Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Расходы на обеспечение пожарной безопасности
(Тимофеева Л.Е.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2018, N 5)
Информация о публикации
Тимофеева Л.Е. Расходы на обеспечение пожарной безопасности // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2018. N 5. С. 16 - 25.


Статья: Расходы на обеспечение пожарной безопасности
(Тимофеева Л.Е.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2018, N 5)


Содержание


"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2018, N 5
РАСХОДЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Такое определение этому явлению дано в ст. 1 Закона о пожарной безопасности <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В этой норме также представлены и другие определения, в частности:
- пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
- требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными документами по пожарной безопасности;
- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Естественно, что для обеспечения пожарной безопасности организации несут определенные расходы. Какие расходы возникают в этом случае? Можно ли учесть их для целей исчисления налога на прибыль? Узнаете об этом из данного материала.
Нормативные документы, посвященные вопросам
пожарной безопасности
Вопросы пожарной безопасности регулируются вышеупомянутым Законом, Федеральным законом N 123-ФЗ <2>, иными нормативно-правовыми актами, например:
- Правилами противопожарного режима в РФ <3>;
- Положением о федеральном государственном пожарном надзоре <4>;
- Нормами пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" <5> (далее - Нормы пожарной безопасности).
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
<3> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
<4> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290.
<5> Утверждены Приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности определены обязанности руководителей организации в области пожарной безопасности. В частности, к ним относятся:
- соблюдение требований пожарной безопасности, выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны;
- разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности;
- содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров;
- обучение работников мерам пожарной безопасности.
Итак, к расходам на пожарную безопасность, в частности, можно отнести следующие затраты:
- приобретение средств пожаротушения;
- приобретение, установка, а также обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения;
- оборудование офиса курительными комнатами;
- противопожарное обучение;
- страхование риска потерь от пожара и др.
Расходы на приобретение первичных средств пожаротушения
Согласно ст. 43 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы:
1) переносные и передвижные огнетушители;
2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;
3) пожарный инвентарь;
4) покрывала для изоляции очага возгорания;
5) генераторные огнетушители аэрозольные переносные.
Примечание. Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в специальном журнале произвольной формы (п. 478 Правил противопожарного режима в РФ).
Необходимость поддержания огнетушителей в исправном состоянии и постоянной готовности к использованию и их периодическая проверка, осмотр, ремонт, испытания и перезарядка в соответствии с техническими условиями также предусмотрены и п. 4.3.1 СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации" <6>.
--------------------------------
<6> Утвержден Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179.
Средства пожаротушения стоимостью более 100 000 руб. за единицу признаются в налоговом учете в составе амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ). После ввода этих средств в эксплуатацию их стоимость списывается на затраты через амортизационные отчисления (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Огнетушители, пожарные краны и другие средства пожаротушения, первоначальная стоимость которых не превышает указанный лимит, не являются амортизируемым имуществом. В целях налогообложения прибыли затраты на их приобретение включаются:
- либо в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на обеспечение пожарной безопасности (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- либо в состав материальных расходов при вводе средств пожаротушения в эксплуатацию на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Имейте в виду, что, поскольку затраты на приобретение средств пожаротушения с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она будет относить такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).
Расходы на перезарядку огнетушителей учитываются для целей налогообложения в зависимости от того, является ли перезарядка плановой или внеплановой.
Плановая перезарядка огнетушителей проводится по результатам проверки параметров огнетушащих веществ или в срок, указанный изготовителем на огнетушителе. В этом случае расходы на перезарядку огнетушителей учитываются в составе прочих расходов в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Необходимость внеплановой перезарядки возникает в результате их использования при тушении пожара. Расходы в этом случае отражаются в качестве внереализационных на основании пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ как потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Датой признания расходов на перезарядку огнетушителей является дата подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Затраты на содержание и эксплуатацию зданий,
пожарной техники и другого имущества, передаваемого
в пользование договорного подразделения ФПС
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика и приобретение услуг пожарной охраны.
В соответствии со ст. 5 Закона о пожарной безопасности Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В Государственную противопожарную службу входит Федеральная противопожарная служба, которая включает в том числе подразделения ФПС, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения ФПС).
В соответствии со ст. 24 Закона о пожарной безопасности работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые договорными подразделениями ФПС, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно Правилам выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями ФПС <7> выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности указанными подразделениями осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с территориальными органами МЧС, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ.
--------------------------------
<7> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 989.
Примечание. Расходы на приобретение услуг пожарной охраны признаются организацией в целях налогообложения прибыли в размере, установленном договором на оказание услуг в области пожарной безопасности с договорными подразделениями ФПС.
Однако налогоплательщик может нести дополнительные расходы в области пожарной безопасности, в том числе расходы на амортизацию и содержание пожарной спецтехники и зданий, находящихся в собственности организации, расходы на приобретение ГСМ.
Налогоплательщик, несущий указанные дополнительные расходы, вызванные требованиями пожарной безопасности, вправе учесть их в целях налогообложения прибыли организаций, при условии их обоснованности, в общеустановленном порядке на основании соответствующих статей гл. 25 НК РФ. Такой вывод сделан, в частности, в Письмах Минфина России от 15.04.2010 N 03-03-06/1/269, от 19.03.2010 N 03-03-06/1/152, от 27.01.2010 N 03-03-06/1/26.
Расходы на установку пожарной сигнализации
Согласно ст. 2 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная сигнализация - это совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты (п. 23). Система пожарной сигнализации - совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста (п. 38).
В соответствии со ст. 54 указанного Закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
При этом системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, закрепляется в нормативных документах по пожарной безопасности. Таким документом, в частности, является СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности <8>.
--------------------------------
<8> Утвержден Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173.
Пожарная сигнализация в собственном здании. Расходы на приобретение и установку сигнализации в собственном здании учитываются аналогично вышеприведенному порядку для первичных средств пожаротушения: затраты превысили 100 000 руб. - учитывать как амортизируемое имущество, менее - как прочие или материальные расходы.
Если пожарная сигнализация не относится к амортизируемому имуществу и впоследствии была модернизирована, то затраты на модернизацию также подлежат включению в состав текущих расходов налогового (отчетного) периода и учету как прочие расходы на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такой вывод следует из Писем Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/173, от 02.04.2009 N 03-03-06/2/74. Датой признания указанных расходов будет являться дата подписания акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Пожарная сигнализация в арендованном здании. Согласно ст. 623 ГК РФ предусмотрено такое понятие, как улучшения арендованного имущества, которые могут быть отделимые или неотделимые.
Улучшения, отделимые от арендуемого имущества без вреда для этого имущества, признаются отделимыми. По окончании срока аренды эти улучшения могут быть демонтированы.
Если пожарная сигнализация является отделимым улучшением, то организация-арендатор включает пожарную сигнализацию в зависимости от стоимости в состав основных средств либо материальных или прочих расходов.
Неотделимыми считаются улучшения, если их отделение нанесет вред имуществу арендодателя. В связи с тем что улучшения становятся неотъемлемой частью арендованного имущества, для их производства требуется согласие арендодателя. В силу того что неотделимые улучшения невозможно отделить от самого объекта аренды, они в любом случае признаются собственностью арендодателя и переходят к нему либо по окончании срока аренды, либо сразу же по окончании работ по производству этих улучшений (по соглашению сторон).
Капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом на основании п. 1 ст. 256 НК РФ. (Во избежание претензий со стороны налоговых инспекторов рекомендуем иметь такое согласие в письменном виде и закрепить его в договоре или приложении к нему.)
Примечание. Капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом СПИ, определяемого для арендованных объектов ОС или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией ОС (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Таким образом, из данной нормы следует, во-первых, что амортизационные отчисления производятся арендатором в течение срока действия договора аренды. Во-вторых, что месячная сумма амортизации будет рассчитываться исходя из СПИ:
- либо самого арендуемого имущества;
- либо его неотделимых улучшений.
Пример. ООО "Альфа" (арендодатель) заключило с ООО "Гамма" (арендатором) договор аренды помещения сроком на три года (с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года).
Арендатору понадобилось произвести установку пожарной сигнализации. По условиям договора указанные неотделимые улучшения осуществляются за счет арендатора и в дальнейшем ему не возмещаются.
Сигнализация была смонтирована и введена в эксплуатацию в январе 2017 года. Расходы на ее покупку и монтаж составили 285 560 руб. (в том числе НДС - 43 560 руб.).
В соответствии с Классификацией ОС устройства охранной или пожарной сигнализации и аналогичная аппаратура (код 330.26.30.50 по ОКОФ) относятся к шестой амортизационной группе (срок полезного использования - свыше 10 лет до 15 лет включительно).
Арендатором в учетной политике для целей налогообложения закреплен линейный метод начисления амортизации по основным средствам.
Первоначальная стоимость объекта амортизируемого имущества в виде неотделимых улучшений равна 242 000 руб. (285 560 - 43 560). Срок его полезного использования - 121 месяц.
Ежемесячная сумма начисленной амортизации по данному объекту имущества равна 2 000 руб. (242 000 руб. / 121 мес.). Начиная с февраля 2017 года по декабрь 2019 года включительно (35 мес.) арендатор имеет право ежемесячно включать эту сумму в состав расходов, учитываемых в базе по налогу на прибыль.
В течение срока действия договора аренды из общей суммы произведенных капитальных вложений будет учтено в составе расходов 70 000 руб. (2 000 руб. x 35 мес.).
По окончании договора аренды (если он не будет пролонгирован) оставшуюся сумму расходов в размере 172 000 руб. (242 000 - 70 000) арендатор не сможет учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Обучение пожарно-техническому минимуму
Работники организации должны обучаться пожарно-техническому минимуму. Это следует из п. 32 Норм пожарной безопасности. В нем говорится, что обучение руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения; связанных с взрывопожароопасным производством - один раз в год.
Примечание. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя (п. 34 Норм пожарной безопасности).
Расходы на обучение пожарно-техническому минимуму организация может учитывать в целях налогообложения в составе прочих расходов (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для документального подтверждения расходов необходимы следующие документы:
- договор на обучение с образовательным учреждением;
- копия лицензии образовательного учреждения на образовательную деятельность;
- свидетельство о прохождении обучения по программе пожарно-технического минимума, выданное образовательным учреждением;
- квалификационное удостоверение, в котором указывается срок действия обучения.
Расходы на оборудование мест для курения
Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях (пп. 9 п. 1 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ <9>).
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Примечание. Пунктом 14 Правил противопожарного режима в РФ предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте защиты требований, предусмотренных ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ.
Запрещается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.
Руководитель организации обеспечивает размещение на указанных территориях знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". Места, специально отведенные для курения табака, обозначаются знаками "Место для курения".
О том, какими средствами оснащаются места для курения, говорится в соответствующих Требованиях <10>, в п. 3 которых предусмотрено, что в процессе потребления табачных изделий специальные места на открытом воздухе для курения табака и изолированные помещения для курения табака должны соответствовать СанПиН 2.1.6.1032-01 <11>.
--------------------------------
<10> Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака, утв. Приказом Минстроя России N 756/пр, Минздрава России N 786н от 28.11.2014.
<11> "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 14.
К сведению. Специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются (п. 4 Требований):
а) знаком "Место для курения";
б) пепельницами;
в) искусственным освещением (в темное время суток).
Изолированные помещения для курения табака оборудуются (п. 5 Требований):
а) дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны которой размещен знак "Место для курения";
б) пепельницами;
в) искусственным освещением;
г) огнетушителем;
д) приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения.
В связи с тем что требования о наличии специальных мест для курения следуют из законодательных норм, все затраты, связанные с оснащением и эксплуатацией специальных мест на открытом воздухе и изолированных помещений для курения табака, в налоговом учете можно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Л.Е. Тимофеева
Эксперт журнала
"Налог на прибыль:
учет доходов и расходов"
Подписано в печать
07.05.2018