Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Расходы на охрану и безопасность
(Семенова М.А.)
("Бухгалтерский бюллетень", 2009, N 1)
Информация о публикации
"Бухгалтерский бюллетень", 2009, N 1
Статья: Расходы на охрану и безопасность
(Семенова М.А.)
("Бухгалтерский бюллетень", 2009, N 1)
"Бухгалтерский бюллетень", 2009, N 1
РАСХОДЫ НА ОХРАНУ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Каждая организация вынуждена нести расходы, связанные с безопасностью сотрудников и сохранностью имущества. Речь в данной статье пойдет о порядке учета и налогообложения услуг охранных фирм, расходов на сигнализацию, в том числе пожарную.
Налогоплательщик может учесть в налоговом учете расходы:
- на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- приобретение услуг пожарной охраны;
- обслуживание охранно-пожарной сигнализации;
- содержание службы газоспасателей;
- услуги по охране имущества;
- приобретение иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты).
Все перечисленные затраты включаются в состав прочих расходов на основании
пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Расходы на пожарную охрану и безопасность
Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. от 22.07.2008 N 137-ФЗ) определяет права и обязанности организации в области пожарной безопасности. Все расходы, которые возникают во исполнение требований
ст. 37 названного Закона, оправданны и могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Так, руководители организации обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
- предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о произошедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
- содействовать деятельности добровольных пожарных;
- обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Обоснованием расходов будет не только требование
Закона, но и инструкции о мерах пожарной безопасности, которые должны разрабатываться на основе
Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 (Приказ МЧС России от 18.06.2003 N 313), нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
Имеются также утвержденные нормативы количества первичных средств пожаротушения (
Приложение 3 к Правилам ППБ 01-03).
Статья 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" до внесения в нее изменения Федеральным
законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ определяла, что объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости также и за счет дополнительных средств других источников финансирования.
Редакция вышеназванного
Закона, вступившая в силу с 1 января 2005 г., не предусматривает обязанность организаций содержать за счет собственных средств объектовые подразделения Государственной противопожарной службы.
Однако согласно
п. 1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в течение 2005 г. обеспечение выполнения полномочий федеральной противопожарной службы по организации тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России осуществляется с участием объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, созданных ранее на основе договоров с организациями и финансируемых за счет их средств.
Финансирование обеспечения деятельности указанных подразделений, а также лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы до реформирования осуществляется за счет средств организаций, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в 2005 г. согласно действовавшему законодательству за организациями, на которых были созданы объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, сохранялась обязанность осуществлять их финансирование, если иное не было установлено Правительством Российской Федерации.
В связи с этим расходы, возникшие у организаций в 2005 г., по содержанию объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, созданных ранее на основе договоров с этими организациями и финансируемых за их счет, в целях налогообложения прибыли относились к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией в соответствии с
пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Федеральным
законом от 25.10.2006 N 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" были внесены изменения в
ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в соответствии с которыми было установлено, что в течение 2006 - 2008 гг. финансирование деятельности созданных ранее на основе договоров с организациями объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, в составе которых проходят службу лица рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, осуществляется за счет средств организаций - собственников охраняемых объектов, поступающих на лицевые счета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в установленном порядке в органах Федерального казначейства. Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.
Таким образом, расходы по содержанию объектовых подразделений Государственной противопожарной службы в 2006 - 2008 гг. также могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (см. Письма Минфина России от 2 ноября 2007 г.
N 03-03-06/1/766, от 8 декабря 2006 г.
N 03-03-04/1/823).
Важно! С 2009 г. подобные расходы следует относить на себестоимость на основании новой редакции Федерального
закона "О пожарной безопасности", созданной Федеральным
законом от 22.07.2008 N 137-ФЗ. Так, в состав Федеральной пожарной службы включаются подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы). Работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (
ст. ст. 5 и
24 Закона N 69-ФЗ).
Расходы на вневедомственную охрану
Согласно
ст. 9 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" и
Положению "О вневедомственной охране при ОВД РФ", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.02.2005 N 66, от 04.08.2005 N 489), подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности. Основной задачей вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на основе договоров посредством, например, осуществления контролерами сторожевой охраны пропускного режима на территорию и в помещения организации, путем технического обслуживания средств сигнализации и осуществления контроля технического состояния средств сигнализации с помощью пульта централизованного наблюдения.
В силу
п. 10 Положения "О вневедомственной охране при ОВД РФ" оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.
С 2005 г. возможность признавать расходы на услуги вневедомственной охраны напрямую предусмотрена
пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. также
Письмо Минфина России от 5 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/223).
Организация может также вступить в договорные отношения с частной охраной. В соответствии с
Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" (в ред. от 24.07.2007 N 214-ФЗ) частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;
3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать перечисленные услуги.
Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (
пп. 79 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 22.07.2008, с изм. от 23.07.2008)). Номер и дата выдачи лицензии должны быть указаны в договоре, не помешает и копия лицензии в качестве приложения к договору. Охрана без лицензии неправомерна и расходы на нее неоправданны. В обязательном порядке в договоре описывают содержание услуги, срок ее оказания, смету расходов и сумму вознаграждения за услуги, меры ответственности сторон, дату заключения договора (это требования
ст. ст. 9 и
12 Закона N 2487-1).
Частная охранная деятельность не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране.
ЧОП разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Минфин высказал мнение, что, будучи обоснованными, могут быть учтены для целей налогообложения в том числе и расходы по персональной охране отдельных сотрудников организации (
Письмо от 8 мая 2007 г. N 03-03-06/1/269).
Собственная служба безопасности
Организация собственной службы безопасности возможна, однако это сопряжено с определенными сложностями.
У такого подразделения должен быть собственный устав, согласованный с местным отделением милиции. Это предписывает
ст. 14 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел (
ст. 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии",
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации",
Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288).
В соответствии с
п. п. 19,
21 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, право на приобретение оружия на территории Российской Федерации по лицензиям, выдаваемым органами внутренних дел, имеют субъекты, указанные в
ст. ст. 10 и
15 Закона об оружии, за исключением государственных военизированных организаций.
Служба безопасности как структурное подразделение организации не может быть субъектом указанных правоотношений, не может оформить лицензию на приобретение оружия.
В связи с этим зачастую служба безопасности организации оформляется как отдельное юридическое лицо.
Каждый сотрудник службы безопасности должен быть застрахован на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением охранных действий (
ст. 19 Закона N 2487-1).
Если сотрудникам службы безопасности выдают оружие, униформу, такие расходы в состав прочих расходов, предусмотренных
пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ, не включаются. Однако это не означает, что признать их нельзя вовсе.
Если организация оформляет для себя лицензию на приобретение оружия (
ст. 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 04.03.2008 N 25-ФЗ)), стоимость лицензии включается в расходы на уплату сборов, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (
пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия.
Разрешения на хранение и ношение служебного оружия получают для работников, и эти затраты в налоговом учете не признают. Суммы, уплаченные за разрешения, выписанные на физических лиц, не облагаются НДФЛ, так как они считаются компенсациями, связанными с исполнением налогоплательщиком (сотрудником охраны) трудовых обязанностей (
п. 3 ст. 217 НК РФ).
Расходы на приобретение оружия - это либо материальные расходы, либо расходы на приобретение амортизируемого имущества - в зависимости от стоимости (
Письмо Минфина России от 16 февраля 2005 г. N 03-03-01-04/1/69).
Расходы на приобретение (изготовление) бесплатно выдаваемой сотрудникам службы безопасности форменной одежды, обуви, которая остается в личном постоянном пользовании работников, признаются по статье "Расходы на оплату труда" на основании
п. 5 ст. 255 НК РФ.
М.А.Семенова
К. э. н.,
независимый консультант
по налогообложению
Подписано в печать
18.12.2008