Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Труд добровольцев
(Булатова И.В.)
("Бухгалтерский учет", 2011, N 8)
Информация о публикации
Булатова И.В. Труд добровольцев // Бухгалтерский учет. 2011. N 8. С. 109 - 111.


Статья: Труд добровольцев
(Булатова И.В.)
("Бухгалтерский учет", 2011, N 8)

"Бухгалтерский учет", 2011, N 8
ТРУД ДОБРОВОЛЬЦЕВ
Во многих некоммерческих организациях даже управленческий персонал (директор, бухгалтер) не получает вознаграждения за свой труд. Их правовой статус до недавнего времени был не определен, что вызывало негативные последствия. Например, некоторые банки отказывались принимать документы за подписью бухгалтера, если с ним не заключен трудовой договор. Представители внебюджетных фондов требовали начисления страховых взносов хотя бы на МРОТ, потому что, по их представлениям, директор не может не получать зарплату. Изменения в законодательстве, вступившие в действие в 2011 г., позволили решить хотя бы часть из перечисленных проблем.
Доброволец (волонтер) не может воспользоваться гарантиями, предусмотренными действующим законодательством для работников, с которыми заключен трудовой договор: в частности, благотворительная организация не производит записей в трудовой книжке волонтера, также период работы в качестве добровольца не засчитывается в трудовой стаж.
Впервые понятие "труд добровольцев" было введено Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", в нем было предусмотрено, что благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).
Безвозмездный труд добровольцев не может быть оформлен трудовым договором, доброволец не является работником предприятия. Традиционно ни КЗоТ РСФСР, ни Трудовой кодекс РФ не регулируют трудовые отношения с добровольцами. Осуществление работ в рамках гражданско-правового договора также не регулируется Трудовым кодексом РФ, поэтому оплата затрат добровольца на наем жилого помещения, проезд, питание и другие компенсации также не обеспечиваются нормами Трудового кодекса РФ.
Из-за отсутствия защиты со стороны трудового законодательства налоговые органы не всегда рассматривали подобные выплаты как компенсационные и требовали уплаты НДФЛ и ЕСН с данных выплат как с доходов добровольцев. Однако суды принимали решения в пользу некоммерческих организаций и добровольцев (например, Постановление ФАС Московского округа от 02.12.2005, 28.11.2005 N КА-А40/11820-05).
С 7 января 2011 г. вступили в действие изменения, внесенные Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ в Закон N 135-ФЗ, впервые установившие правовые основы участия добровольцев в благотворительной деятельности. Добровольцы - это физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Таким образом, доброволец может осуществлять безвозмездный труд в рамках не только деятельности благотворительной организации, но и благотворительной деятельности иного юридического лица.
При осуществлении добровольческой деятельности доброволец заключает гражданско-правовой договор об оказании безвозмездной услуги (выполнении работ) с благополучателем или с юридическим лицом (ст. 7.1 Закона N 135-ФЗ). Если договором предусмотрено возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности, то он заключается в письменной форме. Список расходов добровольца, которые могут быть ему компенсированы, стал конкретизированным и закрытым.
Внесены также изменения в Закон о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Теперь выплаты добровольцам, производимые в рамках исполнения заключаемых гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев, не являются объектом обложения страховыми взносами. Исключением являются суточные, превышающие 700 руб. (при выполнении работ на территории Российской Федерации) и 2500 руб. (за пределами страны) за каждый день нахождения в командировке, которые облагаются НДФЛ и страховыми взносами.
В Законе о некоммерческих организациях в настоящее время существует еще одно очень важное понятие, связанное с добровольческой деятельностью, - социально ориентированные некоммерческие организации.
Социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНО) признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также осуществляющие виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях. К СОНО не относятся некоммерческие организации в форме государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями.
Предусмотрена возможность финансовой поддержки государственных и муниципальных органов власти в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций. Добровольцы могут проходить обучение профессиональным навыкам, необходимым для выполнения добровольческой деятельности.
Государственные и муниципальные органы власти могут осуществлять и другую поддержку деятельности СОНО:
- оказание финансовой (субсидии, гранты), имущественной, информационной, консультационной поддержки;
- предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
- размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Все социально ориентированные некоммерческие организации подлежат включению в специальные реестры. Формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.
Осуществление добровольческой деятельности по конкретным социально важным программам может регламентироваться отдельными законами. Так, для борьбы с пожарами принят Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", который предусматривает расширение списка компенсаций добровольцам при осуществлении профилактики пожаров; спасении людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказании первой помощи пострадавшим; участии в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных. Добровольные пожарные, заключившие гражданско-правовой договор с общественной организацией, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров. Они имеют право на защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, а также возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований осуществлять личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.
В рамках Закона предусмотрено материальное стимулирование добровольных пожарных, размеры которого устанавливаются учредителями общественного объединения пожарной охраны. Если в качестве добровольных пожарных привлекаются граждане, имеющие трудовой договор с какой-либо организацией, то Законом предусмотрено, что такой доброволец освобождается по месту работы (учебы) от выполнения должностных обязанностей без сохранения заработной платы, но с сохранением места работы на период осуществления добровольческой деятельности или профессионального обучения для ее осуществления.
Добровольные пожарные команды осуществляют выплату компенсаций за это время, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, а также возмещение расходов по оплате проезда и командировочных расходов. Законом предусмотрена возможность предоставления добровольным пожарным по месту основной работы дополнительного неоплачиваемого отпуска сроком до 10 дней (ст. 18 Закона N 100-ФЗ).
Добровольцы привлекаются на основе гражданско-правовых договоров, в рамках которых могут быть указаны права на получение компенсаций. Компенсации, не связанные с вознаграждением за выполнение работы, не облагаются страховыми взносами и НДФЛ.
Если гражданско-правовым договором не предусмотрены вознаграждения за осуществление добровольческой деятельности, то период добровольческой деятельности не может быть учтен как страховой стаж ни для начисления выплат по нетрудоспособности, ни для подтверждения страхового стажа для начисления пенсии. Поскольку обязательным условием является начисление страховых взносов в фонды, Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" для подтверждения стажа предусмотрено представление не только гражданско-правового договора, но и документа об уплате обязательных страховых взносов.
И наконец, рассмотрим, какие налоговые преференции существуют для благотворительных организаций, использующих труд добровольцев.
Прежде всего, в соответствии с пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождаются от налогообложения НДС на территории Российской Федерации передача товаров, выполнение работ, оказание услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности, осуществляемой в соответствии с Законом N 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров.
Что касается налога на прибыль, то им не облагаются доходы благотворительной организации в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Доходом благотворительной организации признается доход в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. Данные доходы являются внереализационными (п. 14 ст. 250 НК РФ). В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства.
Отметим, что в соответствии с п. п. 2 и 4 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода, т.е. не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
И.В.Булатова
Консультант
Первого Дома Консалтинга
"Что делать Консалт"
Подписано в печать
15.07.2011