Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Разграничение административной ответственности за нарушения требований, предъявляемых к системам обеспечения пожарной безопасности
(Семенова У.С., Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 9)
Примечание к документу
Дата
20.08.2022
Информация о публикации
Семенова У.С., Шеншин В.М. Разграничение административной ответственности за нарушения требований, предъявляемых к системам обеспечения пожарной безопасности // Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право. 2022. N 9. С. 120 - 124.


Статья: Разграничение административной ответственности за нарушения требований, предъявляемых к системам обеспечения пожарной безопасности
(Семенова У.С., Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 9)

"Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 9
РАЗГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К СИСТЕМАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
У.С. СЕМЕНОВА, В.М. ШЕНШИН
Семенова У.С., инспектор отдела нормативно-технического Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым, магистрант Института безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.
Шеншин В.М., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева.
В статье рассмотрены вопросы разграничения административной ответственности между собственниками (руководителями) объектов защиты и лицензиатами, предоставляющими услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, за нарушения требований, предъявляемых к этим средствам. Проводится анализ судебной практики по факту привлечения к административной ответственности лицензиата, обслуживающего системы обеспечения пожарной безопасности, за нарушения, допущенные при монтаже иной организацией-лицензиатом. Исследователи приходят к выводу, что отмена планового контроля в отношении лицензиатов не исключает своевременного обнаружения нарушений лицензионных требований и принятия мер административного воздействия в рамках федерального государственного пожарного надзора.
Ключевые слова: пожарная безопасность, МЧС России, лицензия, средства обеспечения пожарной безопасности, административная ответственность.
Differentiation of administrative responsibility for violations of the requirements for fire safety systems
U.S. Semenova, V.M. Shenshin
Semenova U.S., Inspector of the Department of Regulatory and Technical Department of Supervisory Activities and Preventive Work Main Directorate of the Ministry of Emergency Situations of Russia for the Republic of Crimea, master student of the Institute of Life Safety of St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Hero of the Russian Federation General of the Army E.N. Zinicheva.
Shenshin V.M., candidate of legal sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Hero of the Russian Federation General of the Army E.N. Zinicheva.
The article examines the issues of differentiation of administrative responsibility between the owners (managers) of protection facilities and licensees providing services for installation, maintenance and repair of fire safety equipment for violations of the requirements imposed on these means. Also, the judicial practice on the fact of bringing to administrative responsibility of the licensee servicing the fire safety systems for violations committed during installation by another licensee organization was considered. The researchers conclude that the cancellation of planned control over licensees does not exclude the timely detection of violations of licensing requirements and the adoption of administrative measures within the framework of federal state fire supervision.
Key words: fire safety, EMERCOM of Russia, license, fire safety means, administrative responsibility.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности предусматривают необходимость оборудования объектов защиты средствами обеспечения пожарной безопасности, а также последующее техническое обслуживание и ремонт таких средств.
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" от 21 ноября 2011 г. N 957 подлежит лицензированию, которое осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий <1>.
--------------------------------
<1> Далее - МЧС России.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" от 28 июля 2020 г. N 1128 работы и услуги, составляющие деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включают в себя:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
- выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
В настоящее время в МЧС России зарегистрировано более 50 тыс. лицензий, предоставленных на осуществление деятельности, лицензирование которой входит в компетенцию МЧС России.
Так, в 2021 г. в лицензирующие органы МЧС России поступило 3 066 заявлений о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, по результатам рассмотрения которых отказано было лишь в 338 случаях.
Пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 <2>, установлено, что руководитель организации, в том числе объекта защиты, организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Следовательно, ответственность за эксплуатацию неисправных средств обеспечения пожарной безопасности возложена на руководителя объекта. Нарушения требований пожарной безопасности квалифицируются по ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3> и представляют повышенную общественную опасность <4>.
--------------------------------
<2> Далее - Правила противопожарного режима.
<3> Далее - КоАП РФ.
<4> Доильницын А.Б., Печеневская М.А., Семенова У.С. Некоторые вопросы развития института ответственности за правонарушения в сфере пожарной безопасности // Военно-юрид. журн. 2022. N 2.
В целях реализации данного требования руководители пользуются услугами лицензиатов в рамках договорных отношений.
Однако по результатам анализа правоприменительной практики <5> в рамках федерального государственного пожарного надзора установлено, что основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются неисправное состояние, а также ненадлежащие монтаж и техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей. Данный факт свидетельствует о нарушении установленных требований в части, касающейся эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, и необходимости привлечения виновных лиц к ответственности.
--------------------------------
<5> Доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований, утверждены Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору А.М. Супруновским 18 апреля 2022 г.
Нередки случаи, когда на объекте защиты средства обеспечения пожарной безопасности были смонтированы одной организацией-лицензиатом, а техническое обслуживание осуществляет другой лицензиат.
Административное законодательство, а именно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность в отношении лицензиатов за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Частью 4 указанной статьи предусмотрена ответственность за грубое нарушение соответствующих требований и условий.
В судебной практике известны случаи обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности по тем основаниям, что ныне обслуживающая организация ранее не осуществляла монтаж и не несет ответственности за ненадлежащую установку средств обеспечения пожарной безопасности.
Так, например, Постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Мотовилихинского судебного района г. Перми генеральный директор общества был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно: в зданиях и помещении гостиницы в коридорах настенные звуковые оповещатели системы оповещения людей о пожаре установлены на расстоянии от потолка до оповещателя менее 150 мм вплотную к потолку, места нахождения извещателей пожарных ручных не обозначены знаками пожарной безопасности, приборы приемно-контрольные и приборы управления расположены на стене из горючих материалов (панели ПВХ), а также отсутствует стальной лист толщиной не менее 10 мм, на первом этаже в фойе ручной пожарный извещатель установлен на высоте менее 1,5 м от уровня пола. Таким образом, привлекаемым к ответственности осуществлялась предпринимательская деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Генеральный директор общества, не согласившись с указанным Постановлением мирового судьи, обратился в районный суд с жалобой, в которой просил Постановление мирового судьи отменить в связи с тем, что выявленные нарушения допущены иной организацией, на которую согласно договору возложена обязанность по обеспечению установки системы пожарной сигнализации в соответствии с требованием закона, а возглавляемая им организация осуществляет по договору лишь ее обслуживание.
Кроме того, в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества. Ни общество, ни должностное лицо - генеральный директор лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности, не являются. В судебном заседании представитель должностного лица просил жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в жалобе. Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья не нашел оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления мировым судьей по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, гражданин С. является генеральным директором общества. Фактические обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, уставом общества, журналом срабатывания систем; актом проверки, которым мировым судьей была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Довод заявителя жалобы о том, что монтаж систем, в которых были выявлены нарушения проектных решений, осуществляла иная организация на основании договора от 12 мая 2009 г., суд во внимание не принимает, поскольку заключение вышеуказанного договора не освобождает генерального директора общества от административной ответственности. Также судом не могут быть приняты во внимание доводы гражданина С. о том, что ни общество, ни должностное лицо организации не являются лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности в силу того, что руководителем объекта была организована работа по техническому обслуживанию средств в соответствии с Правилами противопожарного режима.
Таким образом, вывод мирового судьи о наличии в действиях должностного лица общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела, подтверждается совокупностью исследованных доказательств. Наказание должностному лицу назначено справедливое, с учетом положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья решил Постановление мирового судьи судебного участка N 5 Мотовилихинского судебного района г. Перми по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица общества, привлекаемого к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В случае если нарушения, допущенные при монтаже средств обеспечения пожарной безопасности, доводятся обслуживающей организацией до собственника (руководителя) объекта надлежащим образом, а руководитель, в свою очередь, не принимает достаточных мер, то в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ административное дело в отношении обслуживающей организации не может быть начато, а начатое - подлежит прекращению и административному наказанию подлежит собственник (руководитель) объекта по ст. 20.4 КоАП РФ.
Регулярный контроль за осуществлением деятельности лицензиатами позволяет пресекать допускаемые нарушения на объектах защиты, своевременно привлекать к ответственности виновных лиц, а также приостанавливать и аннулировать действие лицензий недобросовестных поставщиков услуг.
Однако следует отметить, что Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и статьи 1 и 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 11 июня 2021 г. N 168-ФЗ был отменен порядок проведения планового контроля в отношении лицензиатов, взамен чего предусмотрено периодическое подтверждение их соответствия лицензионным требованиям.
Данное обстоятельство снижает контроль и административную нагрузку с лиц, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности. Однако не исключает возможности обнаружения нарушений лицензионных требований при проведении федерального государственного пожарного надзора на объектах защиты в части, касающейся монтажа и технического обслуживания средств обеспечения пожарной безопасности, и своевременного принятия мер административного воздействия в соответствии с компетенцией должностных лиц органов государственного пожарного надзора.
Таким образом, отмена планового контроля в отношении лицензиатов не исключает своевременного обнаружения нарушений лицензионных требований и принятия мер административного воздействия в рамках федерального государственного пожарного надзора.
Библиографический список:
Доильницын А.Б., Печеневская М.А., Семенова У.С. Некоторые вопросы развития института ответственности за правонарушения в сфере пожарной безопасности // Военно-юридический журнал. 2022. N 2.
Доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований, утверждены Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору А.М. Супруновским от 18.04.2022.
Подписано в печать
20.08.2022