РФ, ТГУ, 1994. С. 90; Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. М.: Норма, 2009. С. 586 - 589; и др.
<2> См.: Административное право: Учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. М.: ДГСК МВД России, 2011. С. 198; Попугаев Ю.И. Административно-процессуальные меры, применяемые в связи с совершением правонарушения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 36; и др.
Представляется, объем мер административного принуждения существенно шире административных мер, применяемых в связи с совершением правонарушения. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 "О Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы предоставляется право ограничивать или запрещать доступ транспорта и пешеходов к местам пожаров и зонам чрезвычайных ситуаций <3>. Ограничение прав и свобод отдельных лиц в данном случае очевидно, однако необходимость такого рода деятельности не вызывает сомнений, поскольку позволяет предотвратить возможное наступление иных негативных последствий (например, повреждение имущества или гибель людей).
--------------------------------
<3> См.: СЗ РФ. 2005. N 26. Ст. 2649 (в ред. СЗ РФ. 2014. N 21. Ст. 2694).
Как справедливо отмечает А.И. Каплунов, "меры принуждения - это закрепленные законом способы, приемы и средства воздействия личного, имущественного и организационного характера, позволяющие заставить лицо исполнять юридические обязанности и соблюдать правовые запреты, и состоящие из правовых ограничений, лишений, обременений, ответных действий, влекущих наступление правового урона, причинение морального, материального и физического вреда" <4>. Полагаю, применение мер административного принуждения целесообразно как в связи с неправомерными действиями, так и в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
--------------------------------
<4> Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 20.
Продолжение дискуссии по определению понятия и содержания административного принуждения говорит о необходимости продолжения научного исследования данной проблемы в теории административного права. Следует отметить, что до настоящего времени в административно-правовой науке не сложилось общепринятого варианта классификации и систематизации мер административного принуждения. Можно сказать, что общепринятая система мер административных принуждений до сих пор доктринально не сформировалась. Критериями классификации в большинстве случаев служат цели применения мер административного принуждения и способ обеспечения правопорядка. Однако среди ведущих ученых нет пока единства мнений по этому вопросу <5>.
--------------------------------
<5> Каплунов А.И. О классификации мер государственного принуждения // Государство и право. 2006. N 3. С. 5 - 13; Петров Г.И. Советское административное право. Л., 1960. С. 299 - 301; Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М., 1975. С. 70 - 71; и др.
Наиболее интересной и перспективной представляется четырехзвенная система административных принуждений, которой придерживаются профессора А.П. Коренев, А.И. Каплунов и др. Это: 1) административно-предупредительные меры; 2) меры административного пресечения; 3) меры процессуального обеспечения; 4) меры административной ответственности или административные наказания <6>.
--------------------------------
<6> См.: Коренев А.П. Административное право России: Учебник. М.: Щит-М, 2000. Часть 1. С. 218; Административное право: Учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. М.: ДГСК МВД России, 2011. С. 190.
В данной классификации небезуспешно совмещены достаточно полноценно составленные, но не преувеличенные группы мер, и в то же время нет излишнего нагромождения конструкции системы. Следует заметить, что в новом КоАП РФ нашли свое отражение меры административной ответственности и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В то же время, как отмечают некоторые авторы, у такой системы имеются и определенные недостатки, основным из которых является тот факт, что одни и те же меры административного принуждения могут быть отнесены к мерам административного предупреждения, пресечения или административно-процессуального обеспечения <7>.
--------------------------------
<7> См.: Денисенко В.В., Позднышов А.Н., Михайлов А.А. Административная юрисдикция органов внутренних дел: Учебник. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 41.
В системе мер административных принуждений меры, применяемые должностными лицами органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы ГПН), не представлены достаточно широко, в отличие от мер, применяемых сотрудниками полиции.
Опираясь на указанную классификацию, определим меры принуждения, которые вправе применять органы ГПН.
Первую группу образуют меры, направленные на предупреждение совершения правонарушений или иных действий, посягающих на пожарную безопасность.
Как полагал А.П. Коренев, выделяются две подгруппы мер административного предупреждения. К первой подгруппе относятся меры, которые применяются в целях предотвращения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий <8>. В частности, в области пожарной безопасности должностные лица органов ГПН имеют право проводить противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности, ограничивать или запрещать доступ транспорта и пешеходов к местам пожаров и зонам чрезвычайных ситуаций <9>. Ко второй подгруппе относятся меры, которые имеют целью предупредить правонарушение, им присуща четкая профилактическая направленность. Они применяются к лицам в целях предупреждения, недопущения совершения ими правонарушений. Такими мерами в области пожарной безопасности являются проведение проверок по соблюдению требований пожарной безопасности, где проверяется соответствие выполнения организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта надзора. В случае обнаружения нарушений обязательных требований пожарной безопасности должностным лицом государственного пожарного надзора выдается организациям и гражданам предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
--------------------------------
<8> См.: Коренев А.П. Административное право России: Учебник. М.: Щит-М, 2000. Часть 1. С. 219 - 220.
<9> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 "О Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" // СЗ РФ. 2005. N 26. Ст. 2649 (в ред. СЗ РФ. 2014. N 21. Ст. 2694).
Следующая группа - меры административного пресечения. Сущность административно-пресекательных мер заключается в прекращении противоправных действий, предотвращении наступления их вредных последствий, а также создания условий для привлечения виновных лиц к ответственности.
Наиболее удачна, полагаю, классификация мер административного пресечения по способу воздействия на правонарушителя. Руководствуясь данным критерием, меры административного пресечения подразделяются на общие (обычные) и специальные (особые) путем выделения из числа мер административного пресечения специальной группы мер. Общие меры пресечения обладают признаками, свойственными всем мерам административного принуждения. Исходя из такой системы, к числу общих мер административного пресечения относятся следующие: доставление; привод; отстранение от управления транспортными средствами; задержание транспортного средства; требование о прекращении преступления или административного правонарушения. К применению общих мер пресечения органами ГПН относится вынесение предписания о выполнении обязательных требований пожарной безопасности и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
По мнению Л.Л. Попова, отличие особых мер от обычных состоит в том, что они используются только тогда, "когда все иные возможные в конкретных условиях способы прекращения особо опасных противоправных действий исчерпаны и нет других средств обеспечить охрану правопорядка и безопасности граждан" <10>. Так, например, к специальной мере пресечения относится применение органами ГПН временного запрета деятельности в случае невыполнения ранее выданного предписания.
--------------------------------
<10> См.: Административное право: Учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. М.: ДГСК МВД России, 2011. С. 198.
В третьей группе - меры административно-процессуального обеспечения. А.П. Коренев относит к таким мерам административно-процессуальное доставление и задержание, изъятие вещей и документов <11>. Органы государственного пожарного надзора применяют не все меры административно-процессуального обеспечения, а лишь небольшой перечень из них: осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и его процессуальное оформление; изъятие вещей и документов; арест товаров и иных вещей; составление протокола о временном запрете деятельности.
--------------------------------
<11> См.: Коренев А.П. Административное право России: Учебник. М.: Щит, 2000. Часть 1. С. 220.
В четвертую группу входят административные наказания, которые представляют собой меры ответственности, применяемые в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим лицом, совершившим проступок, так и другими лицами. К компетенции органов государственного пожарного надзора относятся предупреждение и административный штраф, остальные виды административных наказаний в области пожарной безопасности назначаются судом, например, административное приостановление деятельности.
Подводя итог, можно сделать вывод, что органы ГПН, являясь звеном системы государственных органов, наделены меньшим объемом полномочий, нежели полиция в рамках административного принуждения, т.к. основная функция ГПН - это осуществление надзора в области пожарной безопасности.
Литература
1. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2010. С. 214.
2. Денисенко В.В., Позднышов А.Н., Михайлов А.А. Административная юрисдикция органов внутренних дел: Учебник. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 41.
3. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. М.: Норма, 2009. С. 586 - 589.
4. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс: Монография. М., 2003. С. 83.
5. Каплунов А.И. О классификации мер государственного принуждения // Государство и право. 2006. N 3. С. 5 - 13.
6. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права: Учебное пособие. Тюмень: ТВШМ МВД РФ, ТГУ, 1994. С. 90.