Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Пожарный надзор
(Репин А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2016, N 7)
Информация о публикации
Репин А. Пожарный надзор // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2016. N 7. С. 51 - 61.


Статья: Пожарный надзор
(Репин А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2016, N 7)


Содержание


"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2016, N 7
ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР
Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении МЧС и в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий. В статье мы рассмотрим порядок осуществления такого надзора.
Что является предметом надзора?
В соответствии со ст. 6.1 Закона о пожарной безопасности <1> и п. 5 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее - Административный регламент), предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности являются:
- соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
- соблюдение требований пожарной безопасности организациями на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
- соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;
- соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности. Напомним, что Перечень таких видов деятельности установлен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности";
- выполнение предписаний органов государственного пожарного надзора;
- проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Напомним, что органами государственного пожарного надзора являются:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
- структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов РФ;
- структурные подразделения специальных и воинских подразделений.
В силу п. 43 Административного регламента при осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:
- выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
- выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знание требований пожарной безопасности в пределах компетенции;
- готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
- правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;
- создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;
- наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
- наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;
- наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;
- выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
В ходе внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности:
- исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений или несоответствия;
- информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки;
- на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
- устанавливающих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности в случае установления особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- во исполнение поручения Президента РФ или Правительства РФ либо требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Каковы сроки проведения проверок?
Общий срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица органа пожарного надзора, проводившего проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней (п. 24 Административного регламента).
Каков порядок проведения проверок?
Проводимые контрольные мероприятия могут быть как плановыми, так и внеплановыми.
Плановые проверки. Основание для проведения данных проверок - ежегодно утверждаемый план. Согласно ст. 6.1 Закона о пожарной безопасности основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение:
1) трех лет со дня:
- ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
- окончания проведения последней плановой проверки;
2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности.
В соответствии с п. 37 Административного регламента проверка осуществляется на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки. Необходимо отметить, что плановая проверка может проводиться исключительно в выездной форме по месту нахождения организации.
В силу п. 41 Административного регламента проверяемое учреждение должно быть уведомлено о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Плановая проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами проверяющего органа. Указанные лица обязаны ознакомить руководителя учреждения (лица, им уполномоченного):
- с распоряжением о проведении проверки;
- с полномочиями проводящего проверку должностного лица;
- с целями, задачами, основаниями проведения проверки;
- с видами и объемом мероприятий по надзору;
- с составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке;
- со сроками и условиями ее проведения.
При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, в том числе:
1) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
2) содержание территории, зданий, сооружений и помещений, технологических установок, инженерных сетей;
3) состояние эвакуационных путей и выходов;
4) наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;
5) наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты, а именно:
- средств огнезащиты;
- систем противодымной защиты;
- заполнения в проемах противопожарных преград;
- пожарных наружных стационарных лестниц, ограждения кровли;
- внутреннего противопожарного водопровода;
- систем автоматической пожарной сигнализации;
- огнетушащих веществ;
- систем автоматического пожаротушения;
- электроустановок и электрооборудования;
- систем оповещения и управления эвакуацией;
6) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
7) создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;
8) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности.
Во время проведения плановой проверки (п. 45 Административного регламента) осуществляются:
1) анализ сведений, содержащихся:
- в правоустанавливающих документах на объект защиты, учредительных документах;
- в документах распорядительного характера (приказах, распоряжениях о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, должностных инструкциях);
- в декларации пожарной безопасности;
- в имеющихся в органе государственного пожарного надзора предписаниях об устранении нарушений и (или) предписаниях по устранению несоответствия;
- в материалах рассмотрения дел об административных правонарушениях;
- в технической документации, связанной с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договорах на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;
- в технологической документации, наличие и ведение которой регламентируются техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;
- в договорах аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договорах лизинга, иных гражданско-правовых договорах, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договорах на выполненные работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;
- в лицензии юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
- в сертификатах соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;
2) оценка соответствия деятельности уполномоченных должностных лиц проверяемого учреждения требованиям пожарной безопасности с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):
- обследования объекта защиты (визуального осмотра);
- отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;
- проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда.
Указанные мероприятия проводятся в присутствии уполномоченных должностных лиц проверяемого учреждения.
Внеплановые проверки. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности и (или) по устранению несоответствия;
2) поступление в орган государственного пожарного надзора:
- сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
- обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;
3) наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории.
Учреждение должно быть уведомлено о проведении внеплановой выездной проверки любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Вместе с тем следует учитывать, что предварительное уведомление о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абз. 3 п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона о пожарной безопасности, не осуществляется.
Необходимо отметить, что внеплановая проверка в целях контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности, а также в случаях поступления информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан проводится в выездной форме.
При осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение тех обязательных требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства.
Результаты проверки оформляются актом, который составляется в двух экземплярах непосредственно после ее завершения. Эти акты должны быть подписаны должностными лицами, проводившими проверку, и заверены их печатями. Один экземпляр акта с копиями приложений, заверенных печатью должностного лица, проводившего проверку, вручается уполномоченному должностному лицу проверяемого учреждения под подпись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. К акту проверки должны быть приложены:
- решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;
- протоколы отбора образцов продукции, проб;
- протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;
- объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
- предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;
- рапорт на продление срока проверки с визой начальника проверяющего органа (в случае продления срока проведения проверки);
- распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора);
- документы, подтверждающие обоснованность и правомерность проведения внеплановой проверки по основаниям, указанным в пп. 3 п. 47 Административного регламента;
- уведомления о вручении - при направлении заказным почтовым отправлением проверяющим органом документов проверяемому учреждению, в отношении которого проводится проверка.
Какие меры могут быть приняты по результатам проверок?
В случае выявления при проведении проверки нарушений должностное лицо, проводившее проверку, обязано:
1) выдать предписание (предписания) по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности устанавливаются с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
В предписании об устранении нарушений отражаются:
- полное наименование проверяемого учреждения;
- перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица учреждения, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
- подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
* * *
В заключение отметим, что согласно ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
А.Репин
Эксперт журнала
"Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных)
учреждений"
Подписано в печать
29.06.2016