Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Правовое регулирование деятельности общественных объединений в организациях
(Пелешенко Ю.)
("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2013, N 4)
Информация о публикации
Пелешенко Ю. Правовое регулирование деятельности общественных объединений в организациях // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013. N 4. С. 30 - 40.


Статья: Правовое регулирование деятельности общественных объединений в организациях
(Пелешенко Ю.)
("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2013, N 4)


Содержание


"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2013, N 4
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Автор статьи рассматривает действующий механизм регулирования правоотношений в сфере реализации права граждан на объединение на рабочем месте, учитывая особенности форм собственности организаций.
В нашей стране право каждого на объединение гарантируется Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 30). В целях реализации этого конституционного права граждан принят Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 20.07.2012, далее - Закон N 82-ФЗ). Его действие распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан. Исключение составляют религиозные и коммерческие организации, а также создаваемые ими некоммерческие союзы (ассоциации).
Добровольное формирование
Право на объединение понимается широко: не только как право на объединение, в результате реализации которого создаются общественные объединения, удовлетворяющие признакам, закрепленным в Законе N 82-ФЗ. Право на объединение предполагает возможность создания различных объединений граждан как коммерческого, так и некоммерческого характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 82-ФЗ право граждан на объединение включает в себя: право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них; право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Однако указанные права граждан могут быть ограничены нормами уставов соответствующих общественных объединений.
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 82-ФЗ устав общественного объединения должен содержать условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения. Кроме того, ч. 6 ст. 19 Закона N 82-ФЗ устанавливает, что условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений. В ч. 3 ст. 3 Закона N 82-ФЗ также называется право вступать в общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Право гражданина воздерживаться от вступления в общественное объединение также гарантировано на уровне Конституции РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 30 Конституции РФ никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 5 Закона N 82-ФЗ дает определение общественного объединения, под которым понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Добровольность формирования - это важнейший признак общественного объединения. Государство по общему правилу не должно вмешиваться в деятельность общественных объединений, а также в их внутриорганизационные отношения. Исключения предусмотрены лишь в связи с необходимостью обеспечения защиты прав и интересов граждан, общественной и государственной безопасности, а также соблюдения законодательства РФ.
Также граждане должны соблюдать запрет, установленный в ч. 1 ст. 16 Закона: запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Виды общественных объединений
Общественные объединения могут быть:
- с государственной регистрацией в органах юстиции и приобретением прав юридического лица. В этом случае общественное объединение имеет счет в банке, может от своего имени приобретать или арендовать объекты недвижимости, транспорт, средства связи, организационную технику или, например, типографию;
- без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В этом случае все это при необходимости осуществляют входящие в состав общественного объединения физические или юридические лица (Законом N 82-ФЗ предусмотрена возможность вхождения в состав общественного объединения не только физических, но и юридических лиц).
В соответствии со ст. 7 Закона N 82-ФЗ общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.
Словарь трудового права. Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (профессиональный союз, Общество охотников и рыболовов, Союз журналистов, Общество филателистов и т.д.).
Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (движение казачества, движение "зеленых", движение за права женщин, движение ветеранов афганской войны и т.д.).
Словарь трудового права. Общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Словарь трудового права. Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ общества общественной самодеятельности по месту его создания (общественные инспекции; добровольные народные дружины; домовые или уличные комитеты и т.д.).
Словарь трудового права. Политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 11.02.2013, далее - Закон N 7-ФЗ) указывает, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (п. 3 ст. 2).
Например, в п. 3 ст. 6 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" указывается, что общественные объединения пожарной охраны создаются либо в форме общественной организации, либо в форме общественного учреждения.
Закон N 7-ФЗ также предлагает собственное определение общественного объединения: это добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 6).
Порядок формирования объединения
В общем случае гражданам не требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления на создание общественных объединений. Предварительное разрешение не требуется ни в устной, ни в письменной форме. По общему правилу не надо также уведомлять органы государственной власти и органы местного самоуправления о проведении учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, а также о начале деятельности общественного объединения.
Вместе с тем в отношении отдельных организационно-правовых форм общественных объединений может предусматриваться уведомление органов государственной власти о создании этого общественного объединения. Например, Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (ред. от 01.12.2012, далее - Закон о политических партиях) провозглашает, что политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц (п. 1 ст. 11). Одним из способов создания политической партии является ее создание на учредительном съезде политической партии.
Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами РФ, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет. При этом предусматривается обязательное уведомление в письменной форме таким комитетом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, о намерении организационного комитета создать политическую партию (п. 2 ст. 12 упомянутого Закона). Вместе с уведомлением в соответствующий орган направляется комплект документов, имеющих отношение к созданию новой политической партии.
Сфера деятельности
В Российской Федерации действует достаточно много федеральных законов, которые не только предусматривают возможность создания отдельных видов общественных объединений и определяют специфику их деятельности, но также регламентируют иные вопросы, как правило, касающиеся той сферы общественных отношений, в которой соответствующие объединения функционируют. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений предусматривают саму возможность создания таких объединений определенного вида, а также устанавливают специфику их создания и деятельности.
Например, предметом регулирования Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ред. от 28.12.2010, далее - Закон о профсоюзах) являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (ст. 1).
Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (ред. от 23.12.2010) устанавливает не только особенности создания и деятельности благотворительных организаций, но также определяет основы правового регулирования благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления; Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 28.07.2012) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Вместе с тем последний Закон регулирует также общественные отношения, связанные с созданием и деятельностью общественных объединений потребителей (ст. 45).
Особое практическое значение имеет соотношение по юридической силе специального и общего законов. Согласно общим представлениям в теории права о действии нормативных правовых актов при конкуренции норм общего и специального закона применению подлежат нормы специального закона.
Следовательно, в случае противоречия норм общего и специального закона (конкуренция норм) применять необходимо нормы законов об отдельных видах общественных объединений, поскольку они являются специальными по отношению к общим нормам.
Применительно к предмету данной статьи - деятельности общественных объединений в организациях - речь может идти лишь о небольшом их перечне, прежде всего о деятельности профессиональных союзов.
Как уже говорилось, ни разрешения, ни уведомления органов государственной власти и органов местного самоуправления на создание общественных объединений не требуется. Но вся деятельность первичной профсоюзной организации связана со взаимодействием с работодателем. Каков здесь порядок?
Создание профсоюза: уведомлять ли работодателя?
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им неподотчетны и неподконтрольны (ч. 1 ст. 5 Закона о профсоюзах).
Исходя из этой нормы, работодателя в общем случае не нужно ставить в известность о проведении учредительного собрания (конференции) по созданию первичной профсоюзной организации (профсоюза). Членство каждого конкретного работника в профсоюзе - это его персональные данные, которые не могут разглашаться работодателю. Но исходя из последующего взаимодействия профсоюзной организации с работодателем желательно поставить в известность работодателя о создании в его организации профсоюза или первичной профсоюзной организации какого-либо уже действующего общероссийского (межрегионального) профсоюза. Да и если необходимо помещение для проведения собрания (конференции), в том числе учредительного, требуется обращение к администрации.
Также исходя из необходимости перечисления на счет профсоюзной организации членских профсоюзных взносов из заработной платы работников, нужны письменные заявления работников - членов профсоюза.
Поэтому работодатель исподволь будет знать о деятельности у него на предприятии профсоюзных организаций, так же как и о конкретных работниках - членах профсоюза.
Здесь пробел в нашем законодательстве.
Вряд ли несообщение работодателю о создании профсоюза можно считать злоупотреблением правом.
Однако п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (ред. от 28.09.2010) предусматривается, что при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны самих работников. В частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы либо того обстоятельства, что он является членом профессионального союза или руководителем (его заместителем) выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации, выборного коллегиального органа профсоюзной организации структурного подразделения организации (не ниже цехового и приравненного к нему), не освобожденным от основной работы, когда решение вопроса об увольнении должно производиться с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации либо соответственно с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа.
При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.
На одном предприятии может быть создано несколько первичных профсоюзных организаций (профсоюзов). Этот вопрос ничем не ограничивается.
Что касается возможности одних и тех же работников быть членами двух, трех и т.д. профсоюзов, то запреты могут устанавливаться уставами конкретных профсоюзов. В отдельных уставах общероссийских (межрегиональных) профсоюзов есть запрет на членство в другом профсоюзе.
Деятельность профессиональных союзов
Профессиональный союз создается и действует в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза, а также коллективных социально-трудовых прав и интересов работников независимо от членства в профсоюзе в случае наделения полномочиями на представительство в установленном порядке.
Свобода создавать или вступать в профсоюзы по своему выбору является одним из фундаментальных прав человека, закрепленных как международными нормами, так и национальным законодательством. Никто не может быть подвергнут взысканиям и преследованиям за профсоюзную деятельность. Более того, законы предписывают не только не чинить препятствий, но формировать нормальные условия для работы профессиональных союзов.
Пункт 4 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, гласит: "Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов", а Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 обязывает участвующие в Пакте государства обеспечить право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации.
Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других (пп. "а" п. 1 ст. 8).
Одной из обязательных статей, необходимых к ратификации, является ст. 5 "Право на объединение" Европейской социальной хартии, пересмотренной в 1996 г.: "В целях обеспечения или поощрения свободы работников и работодателей в создании местных, национальных или международных организаций для защиты своих экономических и социальных интересов и свободы вступления в эти организации, Стороны обязуются обеспечить, чтобы национальное законодательство не содержало норм, ограничивающих эту свободу, а существующие нормы не применялись в ограничение этой свободы.
Степень применения гарантий, предусмотренных в настоящей статье, к полиции определяется национальными законами или нормативными правовыми актами. Принцип, регулирующий применение этих гарантий в отношении военнослужащих, и степень их применимости в отношении лиц этой категории также определяются национальными законами или нормативными правовыми актами".
Правовой основой для организации и деятельности профессиональных союзов являются также документы Международной организации труда (МОТ): Конвенция N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" 1948 г.; Конвенция N 98 "О праве на организацию и ведение коллективных переговоров" 1949 г.; Декларация МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" 1998 г. Общепризнанные принципы и нормы международного права в рассматриваемой сфере деятельности закреплены в Конституции РФ (ст. 30). А Закон о профсоюзах устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами.
В связи с принятием Трудового кодекса РФ во многих его статьях, наряду с участием в регулировании трудовых отношений профессиональных союзов в виде "выборных органов первичной профсоюзной организации", упоминаются "иные избранные работниками представители", "представительные органы работников", "иные уполномоченные работниками представительные органы", которые также наделяются отдельными полномочиями на участие в регулировании трудовых отношений.
Что касается представительской функции профсоюзов или иных представителей работников, то она раскрывается в разд. II "Социальное партнерство в сфере труда" ТК РФ. Наиболее разработанными являются положения ТК РФ по участию в коллективно-договорном регулировании трудовых отношений.
Иные представительные органы работников
В ч. 1 ст. 31 ТК РФ предусматриваются случаи, когда представлять интересы работников на локальном уровне (то есть на уровне коллективных переговоров в организации, ее филиале или представительстве) могут иные представители работников: если работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации либо ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ (например, в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 37 ТК РФ), представлять интересы всех работников. В таком случае на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
При этом необходимо иметь в виду, что, исходя из смысла ст. 5 Конвенции МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и предоставляемых им возможностях" (1971 г.), наличие иных выборных представителей работников не должно использоваться для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей. Рекомендация МОТ N 91 "О коллективных договорах" (1951 г.) также предусматривает заключение коллективных договоров иными представителями работников только при отсутствии представительной организации на предприятии.
С учетом изложенного общее собрание (конференция) работников может избирать из числа работников иного представителя (представительный орган), если работники этого работодателя не объединены в какую-либо первичную профсоюзную организацию (не обязательно объединяющую более половины работников данного работодателя).
Что касается ведения переговоров на уровнях социального партнерства, выше локального (федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный), то в данном случае трудовое законодательство никакого участия каких-либо иных представителей или представительных органов не предусматривает (ч. 3 ст. 29 ТК РФ), эта деятельность является исключительной прерогативой соответствующих органов профессиональных союзов и их объединений.
С принятием Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 11.03.1992 "О коллективных договорах и соглашениях", который к представителям работников относил органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им (ст. 2). Согласно ст. 12 Закона N 82-ФЗ орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении различных социальных проблем, возникающих по месту жительства, работы или учебы, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
Перечень подобных органов в Законе N 82-ФЗ не приводится, возможность их создания носит общий характер, неясно, при каком представительстве работников может быть создан, на ком лежит обязанность по созданию для них условий выполнения общественных обязанностей.
Рассматривая вопросы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, отдельные авторы упоминают о советах трудовых коллективов, а сейчас еще и о производственных советах, как о возможных иных представительных органах работников. Представляется, что подобные выводы необоснованны как по форме, так и по содержанию.
Даже в период действия прежнего трудового законодательства советы трудового коллектива не осуществляли полномочий представительного органа работников, так как по существу являлись полномочным органом трудового коллектива в целом, включая работодателей и их представителей. Поэтому с правовой точки зрения и ранее, и в настоящее время советы трудового коллектива, производственные советы и иные органы, избранные по пропорциональному представительству от работников и работодателя, не могут рассматриваться в качестве иных представительных органов работников.
В отдельных случаях в организациях на практике действительно создаются иные представительные непрофсоюзные органы. Речь идет о стачечных комитетах, комиссиях по трудовым спорам, комиссиях по охране труда и др.
Так, согласно ч. 1 ст. 399 ТК РФ при рассмотрении коллективных трудовых споров правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со ст. ст. 29 - 31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ. Применительно к рассматриваемому нами вопросу имеет значение ссылка на ст. 31 ТК РФ, которая в данном случае предусматривает, что при отсутствии соответствующей первичной профсоюзной организации общее собрание (конференция) работников избирает иной представительный орган работников для рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, иногда называемый стачечным комитетом.
При реализации права на забастовку необходимо иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством (ч. 1 ст. 410 ТК РФ), несмотря на наличие выборных органов первичной профсоюзной организации либо иного представительного органа работников (стачкома и т.п.), решение об объявлении забастовки в любом случае относится к компетенции общего собрания (конференции) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения) индивидуального предпринимателя, на котором рассматривается предложение представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора. В этой части наше трудовое законодательство не соответствует международным нормам.
К числу иных представительных органов коллектива работников организации относятся также комиссии по трудовым спорам (КТС). В соответствии со ст. 384 ТК РФ в КТС входит равное количество представителей работников и работодателей. Представители работодателя в КТС назначаются руководителем организации или работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников (например, первичной профсоюзной организацией) с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.
Заметим, что решения КТС (удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам) выносятся подобным внесудебным общественным органом, а имеют силу исполнительного листа, выдаваемого судами на основании принимаемых ими решений, так как в силу ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ред. от 28.07.2012) удостоверения относятся к исполнительным документам и исполняются, при отсутствии добровольного исполнения, в принудительном порядке, судебными приставами-исполнителями.
Учет мнения представительного органа работников
работодателем
Что касается обязанности работодателя учитывать мнение представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ч. 2 ст. 8 ТК РФ), то здесь, по нашему мнению, необходимо прежде всего исходить из нормы ч. 1 ст. 372 ТК РФ, указывающей, что работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, обязан провести процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников. При отсутствии первичной профсоюзной организации подобная обязанность у работодателя не наступает и ни с каким иным представительным органом работников он не обязан проводить указанные процедуры, поскольку иного представительного органа ст. 372 ТК РФ не предусматривает.
Законы не связывают наличие у профсоюзной организации юридического лица с содержанием ее прав. Любая профсоюзная организация имеет, например, право на высказывание мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в порядке, предусмотренном ст. ст. 372, 373 ТК РФ, при установлении работодателем систем оплаты труда (ст. 135), на участие в контроле за охраной труда в организации (ст. ст. 1, 218), на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений (ст. ст. 29, 37 ТК РФ) и др.
Иногда в организации создаются и действуют два профсоюза. В таком случае следует иметь в виду, что обязанность работодателя учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, то есть приказов, положений и т.п., действующих на всех или на значительную часть работников, наступает при наличии профорганизации, представляющей всех или большинство работников (ч. 1 ст. 372 ТК РФ). Если большинства нет, хоть и в сумме двух первичек, то подобная обязанность у работодателя отсутствует.
Другой случай - это ст. 373 ТК РФ. Здесь имеется в виду расторжение трудового договора по инициативе работодателя с конкретным работником - членом профсоюза. При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. п. 2, 3 или п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан провести соответствующие процедуры. Здесь никакой зависимости от численности первичной профсоюзной организации нет. Минимальная численность первичной профсоюзной организации (профсоюза) - 3 человека, в проекте ГК РФ предусмотрено 5 человек. Если работник - член нескольких профсоюзов, то работодателю необходимо учитывать мнение каждой первичной профсоюзной организации.
Здесь можно привести еще одну форму защиты, предусмотренную ч. 1 ст. 374 ТК РФ. Она касается руководителей и заместителей руководителей выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций. Увольнение их по инициативе работодателя в соответствии с п. п. 2, 3 или п. 5 (признан неконституционным, но пока из ТК РФ не исключен) ч. 1 ст. 81 ТК РФ возможно помимо общего порядка увольнения (то есть учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, изложенного выше) с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. То есть у руководителей первичных профсоюзных организаций есть дополнительная защита.
Деятельность политических партий
Что касается деятельности партий, то, анализируя Закон о политических партиях, нельзя сделать однозначного вывода о возможности деятельности партий в организациях всех организационно-правовых форм и форм собственности.
Дело в том, что в соответствии с п. 4 ст. 9 указанного Закона "структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях".
В то же время п. 5 приведенной статьи Закона, где "не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений", о негосударственных организациях речи не идет. Из чего можно сделать вывод, что создание партий в негосударственных организациях запрещено, а их деятельность возможна.
Добровольные пожарные
Следует также обратить внимание на Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", ст. 18 которого устанавливает компенсации и льготы добровольным пожарным по месту основной работы.
Так, добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения ими профессиональной подготовки, если их участие в тушении пожаров или несении службы (дежурства) либо профессиональная подготовка осуществляются в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного. Добровольным пожарным территориальных подразделений добровольной пожарной охраны по месту работы также предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней.
Объединения инвалидов
Можно упомянуть здесь и об общественных объединениях инвалидов, право на создание которых предусматривается гл. V Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 30.12.2012).
В соответствии со ст. 33 упомянутого Закона общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов.
Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Общественным объединениям инвалидов и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку также путем предоставления в безвозмездное пользование имущества (включая здания, нежилые помещения), используемого данными объединениями и организациями на законных основаниях в течение не менее чем пяти лет на момент предоставления такого имущества.
На организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%, распространяется действие Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011).
Оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Законом N 7-ФЗ в части социально ориентированных некоммерческих организаций.
Общественные обязанности
Следует обратить внимание и на относительно новое положение о гарантиях и компенсациях работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей. Относительно - потому что оно введено Трудовым кодексом РФ, а ему уже 11 лет. Речь идет о том, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Конкретного перечня таких обязанностей нет. Они определяются соответствующими законами. Например, Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. от 30.12.2012). Необходимость явиться в военкомат по повестке - это государственная обязанность, так же как и явка в суд в качестве, например, свидетеля по делу. Законодательством о выборах предусмотрены льготы для членов избирательных комиссий: освобождение их от работы и предоставление дополнительного отпуска.
Общественные обязанности, возникающие исходя из членства в общественных объединениях, также указаны в законодательстве. Например, согласно ч. 3 ст. 374 ТК РФ члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профсоюзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов и т.п.
Что касается оплаты времени исполнения работником государственных или общественных обязанностей, то средний заработок такого работника в настоящее время работодатель не обязан сохранять, как это было ранее в КЗоТ РФ.
Согласно ч. 2 ст. 170 ТК РФ государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, обязаны выплатить работнику соответствующую компенсацию, которая не обязательно может соответствовать размеру потерянного работником заработка.
Обязанность работодателя в данном случае - только освободить от работы и сохранить рабочее место, а вот расплачиваться должен соответствующий орган, который приглашает работника исполнить его государственные или общественные обязанности.
Библиографический список
1. Общественные объединения: организация деятельности, формы и методы контроля. Хабаровск: Изд-во ДВНИИТС, 2004.
2. Правовые основы осуществления контроля за деятельностью общественных объединений // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. N 3 (75).
Ю.Пелешенко
Руководитель
Правового департамента
Аппарата ФНПР
Подписано в печать
14.03.2013