Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Устанавливаем турникет в образовательном учреждении
(Ларцева Л.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 6)
Информация о публикации
Ларцева Л. Устанавливаем турникет в образовательном учреждении // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2021. N 6. С. 14 - 22.


Статья: Устанавливаем турникет в образовательном учреждении
(Ларцева Л.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 6)


Содержание


"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 6
УСТАНАВЛИВАЕМ ТУРНИКЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Помимо обязательного оснащения системами видеонаблюдения, системами передачи тревожных сообщений (тревожной кнопкой), многие образовательные учреждения организовывают пропускной режим, устанавливая на главном входе турникеты. Это служит дополнительной гарантией безопасности детей и ограничивает доступ в учебное учреждение посторонних лиц. В данной статье ответим на следующие вопросы. Является ли установка турникетов обязательной для школ, садиков и прочих образовательных учреждений? Не противоречит ли данное оборудование требованиям пожарной безопасности? Как отразить приобретенный турникет и расходы на его установку в целях бухгалтерского учета?
Обязанность устанавливать турникет
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минпросвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства (далее - Требования). Настоящие Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий). В целях применения таких Требований под объектами (территориями) понимаются:
- комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых является Минпросвещения;
- организации, подведомственные Минпросвещения;
- органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
- организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
- иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Минпросвещения, являющиеся правообладателями объектов (территорий).
Иными словами, указанные Требования являются обязательными для таких образовательных учреждений, как школы, детские сады, учебные учреждения среднего профессионального образования.
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
е) выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством (п. 20 Требований):
1) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
2) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
3) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
4) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);
5) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;
6) организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями;
7) осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
8) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ и территориальными органами Росгвардии (подразделениями вневедомственной охраны войск Росгвардии) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Согласно Требованиям образовательные организации подлежат категорированию в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их антитеррористической защищенности с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния их защищенности, их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта. Присвоение категорий осуществляется специально созданной комиссией. Чем выше категория опасности объекта (территории), тем больше требований антитеррористической защищенности предъявляется к нему. Всего таких категорий четыре. Высшая степень опасности считается у первой категории.
В числе обязательных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), предусмотрено обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием. Данное требование актуально для всех образовательных учреждений (п. 24 Требований).
Дополнительно к этому в образовательных учреждениях третьей категории опасности основные входы в здания, входящие в их состав, должны быть оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) (п. 25 Требований).
Учреждения второй категории в обязательном порядке оснащаются системой контроля и управления доступом (СКУД) (п. 26 Требований).
Для учреждений первой категории требования еще жестче. В отношении их контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы уже при входе (въезде) на прилегающую территорию (п. 27 Требований).
Исходя из того что турникеты являются одним из элементов СКУД, в обязательном порядке ими должны оборудоваться как минимум образовательные учреждения первой и второй категорий опасности. Состав оборудования контрольно-пропускных пунктов и принципы функционирования пропускного режима в остальных образовательных учреждениях устанавливаются самостоятельно и закрепляются в локальных нормативных актах.
В любом случае основная цель установления пропускного режима - это исключение возможности бесконтрольного входа (выхода) лиц, вноса (выноса) имущества и запрещенных к обращению в образовательной организации предметов, а также въезда и стоянки автотранспорта на территории образовательной организации и выезда его с объекта.
Турникет и требования пожарной безопасности
В соответствии с п. 7 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей.
При этом обычно образовательные учреждения устанавливают турникеты не в проемах выходов (дверей), а в центральном вестибюле учебного заведения, перед дверями центрального входа. В этом случае требования вышеназванного Закона выполняются, но следует учитывать и другие противопожарные правила.
Так, ранее в соответствии с пп. "а" п. 36 Правил противопожарного режима <1> (в редакции, действовавшей до 16.04.2016) запрещалось устанавливать на путях эвакуации вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации (проходу) людей. Именно на нарушения данного пункта ссылались органы пожарного надзора, выписывая образовательным учреждениям предписания о демонтаже турникетов, установленных в холле основного входа (см., к примеру, Постановление АС ВВО от 14.12.2015 N Ф01-5316/2015 по делу N А82-6420/2014, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 25.09.2012 N 33-13568/12).
--------------------------------
<1> Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (утратили силу 01.01.2021).
Затем в указанный подпункт Правил были добавлены уточняющие условия: запрещается устраивать на путях эвакуации вращающиеся двери и турникеты, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств (пп. "а" п. 36 Правил противопожарного режима в редакции, действовавшей с 16.04.2016).
Аналогичные требования к турникетам прописаны в новых противопожарных Правилах, введенных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 с 01.01.2021 (пп. "а" п. 27).
Таким образом, на сегодняшний день прямого запрета на установку турникетов рядом с основным входом в образовательное учреждение нормативными актами не предусмотрено. В отдельных случаях их установка может быть квалифицирована как нарушение требований пожарной безопасности. Например, когда помимо основного входа/выхода в здании нет иных путей эвакуации либо когда устройство турникета не позволяет вручную (автоматически) открыть его и заблокировать в открытом состоянии на случай экстренной эвакуации людей.
Поэтому при принятии образовательным учреждением решения об установке турникета должны быть просчитаны все пожарные риски, а проект установки пропускного оборудования и прочих устройств, препятствующих свободной эвакуации людей, должен быть согласован с противопожарными службами. Иными словами, образовательное учреждение должно быть уверено в том, что турникеты установлены в соответствии с нормами закона, не создают препятствий в эвакуации детей и не угрожают их жизни и здоровью.
Бухгалтерский учет
Турникет является одним из элементов системы контроля и управления доступом (СКУД) и выполняет ряд задач. Основная задача турникета - создать физическую преграду перед человеком для организации санкционированного доступа на территорию и, соответственно, для недопущения на территорию нежелательных посетителей.
Кроме того, с помощью турникета можно осуществлять фиксацию времени прихода и ухода каждого проходящего через турникет.
Модификации турникетов могут быть различны и по виду (триподы, роторные, створчатые), и по принципам работы (ручные, автоматические), и по набору функций.
В зависимости от поставленных задач турникет может быть оснащен:
- считывателем - для прохода по картам-пропускам или биометрическим данным;
- блоком питания - для непрерывной работы в случае перепадов напряжения в электрической сети;
- ограждениями - преграждающие планки закрывают остальную часть прохода, которую не перекрывает турникет;
- картоприемниками.
Турникет устанавливается не на один год. Как правило, организации, занимающиеся поставкой и установкой турникета, гарантируют срок его службы не менее двух лет.
В целях введения турникетов в эксплуатацию соответствующими специалистами проводятся их монтаж (установка), наладка и пробный пуск. Способы установки турникетов также могут различаться. Для лучшей устойчивости обычно такое оборудование прикрепляется либо к полу, либо к стене здания.
С учетом срока полезного использования готовый смонтированный турникет целесообразно учитывать в составе объектов основных средств. При этом решение о том, принимать к учету данное оборудование как самостоятельный инвентарный объект либо отражать турникет в составе инвентарного комплекса объектов основных средств - СКУД, принимает учреждение самостоятельно и закрепляет его в учетной политике. И тот, и другой вариант не противоречит как положениям Инструкции N 157н <2>, так и положениям СГС "Основные средства" <3>.
--------------------------------
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<3> Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н.
В Письме Минфина России от 21.09.2017 N 02-06-10/61195 сообщается, что в целях применения ОКОФ <4> оборудование системы контроля доступа относится к группировке "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты" с использованием кода 330.26.30.50 "Устройства охранной или пожарной сигнализации и аналогичная аппаратура". Для начисления амортизации по данным объектам целесообразно выбрать шестую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно).
--------------------------------
<4> Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст).
С учетом указанного кода ОКОФ для учета оборудования системы контроля доступа применяется аналитический счет 0 101 04 000 "Машины и оборудование".
Обычно приобретение и установка турникета осуществляются в рамках одного договора. Согласно п. 11.1 Порядка N 209н <5> расходы на оплату такого договора следует отражать по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" в увязке с КВР:
- 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг", если расходы не связаны с капстроительством или капремонтом объекта ОС (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н <6>);
- 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", если проводится установка (монтаж) в рамках капремонта в целях капвложений (п. 48.2.4.3 Порядка N 85н);
- 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями", если расходы бюджетного (автономного) учреждения связаны с реализацией бюджетных инвестиций, включенных в сводный сметный расчет стоимости капстроительства (п. 48.4.2 Порядка N 85н);
- 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности", если расходы казенного учреждения связаны с бюджетными инвестициями, включенными в сводный сметный расчет стоимости капитального строительства (п. 48.4.3.4 Порядка N 85н).
--------------------------------
<5> Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н.
<6> Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н.
Если же установка турникета производится по отдельному договору, то расходы на оплату указанных работ следует отразить по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка N 209н, Письма Минфина России от 22.11.2019 N 02-05-11/91076, от 09.08.2019 N 02-08-10/60687).
Пример. В холле первого этажа школы (бюджетное учреждение) перед главным входом установлена система контроля и управления доступом (СКУД), включающая в себя турникет, барьеры, поворотную планку. Поставка и монтаж системы осуществлялись в рамках одного договора поставки. Общая стоимость договора составила 108 000 руб. Поставка оборудования произведена после перечисления заказчиком аванса в размере 30% от общей стоимости договора.
Расходы на оплату договора произведены за счет субсидии на выполнение госзадания.
Комплект поставленного оборудования принят к учету в составе комплекса объекта ОС - СКУД. Срок полезного использования оборудования составляет 15 лет (180 мес.). Согласно учетной политике амортизационные отчисления включены в состав общехозяйственных расходов.
В бухгалтерском учете указанные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислен аванс по договору
(108 000 руб. x 30%)
4 206 31 564
4 201 11 610
Забалансовый счет 18 (статья 310 КОСГУ/КВР 244)
32 400
Поступило оборудование СКУД
4 106 31 310
4 302 31 734
108 000
Зачтен аванс
4 302 31 834
4 206 31 664
32 400
Произведен окончательный расчет с поставщиком
(108 000 - 32 400) руб.
4 302 31 834
4 201 11 610 Забалансовый счет 18
(статья 310 КОСГУ/КВР 244)
75 600
Принято к учету установленное оборудование СКУД
4 101 34 310
4 106 31 310
108 000
Начислена ежемесячная амортизация
(108 000 руб. / 180 мес.)
4 109 80 271
4 104 34 411
600
* * *
При установке турникетов образовательные учреждения должны учитывать не только Требования антитеррористической защищенности, но и требования пожарной безопасности. В целях бухгалтерского учета турникеты соответствуют критериям признания их в качестве объектов основных средств и принимаются к учету на счет 0 101 04 000. При этом они могут учитываться как самостоятельные инвентарные объекты, так и в составе комплекса объектов ОС - системы контроля доступа.
Л. Ларцева
Эксперт журнала
"Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
26.05.2021