Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Вправе ли медорганизация приобрести СИЗ за счет средств ОМС?
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)
Информация о публикации
Мухин С. Вправе ли медорганизация приобрести СИЗ за счет средств ОМС? // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2024. N 8. С. 58 - 61.


Статья: Вправе ли медорганизация приобрести СИЗ за счет средств ОМС?
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)


Содержание


"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8
ВПРАВЕ ЛИ МЕДОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕСТИ СИЗ
ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОМС?
В отдельных случаях необходимость приобретения учреждением СИЗ продиктована требованиями законодательства о пожарной безопасности. Вправе ли медорганизация закупить необходимые средства защиты за счет средств ОМС? Контрольный орган отвечает однозначно - нет. О том, какой вердикт вынес суд, - в статье.
Ситуация, вынесенная на рассмотрение суда
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным акта плановой комплексной выездной проверки ТФОМС в части требований восстановить в бюджет израсходованные не по целевому назначению средства, потраченные на приобретение СИЗ.
Заявитель жалобы полагал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, расходы на приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в целях соблюдения требований пожарной безопасности являются затратами на содержание объектов недвижимого имущества, необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемыми непосредственно в процессе оказания медицинской помощи. Такие расходы могут считаться расходами на содержание недвижимого имущества, в связи с чем у учреждения имелись правовые основания оплатить данные затраты за счет средств ОМС.
Решение суда по спору
Рассматривая спор, суд указал на следующее.
Правовые отношения в сфере ОМС регулируются нормами Закона N 326-ФЗ <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя (ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ):
- расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
- расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации);
- расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ;
- расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу;
- прочие расходы.
В силу п. 186 Правил N 108н <2> тариф на оплату медицинской помощи включает в себя:
- расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медорганизации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медорганизации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества;
- дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством РФ;
- расходы, определенные территориальной программой в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой за счет средств субвенций из бюджета федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в бюджет территориального фонда.
--------------------------------
<2> Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н.
Согласно п. 195 Правил N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в частности, затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медорганизацией на праве оперативного управления или приобретенного медорганизацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение названного имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Затраты на содержание объектов недвижимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат (п. 203 Правил N 108н):
- затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;
- затраты на аренду недвижимого имущества;
- затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество, закрепленное за медорганизацией или приобретенное медорганизацией за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки;
- затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с санитарными правилами и нормами;
- прочие затраты на содержание недвижимого имущества.
Вместе с тем арбитры указали, что необходимость приобретения учреждением рассматриваемых средств индивидуальной защиты следует из законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководитель организации имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые он содержит за счет собственных средств, проводить пожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
В силу п. 6 названных Правил в отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее одного средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
Следовательно, приобретение указанных средств индивидуальной защиты для работников медицинской организации является исполнением руководителем такой организации требований пожарной безопасности и не связано с оказанием медпомощи в рамках обязательного медицинского страхования.
Суды указали, что исполнение возложенной на руководителя медорганизации обязанности в области пожарной безопасности должно осуществляться им самостоятельно за счет собственных средств работодателя, а не целевых средств, выделенных на оказание бесплатной медпомощи в системе ОМС.
Таким образом, учреждение не имело правовых оснований за счет средств территориальной программы ОМС оплачивать затраты на приобретение средств индивидуальной защиты. При таких обстоятельствах арбитры отказали учреждению в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части.
* * *
В заключение отметим, что учреждению было предписано восстановить в бюджет израсходованные не по целевому назначению средства ОМС и уплатить штраф в размере 10%.
С. Мухин
Эксперт журнала
"Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Подписано в печать
01.08.2024