Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Пожарный надзор
(Репин А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2016, N 7)
Информация о публикации
Репин А. Пожарный надзор // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2016. N 7. С. 51 - 61.
Статья: Пожарный надзор
(Репин А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2016, N 7)
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2016, N 7
ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР
Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении МЧС и в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий. В статье мы рассмотрим порядок осуществления такого надзора.
Что является предметом надзора?
В соответствии со
ст. 6.1 Закона о пожарной безопасности
<1> и
п. 5 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее - Административный регламент), предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности являются:
- соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
- соблюдение требований пожарной безопасности организациями на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
- соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;
- соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности. Напомним, что
Перечень таких видов деятельности установлен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности";
- выполнение предписаний органов государственного пожарного надзора;
- проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.
--------------------------------
<1> Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Напомним, что органами государственного пожарного надзора являются:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
- структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов РФ;
- структурные подразделения специальных и воинских подразделений.
В силу
п. 43 Административного регламента при осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:
- выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
- выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знание требований пожарной безопасности в пределах компетенции;
- готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
- правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;
- создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;
- наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
- наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;
- наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;
- выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
В ходе внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности:
- исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений или несоответствия;
- информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки;
- на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
- устанавливающих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности в случае установления особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- во исполнение поручения Президента РФ или Правительства РФ либо требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Каковы сроки проведения проверок?
Общий срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица органа пожарного надзора, проводившего проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней (
п. 24 Административного регламента).
Каков порядок проведения проверок?
Проводимые контрольные мероприятия могут быть как плановыми, так и внеплановыми.
Плановые проверки. Основание для проведения данных проверок - ежегодно утверждаемый план. Согласно
ст. 6.1 Закона о пожарной безопасности основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение:
1) трех лет со дня:
- ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
- окончания проведения последней плановой проверки;
2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности.
В соответствии с
п. 37 Административного регламента проверка осуществляется на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки. Необходимо отметить, что плановая проверка может проводиться исключительно в выездной форме по месту нахождения организации.
В силу
п. 41 Административного регламента проверяемое учреждение должно быть уведомлено о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Плановая проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами проверяющего органа. Указанные лица обязаны ознакомить руководителя учреждения (лица, им уполномоченного):
- с распоряжением о проведении проверки;
- с полномочиями проводящего проверку должностного лица;
- с целями, задачами, основаниями проведения проверки;
- с видами и объемом мероприятий по надзору;
- с составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке;
- со сроками и условиями ее проведения.
При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, в том числе:
1) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
2) содержание территории, зданий, сооружений и помещений, технологических установок, инженерных сетей;
3) состояние эвакуационных путей и выходов;
4) наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;
5) наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты, а именно:
- средств огнезащиты;
- систем противодымной защиты;
- заполнения в проемах противопожарных преград;
- пожарных наружных стационарных лестниц, ограждения кровли;
- внутреннего противопожарного водопровода;
- систем автоматической пожарной сигнализации;
- огнетушащих веществ;
- систем автоматического пожаротушения;
- электроустановок и электрооборудования;
- систем оповещения и управления эвакуацией;
6) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
7) создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;
8) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности.
Во время проведения плановой проверки (
п. 45 Административного регламента) осуществляются:
1) анализ сведений, содержащихся:
- в правоустанавливающих документах на объект защиты, учредительных документах;
- в документах распорядительного характера (приказах, распоряжениях о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, должностных инструкциях);
- в декларации пожарной безопасности;
- в имеющихся в органе государственного пожарного надзора предписаниях об устранении нарушений и (или) предписаниях по устранению несоответствия;
- в материалах рассмотрения дел об административных правонарушениях;
- в технической документации, связанной с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договорах на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;
- в технологической документации, наличие и ведение которой регламентируются техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;
- в договорах аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договорах лизинга, иных гражданско-правовых договорах, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договорах на выполненные работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;
- в лицензии юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
- в сертификатах соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;
2) оценка соответствия деятельности уполномоченных должностных лиц проверяемого учреждения требованиям пожарной безопасности с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):
- обследования объекта защиты (визуального осмотра);
- отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;
- проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда.
Указанные мероприятия проводятся в присутствии уполномоченных должностных лиц проверяемого учреждения.
Внеплановые проверки. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности и (или) по устранению несоответствия;
2) поступление в орган государственного пожарного надзора:
- сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
- обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;
3) наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории.
Учреждение должно быть уведомлено о проведении внеплановой выездной проверки любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Вместе с тем следует учитывать, что предварительное уведомление о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в
абз. 3 п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона о пожарной безопасности, не осуществляется.
Необходимо отметить, что внеплановая проверка в целях контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности, а также в случаях поступления информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан проводится в выездной форме.
При осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение тех обязательных требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства.
Результаты проверки оформляются актом, который составляется в двух экземплярах непосредственно после ее завершения. Эти акты должны быть подписаны должностными лицами, проводившими проверку, и заверены их печатями. Один экземпляр акта с копиями приложений, заверенных печатью должностного лица, проводившего проверку, вручается уполномоченному должностному лицу проверяемого учреждения под подпись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. К акту проверки должны быть приложены:
- решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;
- протоколы отбора образцов продукции, проб;
- протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;
- объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
- предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;
- рапорт на продление срока проверки с визой начальника проверяющего органа (в случае продления срока проведения проверки);
- распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора);
- документы, подтверждающие обоснованность и правомерность проведения внеплановой проверки по основаниям, указанным в
пп. 3 п. 47 Административного регламента;
- уведомления о вручении - при направлении заказным почтовым отправлением проверяющим органом документов проверяемому учреждению, в отношении которого проводится проверка.
Какие меры могут быть приняты по результатам проверок?
В случае выявления при проведении проверки нарушений должностное лицо, проводившее проверку, обязано:
1) выдать предписание (предписания) по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности устанавливаются с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
В предписании об устранении нарушений отражаются:
- полное наименование проверяемого учреждения;
- перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица учреждения, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
- подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
* * *
В заключение отметим, что согласно
ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
А.Репин
Эксперт журнала
"Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных)
учреждений"
Подписано в печать
29.06.2016