Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Расходы на пожарную безопасность. Отражение в учете
(Ройбу А.В., Галицкий В.Ю.)
("Главбух", 2003, N 15)
Информация о публикации
"Главбух", 2003, N 15


Статья: Расходы на пожарную безопасность. Отражение в учете
(Ройбу А.В., Галицкий В.Ю.)
("Главбух", 2003, N 15)


Содержание


"Главбух", N 15, 2003
РАСХОДЫ НА ПОЖАРНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.
ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ
Не так давно МЧС России ввело новые правила и нормы пожарной безопасности. Поэтому предприятиям придется "привести в соответствие" с новыми требованиями свою противопожарную систему. Возможно, кому-то нужно будет установить новую сигнализацию, купить дополнительные огнетушители, гидранты, словом, придется потратиться.
В статье мы расскажем о том, как бухгалтеру отразить расходы на пожарную безопасность в бухгалтерском и налоговом учете, а также какова ответственность за ее нарушение.
Меры по предупреждению пожара
Итак, администрация должна обеспечить на своем предприятии пожарную безопасность. Для этого нужно издать специальную инструкцию, в которой расписывают, какие меры будут приняты для предупреждения пожара. Разрабатывая инструкцию, нужно руководствоваться Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), а также различными правилами и нормами. В частности, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-93). Они были утверждены Приказом МВД России от 14 декабря 1993 г. N 536. И не забудьте о новых правилах и нормах, которые прописаны в Приказах МЧС России от 18 июня 2003 г. N N 313, 315 и от 20 июня 2003 г. N 323.
Например, в инструкции следует указать, где будут расположены пожарные щиты, места для курения и как они должны быть оборудованы. Кроме того, нужно расписать, что делать работникам в случае пожара. И, конечно, необходимо упомянуть о пожарной сигнализации. Зачастую на покупку, установку и обслуживание сигнализации предприятие тратит большую часть средств, направленных на предотвращение пожара.
Далее мы рассмотрим, как учитывать такие затраты.
Покупка огнетушителей, гидрантов
и другого инвентаря
для обеспечения пожарной безопасности
Срок службы противопожарного инвентаря больше одного года. Например, огнетушители, как правило, используют в течение двух или трех лет. Следовательно, огнетушители, урны и пр. нужно оприходовать как основное средство (п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01)).
А почему бы организации недорогостоящую часть пожарного инвентаря, скажем, ведро или лопату, не учесть как материалы? Ведь тогда у бухгалтера будет меньше бумажной работы. Но так поступить нельзя, поскольку весь пожарный инвентарь, независимо от его стоимости, относится к основным средствам. Об этом сказано в Общероссийском классификаторе основных фондов, который утвержден Постановлением Госкомстата России от 26 декабря 1994 г. N 359.
Теперь о налогах. Купив пожарный инвентарь, организация заплатит продавцу НДС. А можно ли его принять к вычету? Да, можно. Но при условии, что соблюдены все требования ст.ст.171 и 172 Налогового кодекса РФ. Напомним, что "входной" НДС возмещается из бюджета только на основании счета-фактуры. При этом инвентарь должен быть оплачен и оприходован. Кроме того, имущество должно использоваться в деятельности, облагаемой данным налогом.
Пример 1. ООО "Ампир" нужно оборудовать пожарные щиты. Для этого организация купила огнетушитель за 2400 руб. (в том числе НДС 400 руб.). В бухгалтерском учете ООО "Ампир" делает следующие проводки:
Дебет 08 Кредит 60
- 2000 руб. - куплен огнетушитель;
Дебет 19 Кредит 60
- 400 руб. - учтен НДС;
Дебет 01 Кредит 08
- 2000 руб. - оприходован огнетушитель;
Дебет 60 Кредит 51
- 2400 руб. - оплачена покупка;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 400 руб. - предъявлен к возмещению из бюджета "входной" НДС.
Кроме того, ведра, топоры и лопаты можно учитывать не по отдельности, а вместе, как один инвентарный объект - пожарный щит. Так позволяет поступить п.6 ПБУ 6/01.
Пример 2. ЗАО "Барокко" нужно изготовить пожарный щит. Для этого оно купило два ведра на 144 руб. (в том числе НДС 24 руб.), лопату штыковую по цене 60 руб. (в том числе НДС 10 руб.), а также два топора на общую сумму 90 руб. (в том числе НДС 15 руб.). Кроме того, были приобретены два углекислотных огнетушителя ОУ-8 по цене 900 руб. (в том числе НДС 150 руб.). Другие расходы по изготовлению щита составили 1200 руб. (в том числе НДС 200 руб.).
Таким образом, общая стоимость пожарного щита такова:
(144 руб. + 60 руб. + 90 руб. + 2 шт. x 900 руб. + 1200 руб.) - (24 руб. + 10 руб. + 15 руб. + 2 шт. x 150 руб. + 200 руб.) = 2745 руб.
При этом "входной" НДС составил 549 руб. (24 руб. + 10 руб. + 15 руб. + 2 шт. x 150 руб. + 200 руб.).
В бухгалтерском учете ЗАО "Барокко" делают следующие проводки:
Дебет 08 Кредит 60
- 2745 руб. - изготовлен пожарный щит;
Дебет 19 Кредит 60
- 549 руб. - учтен НДС;
Дебет 01 Кредит 08
- 2745 руб. - оприходован пожарный щит;
Дебет 60 Кредит 51
- 3294 руб. (2745 + 549) - оплачены ведра, огнетушители и т.п.;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 549 руб. - предъявлен к возмещению из бюджета "входной" НДС.
Стоимость огнетушителя или готового пожарного щита организация списывает на расходы. Если стоимость основного средства не больше 10 000 руб., то списать можно сразу всю сумму (п.18 ПБУ 6/01, а также пп.3 п.1 ст.25 Налогового кодекса РФ). По тем же средствам пожаротушения, которые стоят дороже, придется начислять амортизацию. Такой порядок действует как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2.
ЗАО "Барокко" ввело пожарный щит в эксплуатацию. При этом бухгалтер организации делает следующую запись:
Дебет 26 Кредит 01
- 2745 руб. - списана на затраты первоначальная стоимость пожарного щита.
В налоговом учете первоначальная стоимость пожарного щита также равна 2745 руб. Эту сумму бухгалтер может включить в состав материальных расходов, которые уменьшают налогооблагаемый доход ЗАО "Барокко".
Обратите внимание: даже списав на расходы первоначальную стоимость "малоценного" основного средства, вы будете обязаны проконтролировать, как его используют. Этого требует п.18 ПБУ 6/01.
А как это сделать? Следует вести инвентарные карточки, составленные по форме N ОС-6. Она утверждена Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7. Их открывают на каждый объект основных средств, в том числе и на те, что стоят меньше 10 000 руб.
Установка пожарной сигнализации
Пожарная сигнализация в бухгалтерском учете отражается как основное средство. Ведь срок ее службы больше одного года. Кроме того, и при расчете налога на прибыль данное имущество следует учитывать как амортизируемое, поскольку скорее всего стоить сигнализация будет больше 10 000 руб.
И в бухгалтерском, и в налоговом учете сигнализацию отражают по первоначальной стоимости. А как определить такую стоимость? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к п.8 ПБУ 6/01 и к п.1 ст.257 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что первоначальная стоимость основного средства определяется исходя из суммы, которую предприятие потратило на его покупку, установку и т.п.
После того как пожарную сигнализацию начнут использовать, ее стоимость списывают на расходы по мере начисления амортизации. Напомним, что в бухгалтерском учете это можно делать четырьмя способами: линейным, уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции и по сумме чисел лет срока полезного использования. Однако если вы хотите сблизить бухгалтерский и налоговый учет, то лучше выбрать линейный способ амортизации. Ведь он предусмотрен и в Налоговом кодексе РФ.
Пример 4. ООО "Модерн" решило установить у себя в офисе пожарную сигнализацию. Для этого предприятие обратилось в ООО "Красный закат".
В июле 2003 г. данная фирма продала и установила ООО "Модерн" сигнализацию. Ее стоимость, включая установку, составила 24 000 руб. (в том числе НДС 4000 руб.).
В июле в бухгалтерском учете ООО "Модерн" делает такие записи:
Дебет 08 Кредит 60
- 20 000 руб. (24 000 - 4000) - установлена пожарная сигнализация;
Дебет 19 Кредит 60
- 4000 руб. - учтен НДС;
Дебет 01 Кредит 08
- 20 000 руб. - введена сигнализация в эксплуатацию;
Дебет 60 Кредит 51
- 24 000 руб. - оплачена сигнализация, а также услуги по ее установке;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 4000 руб. - предъявлен к возмещению из бюджета "входной" НДС.
В учетной политике для целей как бухгалтерского, так и налогового учета установлено, что сигнализация амортизируется линейным способом. Согласно Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1, пожарная сигнализация относится к четвертой амортизационной группе. Поэтому ее срок службы предприятие установило в 6 лет (72 месяца).
Ежемесячно начиная с августа 2003 г. организация будет списывать на расходы по 277 руб. 78 коп. (20 000 руб. : 72 мес.).
При этом бухгалтер делает такую проводку:
Дебет 02 Кредит 01
- 277 руб. 78 коп. - начислена амортизация по пожарной сигнализации.
В течение срока службы сигнализацию нужно проверять - работает она или вышла из строя. А в случае неполадки необходимо ее отремонтировать. Занимается обслуживанием и ремонтом пожарной сигнализации, как правило, та фирма, которая ее устанавливала. В бухгалтерском учете оплату данных услуг нужно списать на издержки производства, то есть на счета 20, 25, 26 и т.п. - в зависимости от того, где используется данное имущество.
Что касается налогового учета, то эти суммы входят в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.6 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ). А, как известно, эти расходы уменьшают налогооблагаемый доход.
Пример 5. Вернемся к условиям примера 4.
ООО "Модерн" заключило с ООО "Красный закат" договор на обслуживание пожарной сигнализации. Ежемесячная плата за такую услугу равна 1200 руб. (в том числе НДС 200 руб.).
В бухгалтерском учете ООО "Модерн" делает следующие записи:
Дебет 26 Кредит 60
- 1000 руб. - списаны расходы на обслуживание пожарной сигнализации;
Дебет 19 Кредит 60
- 200 руб. - учтен НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- 1200 руб. - оплачены услуги ООО "Красный закат";
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 200 руб. - предъявлен к вычету "входной" НДС.
Налогооблагаемый доход ООО "Модерн" может уменьшить на 1000 руб.
Ответственность за нарушение
пожарной безопасности
Руководитель должен обеспечить, чтобы на его предприятии соблюдались правила и нормы пожарной безопасности. Но это не значит, что он сам должен организовать пожарные щиты, проводить инструктаж с работниками. Эти обязанности руководитель может возложить на других должностных лиц. Достаточно оформить соответствующий приказ. При этом ответственность за пожарную безопасность ложится и на них.
В ст.38 Закона N 69-ФЗ записано, что за нарушение требований пожарной безопасности виновные могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Все зависит от последствий данного нарушения. Например, если руководитель не досчитался на одном из пожарных щитов огнетушителя или он, скажем, был просрочен, то ответственному за этот участок лицу можно вынести выговор. То есть применить дисциплинарную меру.
А вот если случился пожар и в результате погиб человек, то нарушителя могут привлечь к уголовной ответственности на срок до 10 лет. Об этом сказано в ст.219 Уголовного кодекса РФ.
Однако наиболее часто применяют административные меры. Так, за нарушения правил и норм пожарной безопасности (не установили сигнализацию или пожарные щиты и т.п.) должностных лиц штрафуют на сумму от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, могут наложить штраф и на саму организацию. Он составит от 100 до 200 МРОТ (ст.20.4 КоАП РФ).
А.В.Ройбу
В.Ю.Галицкий
Аудитор
Подписано в печать
30.07.2003