Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: "Пожарные" проверки: новый поворот
(Рябинин В.В.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 8)
Информация о публикации
Рябинин В.В. "Пожарные" проверки: новый поворот // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. N 8. С. 52 - 56.
Статья: "Пожарные" проверки: новый поворот
(Рябинин В.В.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 8)
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 8
"ПОЖАРНЫЕ" ПРОВЕРКИ: НОВЫЙ ПОВОРОТ
09.06.2017 вступил в силу Федеральный
закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 100-ФЗ). Принятый
Закон направлен на устранение правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности, а также дальнейшее развитие правовых институтов негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях (земельных участках). Рассмотрим основные изменения.
Как следует из названия и сути Федерального
закона N 100-ФЗ, вносятся поправки в Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и
КоАП РФ.
Аудит пожарной безопасности,
риск-ориентированный подход к проверкам и другие новшества
Проанализировав изменения в Федеральном
законе N 69-ФЗ, можно сделать следующие выводы:
- расширяется понятие федерального государственного пожарного надзора. К объектам защиты, в отношении которых осуществляется надзор, добавляются территории, земельные участки, продаваемая пожарно-техническая продукция;
-
закрепляются новые понятия. Это такие понятия, как "независимая оценка пожарного риска" ("аудит пожарной безопасности"), "эксперт в области оценки пожарного риска" и "заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности)". Отметим, что такого понятия, как "аудит пожарной безопасности", ранее не существовало, соответственно, и не было аттестованных экспертов. Порядок аттестации данных экспертов будет установлен Правительством РФ, это лицо будет уполномочено на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска. Интересно, что сразу вводится понятие "заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности)", за подписание которого предусмотрена административная ответственность по
КоАП РФ (об этом ниже);
- расширены права должностных лиц органов государственного пожарного надзора (Госпожнадзора). К уже имеющимся правам, среди которых присутствует в том числе право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа Госпожнадзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также другие мероприятия по контролю, добавлено право запрашивать и получать от организаций и граждан документы и информацию. Чтобы можно было затребовать документы в отношении данных субъектов, должна проводиться проверка соблюдения требований пожарной безопасности, а также должен быть осуществлен письменный запрос. Кроме того, представители Госпожнадзора теперь уполномочены производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ;
-
вводится риск-ориентированный подход в отношении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этом случае осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов аудита пожарной безопасности, предусмотренного Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), если он проводился;
-
изменяется предмет проверки. Ранее предметом проверки являлось только соблюдение требований пожарной безопасности. После внесения изменений в предмет проверки также входит проверка пожарно-технической продукции на соответствие требованиям технического
регламента;
-
изменяется порядок планирования проверок. Теперь периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством РФ в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска. Для отдельных сфер деятельности такая периодичность, как и ранее, устанавливается в соответствии с
п. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
-
уточняются отдельные основания для проведения внеплановой проверки. Так, одним из данных оснований является поступление в орган Госпожнадзора обращений и заявлений организаций или граждан, информации от должностного лица органа государственного пожарного надзора, из СМИ о нарушении требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объекта защиты, территории или земельного участка, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, территории или земельного участка, о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального
закона N 123-ФЗ, а также о нарушении требований пожарной безопасности на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу организаций и граждан, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара. Теперь не является основанием для проведения проверки информация от органов государственной власти и местного самоуправления;
- вводятся новые требования к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности. Закрепляется, что минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Говоря о проверках пожарной безопасности, отметим, что 01.10.2017 вступят в силу изменения, внесенные в
Положение о федеральном государственном пожарном надзоре
<1> (
Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 N 774). Теперь при проведении плановых проверок объектов защиты, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны будут использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
--------------------------------
<1> Утверждено
Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре".
Использование проверочных листов осуществляется при проведении плановых проверок всех объектов защиты. Предмет плановой проверки будет ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
С 01.10.2017 данное положение будет действовать при проведении плановых проверок используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объектов защиты (отдельно стоящих зданий), относящихся к категории умеренного риска классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома), Ф3.1 (здания организаций торговли) и Ф3.2 (здания организаций общественного питания). Полностью оно вступит в силу с 01.07.2018.
Усиление административной ответственности
Административная ответственность в области пожарной безопасности претерпела изменения в связи с новшествами, внесенными в Федеральный
закон N 69-ФЗ.
В связи с введением аудита пожарной безопасности эксперты в области оценки пожарного риска, совершившие административные нарушения, предусмотренные
п. 9 ст. 20.4 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. А за нарушения, допущенные экспертом при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) предусмотрены штраф до 20 000 руб. либо дисквалификация до 3 лет (
п. 9 ст. 20.4 КоАП РФ).
Кроме того, усилена ответственность за повторное правонарушение, предусмотренное
п. 12 и
13 ст. 19.5 КоАП РФ, - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор. Также введена отдельная ответственность для индивидуальных предпринимателей (
п. 14 ст. 19.5 КоАП РФ). Теперь за данное нарушение предусмотрена административная ответственность:
- для должностных лиц - штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет;
- для индивидуальных предпринимателей - штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц - штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Отдельная административная ответственность введена для индивидуальных предпринимателей и за нарушение требований пожарной безопасности (
п. 1,
2 ст. 20.4 КоАП РФ). Новая редакция данных норм выглядит следующим образом (см. таблицу):
Субъект административного правонарушения | Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (штраф) |
| В условиях особого противопожарного режима ( п. 2 ст. 20.4 КоАП РФ) |
Должностное лицо | От 6 000 до 15 000 руб. | От 15 000 до 30 000 руб. |
Индивидуальный предприниматель | От 20 000 до 30 000 руб. | От 30 000 до 40 000 руб. |
Юридическое лицо | От 150 000 до 200 000 руб. | От 200 000 до 400 000 руб. |
* * *
Со вступлением в силу Федерального
закона N 100-ФЗ восполняются отдельные правовые пробелы, существовавшие в законодательстве о пожарной безопасности, вводится понятие аудита пожарной безопасности, расширяется предмет пожарного надзора, устанавливаются требования к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности; в целях предотвращения коррупционных правонарушений и недопущения нарушения действующих норм предусматривается административная ответственность для аудиторов пожарной безопасности. Кроме того, теперь "пожарные" проверки объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) будут осуществляться с применением риск-ориентированного подхода.
Введена административная ответственность в виде административного приостановления деятельности до 90 суток для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа Госпожнадзора, в том числе на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания. Отдельная административная ответственность введена для индивидуальных предпринимателей и за нарушение требований пожарной безопасности.
В.В. Рябинин
Эксперт журнала
"Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
09.08.2017