Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: "Пожарные" проверки: новый поворот
(Рябинин В.В.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 8)
Информация о публикации
Рябинин В.В. "Пожарные" проверки: новый поворот // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. N 8. С. 52 - 56.


Статья: "Пожарные" проверки: новый поворот
(Рябинин В.В.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 8)


Содержание


"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 8
"ПОЖАРНЫЕ" ПРОВЕРКИ: НОВЫЙ ПОВОРОТ
09.06.2017 вступил в силу Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 100-ФЗ). Принятый Закон направлен на устранение правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности, а также дальнейшее развитие правовых институтов негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях (земельных участках). Рассмотрим основные изменения.
Как следует из названия и сути Федерального закона N 100-ФЗ, вносятся поправки в Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и КоАП РФ.
Аудит пожарной безопасности,
риск-ориентированный подход к проверкам и другие новшества
Проанализировав изменения в Федеральном законе N 69-ФЗ, можно сделать следующие выводы:
- расширяется понятие федерального государственного пожарного надзора. К объектам защиты, в отношении которых осуществляется надзор, добавляются территории, земельные участки, продаваемая пожарно-техническая продукция;
- закрепляются новые понятия. Это такие понятия, как "независимая оценка пожарного риска" ("аудит пожарной безопасности"), "эксперт в области оценки пожарного риска" и "заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности)". Отметим, что такого понятия, как "аудит пожарной безопасности", ранее не существовало, соответственно, и не было аттестованных экспертов. Порядок аттестации данных экспертов будет установлен Правительством РФ, это лицо будет уполномочено на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска. Интересно, что сразу вводится понятие "заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности)", за подписание которого предусмотрена административная ответственность по КоАП РФ (об этом ниже);
- расширены права должностных лиц органов государственного пожарного надзора (Госпожнадзора). К уже имеющимся правам, среди которых присутствует в том числе право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа Госпожнадзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также другие мероприятия по контролю, добавлено право запрашивать и получать от организаций и граждан документы и информацию. Чтобы можно было затребовать документы в отношении данных субъектов, должна проводиться проверка соблюдения требований пожарной безопасности, а также должен быть осуществлен письменный запрос. Кроме того, представители Госпожнадзора теперь уполномочены производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- вводится риск-ориентированный подход в отношении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этом случае осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов аудита пожарной безопасности, предусмотренного Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), если он проводился;
- изменяется предмет проверки. Ранее предметом проверки являлось только соблюдение требований пожарной безопасности. После внесения изменений в предмет проверки также входит проверка пожарно-технической продукции на соответствие требованиям технического регламента;
- изменяется порядок планирования проверок. Теперь периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством РФ в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска. Для отдельных сфер деятельности такая периодичность, как и ранее, устанавливается в соответствии с п. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- уточняются отдельные основания для проведения внеплановой проверки. Так, одним из данных оснований является поступление в орган Госпожнадзора обращений и заявлений организаций или граждан, информации от должностного лица органа государственного пожарного надзора, из СМИ о нарушении требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объекта защиты, территории или земельного участка, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, территории или земельного участка, о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона N 123-ФЗ, а также о нарушении требований пожарной безопасности на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу организаций и граждан, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара. Теперь не является основанием для проведения проверки информация от органов государственной власти и местного самоуправления;
- вводятся новые требования к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности. Закрепляется, что минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Говоря о проверках пожарной безопасности, отметим, что 01.10.2017 вступят в силу изменения, внесенные в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре <1> (Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 N 774). Теперь при проведении плановых проверок объектов защиты, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны будут использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
--------------------------------
<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре".
Использование проверочных листов осуществляется при проведении плановых проверок всех объектов защиты. Предмет плановой проверки будет ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
С 01.10.2017 данное положение будет действовать при проведении плановых проверок используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объектов защиты (отдельно стоящих зданий), относящихся к категории умеренного риска классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома), Ф3.1 (здания организаций торговли) и Ф3.2 (здания организаций общественного питания). Полностью оно вступит в силу с 01.07.2018.
Усиление административной ответственности
Административная ответственность в области пожарной безопасности претерпела изменения в связи с новшествами, внесенными в Федеральный закон N 69-ФЗ.
В связи с введением аудита пожарной безопасности эксперты в области оценки пожарного риска, совершившие административные нарушения, предусмотренные п. 9 ст. 20.4 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. А за нарушения, допущенные экспертом при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) предусмотрены штраф до 20 000 руб. либо дисквалификация до 3 лет (п. 9 ст. 20.4 КоАП РФ).
Кроме того, усилена ответственность за повторное правонарушение, предусмотренное п. 12 и 13 ст. 19.5 КоАП РФ, - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор. Также введена отдельная ответственность для индивидуальных предпринимателей (п. 14 ст. 19.5 КоАП РФ). Теперь за данное нарушение предусмотрена административная ответственность:
- для должностных лиц - штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет;
- для индивидуальных предпринимателей - штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц - штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Отдельная административная ответственность введена для индивидуальных предпринимателей и за нарушение требований пожарной безопасности (п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ). Новая редакция данных норм выглядит следующим образом (см. таблицу):
Субъект административного правонарушения
Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (штраф)
В обычных ситуациях (п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ)
В условиях особого противопожарного режима (п. 2 ст. 20.4 КоАП РФ)
Должностное лицо
От 6 000 до 15 000 руб.
От 15 000 до 30 000 руб.
Индивидуальный предприниматель
От 20 000 до 30 000 руб.
От 30 000 до 40 000 руб.
Юридическое лицо
От 150 000 до 200 000 руб.
От 200 000 до 400 000 руб.
* * *
Со вступлением в силу Федерального закона N 100-ФЗ восполняются отдельные правовые пробелы, существовавшие в законодательстве о пожарной безопасности, вводится понятие аудита пожарной безопасности, расширяется предмет пожарного надзора, устанавливаются требования к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности; в целях предотвращения коррупционных правонарушений и недопущения нарушения действующих норм предусматривается административная ответственность для аудиторов пожарной безопасности. Кроме того, теперь "пожарные" проверки объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) будут осуществляться с применением риск-ориентированного подхода.
Введена административная ответственность в виде административного приостановления деятельности до 90 суток для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа Госпожнадзора, в том числе на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания. Отдельная административная ответственность введена для индивидуальных предпринимателей и за нарушение требований пожарной безопасности.
В.В. Рябинин
Эксперт журнала
"Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
09.08.2017