Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Предновогодние изменения в законодательных актах
(Лебедева Н.В.)
("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 1)
Информация о публикации
Лебедева Н.В. Предновогодние изменения в законодательных актах // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. N 1. С. 38 - 47.
Статья: Предновогодние изменения в законодательных актах
(Лебедева Н.В.)
("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 1)
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 1
ПРЕДНОВОГОДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ
Традиционно в преддверии нового года депутаты вносят много изменений в законодательные акты. Этот год не стал исключением. Практически все нововведения вступили в силу с 01.01.2013, в связи с чем спешим ознакомить с ними налогоплательщиков - предприятия общественного питания.
Транспортный налог, налог на имущество и земельный налог
Изменения в порядок исчисления и уплаты этих налогов внесены Федеральным
законом N 202-ФЗ
<1> и вступили в силу 01.01.2013. Как известно, налоговые ставки
транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ. Размеры ставок установлены
п. 1 ст. 361 НК РФ, при этом данные ставки законами субъектов РФ могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 10 раз, а также дифференцированы (в силу
п. п. 2,
3 данной статьи). Федеральным
законом N 202-ФЗ введен новый
п. 4 ст. 361 НК РФ, согласно которому, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в
п. 1 настоящей статьи.
--------------------------------
<1> Федеральный
закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
В отношении
налога на имущество Федеральным
законом N 202-ФЗ расширен перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения: введены новые подпункты в
п. 4 ст. 374 НК РФ. При этом абсолютно новым является
пп. 8: не облагается налогом на имущество движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств. Объекты, перечисленные в
пп. 3 -
7, до 01.01.2013 освобождались от налогообложения в составе льготируемого имущества (
пп. 5,
9,
10,
12,
18 прежней редакции ст. 381 НК РФ). Напомним, что
движимым имуществом в силу
п. 2 ст. 130 ГК РФ признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Налоговые ставки по налогу на имущество также устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%, также допускается их дифференцирование (
п. п. 1,
2 ст. 380 НК РФ). Новый
п. 4 данной статьи регламентирует, что если законами субъектов РФ не установлены налоговые ставки, налогообложение производится по ставкам, указанным в
ст. 380 НК РФ.
В отношении
земельного налога тоже установлено, что если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по ставкам, указанным в
п. 1 ст. 394 НК РФ (новый
п. 3 данной статьи).
Федеральным
законом N 203-ФЗ
<2> внесены поправки в
гл. 22 "Акцизы" НК РФ, вступившие в силу с 01.01.2013. В частности, из
п. 1 ст. 193 НК РФ были исключены ставки 2012 г. и установлены ставки акцизов на 2015 г.
--------------------------------
<2> Федеральный
закон от 29.11.2012 N 203-ФЗ "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Налог на добавленную стоимость
Федеральным
законом N 206-ФЗ
<3> внесены изменения в
абз. 7 пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, согласно которым с 01.01.2013 ставка НДС в размере 10% применяется теперь не только в отношении маргарина, но и жиров специального назначения (кулинарных, кондитерских, хлебопекарных), заменителей молочного жира, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов и смесей топленых.
--------------------------------
<3> Федеральный
закон от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С 01.01.2013 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным
законом N 206-ФЗ в отношении налога на прибыль организаций. Рассмотрим их подробнее.
Амортизируемое имущество. Существенные изменения произошли в отношении амортизируемого имущества, по которому была применена амортизационная премия, а также в отношении объектов, подлежащих государственной регистрации
<4>.
--------------------------------
<4> Подробнее об этом читайте в
статье Н.Н. Шишкоедовой "Амортизационная премия: новые правила", на с. 49.
Безнадежный долг для целей налогообложения прибыли организаций. Уточнено понятие безнадежного долга (долга, нереального к взысканию). В прежней редакции
п. 2 ст. 266 НК РФ им признавались те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
С 01.01.2013 в качестве таких долгов признаются также долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным
законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Заметим, что и до внесения этих изменений чиновники признавали такие долги безнадежными (см., например, Письма Минфина России от 03.08.2012
N 03-03-06/1/383, от 03.05.2012
N 03-03-06/1/221).
Проценты по долговым обязательствам. В соответствии с
п. 1.1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом с 01.01.2011 по 31.12.2012 включительно, принимается равной:
- ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Банка России, увеличенную в 1,8 раза (по обязательствам в рублях);
- произведению ставки рефинансирования Банка России и коэффициента 0,8 (по обязательствам в иностранной валюте).
Федеральным
законом N 206-ФЗ действие размеров этих ставок продлено и на 2013 г.
Порядок учета доходов от реализации недвижимого имущества. Согласно изменениям, внесенным в
п. 3 ст. 271 НК РФ, вступившим в силу с 01.01.2013, датой реализации недвижимого имущества при методе начисления признается дата передачи его приобретателю по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества.
До внесения данной
нормы в Налоговый кодекс этот момент был спорным, а разъяснения - противоречивыми. Так, например, в
Письме от 07.09.2012 N 03-03-06/2/100 Минфин указывал, что у организации - продавца недвижимого имущества налоговая база по операции реализации такого имущества определяется на дату исполнения обязательств продавца по его передаче покупателю по передаточному акту вне зависимости от даты государственной регистрации перехода права собственности.
Ранее, в
Письме от 07.02.2011 N 03-03-06/1/78, финансовый орган разъяснял, что у организации - продавца недвижимого имущества возникает обязанность по уплате налога на прибыль с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту приема-передачи
и подачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним вне зависимости от даты регистрации указанных прав. Президиум ВАС в
Постановлении от 08.11.2011 N 15726/10 пришел к выводу, что моментом определения налогоплательщиком дохода (налоговой базы) признается передача права собственности на объекты.
Федеральная налоговая служба в
Письме от 20.12.2012 N ЕД-4-3/21729@ со ссылкой на указанное
Постановление Президиума ВАС также считает, что доходы от продажи недвижимого имущества признаются для целей налогообложения прибыли на дату государственной регистрации прав собственности покупателя на этот объект, поскольку на указанную дату происходит переход права собственности к покупателю. Свою позицию ФНС данным
Письмом доводит до подведомственных налоговых органов, а также до налогоплательщиков. При этом уточняется, что разъяснения касаются дохода от реализации недвижимого имущества, полученного до 01.01.2013.
Уголовная ответственность за мошенничество
в сфере предпринимательской деятельности
Федеральным
законом N 207-ФЗ
<5>, вступившим в силу с 10.12.2012, дифференцированы разные виды мошенничества. В частности, Уголовный кодекс дополнен новой
ст. 159.4 "Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности". В силу
п. 1 данной статьи мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, наказывается либо штрафом в размере до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательными работами на срок до 240 часов, либо ограничением свободы на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок. То же деяние, совершенное в крупном и особо крупном размерах, грозит более существенным наказанием.
--------------------------------
<5> Федеральный
закон от 29.11.2012 N 207-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответственность за нарушение требований
пожарной безопасности
Федеральным
законом N 212-ФЗ
<6>, вступившим в силу с 14.12.2012, с целью усиления административной ответственности юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности ст. 20.4 КоАП РФ дополнена новой
ч. 6.1, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, влечет наложение административного штрафа на юридические лица в размере от 600 000 до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
--------------------------------
<6> Федеральный
закон от 01.12.2012 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Рассмотрим изменения, внесенные Федеральным
законом N 243-ФЗ
<7>, вступившие в силу с 01.01.2013 (за исключением отдельных положений).
--------------------------------
<7> Федеральный
закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования".
Тарифы страховых взносов. Размеры тарифов, установленные для работодателей
ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ на 2012 - 2013 гг. (не "льготники"), продлили на 2014 и на 2015 гг.: в ПФР - 22% (в пределах установленной величины) и 10% (свыше установленной предельной величины), в ФСС - 2,9% (независимо от суммы), в ФФОМС - 5,1% (независимо от суммы).
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276 с 01.01.2013 предельная величина установлена в размере 568 000 руб.
В некоторых случаях работодатели - плательщики страховых взносов с 01.01.2013 должны будут уплачивать в ПФР взносы по
дополнительным тарифам (солидарная часть) (новая
ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ) в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на:
- подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (
пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ
<8>): 2013 г. - 4%, 2014 г. - 6%, 2015 г. - 9%;
- видах работ, указанных в
пп. 2 -
18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ: 2013 г. - 2%, 2014 г. - 4%, 2015 г. - 6%. Например, к таким работам относятся работы с тяжелыми условиями труда.
--------------------------------
<8> Федеральный
закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам предельная величина базы для начисления страховых взносов не применяется. От дополнительных тарифов можно "освободиться" по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом. Заметим, что в списках профессий, должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, на основании которых назначается досрочная трудовая пенсия (
ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), утвержденных
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, отрасль общественного питания отсутствует.
Взносы в Пенсионный фонд. Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе в пределах установленной величины распределяется на страховую и накопительную части (16 и 6% соответственно), а свыше установленной величины - 10 и 0% соответственно (
ст. 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ
<9>). С 2014 г. для указанных лиц в пределах установленной величины такое распределение будет составлять: 20% - на страховую часть и 2% - на накопительную часть (новая редакция
п. 2.1 ст. 22,
ст. 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ).
--------------------------------
<9> Федеральный
закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу новой
ст. 33.3 Федерального закона N 167-ФЗ в 2014 - 2015 гг. прежнее распределение тарифов в отношении данной категории физических лиц (16 и 6%) можно будет применять только в том случае, если эти граждане по состоянию на 31.12.2013 в порядке, установленном Федеральными законами от 07.05.1998
N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", от 24.07.2002
N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", перешли в негосударственный пенсионный фонд или обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
Заметим также, что с 01.01.2014 указанные лица дополнительно имеют право выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: направить на финансирование накопительной части 2 или 6% тарифа страхового взноса (новая редакция
п. 1 ст. 36.8 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах",
п. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации").
Индивидуальный предприниматель. Индивидуальные предприниматели лично за себя уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС (
ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ
<10>). Ранее они рассчитывались исходя из стоимости страхового года, а начиная с 01.01.2013 страховые взносы будут уплачиваться в фиксированных размерах (новые
ч. 1.1,
1.2 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ).
--------------------------------
<10> Федеральный
закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Фиксированный размер взноса в ПФР рассчитывается как произведение двукратного размера МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного
п. 1 ч. 2 ст. 12 данного Закона (26%), увеличенного в 12 раз.
Статьей 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ с 01.01.2013 МРОТ установлен в размере 5205 руб. Соответственно, взносы индивидуального предпринимателя в ПФР в 2013 г. будут равны 32 479 руб. (5205 руб. x 2 x 26% x 12).
В 2013 г. в силу
ч. 2.1,
2.2 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ при исчислении страхового взноса в фиксированном размере предприниматели используют следующие тарифы:
- для лиц 1966 года рождения и старше - 26% на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них: 10% - солидарная часть тарифа, 16% - индивидуальная часть тарифа);
- для лиц 1967 года рождения и моложе - 20% на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них: 10% - солидарная часть тарифа, 10% - индивидуальная часть тарифа), 6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии (индивидуальная часть тарифа).
С 01.01.2014 в отношении лиц 1967 года рождения и моложе тариф будет другой: 24% - на финансирование страховой части (из них: 10% - солидарная часть, 14% - индивидуальная часть), 2% - на финансирование накопительной части (индивидуальная часть) (редакция
ч. 2.1 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ, вступающая в силу с 01.01.2014).
Фиксированный размер в ФФОМС определяется как произведение МРОТ на начало финансового года и тарифов в ФФОМС, увеличенное в 12 раз. Соответственно, в 2013 г. он будет равен 3185 руб. (5205 руб. x 5,1% x 12).
Также согласно новой
ч. 6 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы в фиксированных размерах за периоды, указанные в
пп. 1 (в части военной службы по призыву),
3,
6 -
8 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 173-ФЗ, в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Напомним, что в п. 1 ст. 11 данного Закона поименованы периоды:
- прохождения военной службы по призыву
(пп. 1);
- ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более трех лет в общей сложности
(пп. 3);
- ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет
(пп. 6);
- проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности
(пп. 7);
- проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях и др., но не более 5 лет в общей сложности
(пп. 8).
Если в течение расчетного периода были месяцы, в которых осуществлялась предпринимательская деятельность, страховые взносы уплачиваются предпринимателями в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась соответствующая деятельность (новая
ч. 7 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ).
Работник - иностранец. В 2012 г. в силу
п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ иностранные граждане признавались застрахованными лицами (уплачиваются страховые взносы в ПФР) постоянно или временно проживающие на территории РФ, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев.
С 01.01.2013 уточнено, что заключенных срочных трудовых договоров может быть несколько, главное, чтобы их продолжительность была не меньше 6 месяцев в общей сложности в течение календарного года.
Напомним, что в силу
ст. 22.1 Федерального закона N 167-ФЗ в отношении постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан тарифы применяются аналогичные тарифам, применяемым в отношении граждан РФ (в зависимости от года рождения), а в отношении временного проживающих и временного пребывающих иностранных граждан - по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии (независимо от года рождения).
Н.В.Лебедева
Редактор журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
14.01.2013