Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Установка пожарной сигнализации в учреждении
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 9)
Информация о публикации
Мухин С. Установка пожарной сигнализации в учреждении // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. N 9. С. 36 - 41.


Статья: Установка пожарной сигнализации в учреждении
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 9)


Содержание


"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 9
УСТАНОВКА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ
Согласно действующему законодательству каждая организация должна обеспечивать пожарную безопасность принадлежащих ей объектов. В расходы на обеспечение пожарной безопасности включаются затраты на приобретение и установку (монтаж) систем противопожарной защиты, в том числе пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения, системы противодымной защиты. В статье рассмотрим отражение операций по установке пожарной сигнализации.
Что такое пожарная сигнализация?
Пожарная сигнализация - это совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре. Названное устройство должно осуществлять выдачу команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты. Как следует из ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Принять к учету или списать на расходы?
Здания многих государственных (муниципальных) учреждений введены в эксплуатацию очень давно. Поэтому возникает вопрос: как отразить в учете операцию, если учреждение монтирует новую систему автоматического пожаротушения и пожарную сигнализацию в уже эксплуатируемом здании, которое давно числится на балансе учреждения? Для ответа на него обратимся к ВСН 58-88 (р) <1>.
--------------------------------
<1> ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.
В документе отмечается, что в ходе капитального ремонта устраняются неисправности всех изношенных элементов: они восстанавливаются или заменяются (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания, включая оснащение его недостающими видами инженерного оборудования. При этом, как сказано в Постановлении АС СЗО от 13.10.2016 N Ф07-8633/2016 по делу N А52-3638/2015, учреждение не вправе списывать произведенные затраты по установке пожарной сигнализации сразу на расходы (по подстатье 225 КОСГУ), а обязано принять к учету смонтированный объект и поставить его на баланс. Свои выводы арбитры аргументировали следующим.
Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Согласно положениям п. 45 Инструкции N 157н <2>, действовавшими в проверяемый период, инвентарным объектом основных средств может быть:
- объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
- отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
- обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. При наличии в комплексе частей с разным сроком полезного использования каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
--------------------------------
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
К сведению. Аналогичные положения сейчас содержатся в Федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденном Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства").
Исходя из совокупности нормативных положений Инструкции N 157н, обозначенных выше, охранно-пожарная сигнализация может быть квалифицирована как принадлежность основного средства в смысле п. 45 данной Инструкции, если она была учтена в составе здания и это обстоятельство подтверждено определенными доказательствами, на основании которых можно сделать вывод о наличии таких объектов для замены либо ремонта. В иных случаях охранно-пожарная сигнализация должна быть отражена в составе основных средств как объект, соответствующий признакам, названным в п. 38 Инструкции N 157н.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными учетными документами, на их основании ведется бухгалтерский учет. Следовательно, обстоятельства, связанные с оценкой правильности и достоверности бухгалтерского учета, должны подтверждаться такими доказательствами.
Учреждение в подтверждение факта принадлежности охранно-пожарной сигнализации к объекту основных средств до проведения проверки этих доказательств не представило, данное обстоятельство не было подтверждено и первичными документами, составленными по результатам проведения капитального ремонта. В смете на капитальный ремонт помещений, в акте о приемке выполненных работ отсутствовали работы по демонтажу ранее установленной пожарной сигнализации.
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд решил, что учреждение не указало охранно-пожарную сигнализацию в составе объектов основных средств и тем самым сформировало искаженную отчетность. Следовательно, выданное предписание контрольного органа о наличии нарушения и требование о принятии названного имущества на балансовый учет были правомерны.
Принятие к учету оконченного объекта
В настоящее время действует обновленная Инструкция N 157н, в соответствии с п. 45 которой инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету с учетом группировки объектов основных фондов, предусмотренной ОКОФ <3>. Как следует из документа, устройства охранной или пожарной сигнализации и аналогичная аппаратура относятся к основным фондам (код 330.26.30.50).
--------------------------------
<3> ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов, принят и введен в действие Приказом Госстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст.
Кроме того, в Письме от 21.06.2019 N 02-08-10/46506 Минфин России, что заметил, при принятии к учету пожарной сигнализации нужно исходить из установленных в учетной политике способов ведения бухгалтерского учета основных средств при их приобретении, создании и монтаже, функциональной и экономической направленности производимых расходов, принимая во внимание требования СГС "Основные средства".
Согласно п. 10 этого Стандарта оконечные устройства системы пожарной сигнализации учреждение вправе отразить в составе основных средств как самостоятельные инвентарные объекты (Письмо Минфина России от 29.01.2019 N 02-06-10/5107).
Отражение расходов на монтаж
Как сказано в Порядке N 209н <4>, расходы, производимые в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов, в том числе в объекты основных средств, при их приобретении, строительстве следует относить на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.
--------------------------------
<4> Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н.
При этом на основании Порядка N 132н <5> расходы на установку пожарной сигнализации отражаются по следующим кодам видов расходов:
- 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" - если ее установка включена в сводный сметный расчет стоимости капитального строительства;
- 243 "Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" - если ее установка, в том числе обустройство тревожной кнопки, а также расходы на работы по ее модернизации <6> осуществляются в рамках капитального ремонта в целях капитальных вложений.
--------------------------------
<5> Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н.
<6> За исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, затраты на оплату которых следует относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Расходы, связанные с не формирующими капитальные вложения работами и услугами в целях реализации требований пожарной безопасности, установленных ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", учитываются:
- по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" или 243 "Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества";
- по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
При этом сами системы пожаротушения и сигнализации относятся к оборудованию, требующему монтажа. В соответствии с п. 99 Инструкции N 157н к такому оборудованию причисляется, в частности, оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений.
Таким образом, при приобретении учреждением пожарной сигнализации и автоматических систем пожаротушения по договору (контракту), которым не предусмотрен их монтаж, они принимаются к учету в составе материальных запасов (как оборудование, требующее монтажа). После проведения всех необходимых работ пожарная сигнализация и автоматические системы пожаротушения принимаются в состав основных средств. Расходы, производимые в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов, формирующих основные фонды, в том числе в объекты основных средств, подлежат отражению на счете 0 106 01 000 "Вложения в основные средства" (см. Письмо Минфина России от 10.07.2019 N 02-08-10/51224).
Пример 1. Казенное учреждение заключило два договора с коммерческой организацией: на приобретение составных частей пожарной сигнализации и на ее установку.
В учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Произведена поставка оборудования, требующего монтажа
1 105 34 347
1 302 34 734
Оплачено поставленное оборудование
1 302 34 834
1 304 05 347
Произведен монтаж элементов системы пожарной сигнализации
1 106 31 310
1 302 28 734
Списано оборудование после его установки
1 106 31 310
1 105 34 447
Оплачены работы по монтажу оборудования
1 302 28 834
1 304 05 228
Принята к учету пожарная сигнализация
1 101 34 310
1 106 31 310
Пример 2. Изменим условия примера 1 и предположим, что установка пожарной сигнализации выполнена в рамках одного договора.
В учете учреждения будет составлены следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Смонтирована система пожарной сигнализации
1 106 31 310
1 302 31 734
Оплачены работы по монтажу оборудования
1 302 31 834
1 304 05 310
Принята к учету пожарная сигнализация
1 101 34 310
1 106 31 310
* * *
Кратко сформулируем основные выводы.
Пожарная сигнализация относится к объектам основных фондов. При строительстве объекта недвижимости она монтируется в здание. Расходы на ее установку учитываются по коду вида расходов 414. При проведении капитального ремонта ее замена отражается по коду вида расходов 243. При этом в обоих случаях монтажные работы, указанные в отдельном договоре, относятся на подстатью 228 КОСГУ, а расходы, не формирующие капитальные вложения, - на код вида расходов 244 и подстатью 226 КОСГУ.
С. Мухин
Эксперт журнала
"Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
28.08.2019