Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Пожар. Без паники, или Системы оповещения и управление эвакуацией
(Антропова Т.Ю.)
("Руководитель бюджетной организации", 2012, N 8)
Информация о публикации
Антропова Т.Ю. Пожар. Без паники, или Системы оповещения и управление эвакуацией // Руководитель бюджетной организации. 2012. N 8. С. 37 - 50.
Статья: Пожар. Без паники, или Системы оповещения и управление эвакуацией
(Антропова Т.Ю.)
("Руководитель бюджетной организации", 2012, N 8)
"Руководитель бюджетной организации", 2012, N 8
ПОЖАР. БЕЗ ПАНИКИ,
ИЛИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЭВАКУАЦИЕЙ
Система оповещения и управления эвакуацией - очередная головная боль руководителя учреждения, усиливающаяся перед посещением пожарного инспектора и перерастающая в хроническую после его ухода. Но требования к надежному функционированию данной системы входят в перечень основных направлений деятельности по обеспечению пожарной безопасности, поскольку своевременное оповещение и грамотные, отработанные действия людей в чрезвычайной ситуации - это не только сохраненное имущество, но и спасенные жизни.
На что в первую очередь обращает внимание пожарный инспектор? На состояние эвакуационных путей и выходов. И не случайно. Будь у учреждения хоть трижды образцовый план эвакуации, система оповещения последнего поколения, но, если отсутствуют пути к эвакуации при пожаре или их эксплуатация затруднена, будет беда. Поэтому руководителю необходимо тщательно проверить эвакуационные пути и выходы - соответствуют ли они нормативным требованиям?
Критерии отнесения выходов к эвакуационным изложены в
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Регламент о пожарной безопасности).
В частности, выход считается эвакуационным, если он ведет:
- из помещений первого этажа непосредственно наружу или через коридор, вестибюль (фойе) наружу;
- из помещений любого этажа, кроме первого, непосредственно на лестничную клетку или в коридор, ведущий на лестничную клетку.
Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода
<1>. Как правило, таких выходов из зданий, помещений и с каждого этажа должно быть не менее двух
<2>.
--------------------------------
<2> Более подробную информацию о количестве эвакуационных выходов можно получить из
п. 4.2 ст. 4 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009).
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности
<3>). Так, согласно
п. 36 разд. I Противопожарных правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:
- загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
- устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
- устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
- применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий пятой степени огнестойкости);
- фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
- остеклять или закрывать жалюзи воздушные зоны в незадымляемых лестничных клетках;
- заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.
--------------------------------
<3>
Пункт 33 разд. I Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Противопожарные правила).
Аналогичные требования содержит
п. 53 Правил пожарной безопасности в РФ
<4>.
--------------------------------
<4> Утверждены
Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
В соответствии с
п. 6.27 СНиП 21-01-97
<5> ширина путей эвакуации должна быть не менее:
- 1,2 м - из помещений, предназначенных для постоянного проживания и временного пребывания людей (класс Ф1
<6>) более 15 человек, из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 человек;
- 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;
- 1,0 м - во всех остальных случаях.
--------------------------------
<5>
СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", приняты и введены в действие
Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7.
<6> Класс Ф1 - детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений,
п. 5 СНиП 21-01-97.
В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Согласно
п. 6.29 СНиП 21-01-97 ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее:
а) 1,35 м - для зданий класса Ф1;
б) 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 человек;
в) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам;
г) 0,9 м - для всех остальных случаев.
Если двери открываются из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей, уменьшенную на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей.
Например, при требовании к ширине горизонтальных участков путей эвакуации 1,0 м и одностороннем расположении дверей шириной полотна 0,8 м ширина коридора должна быть не менее 1,4 м, а при двустороннем расположении дверей - не менее 1,8 м.
Пункт 34 разд. I Противопожарных правил гласит, что двери на путях эвакуации должны открываться наружу по направлению выхода из здания, за исключением дверей, направление открывания которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности или к которым предъявляются особые требования.
Перестраиваться или подстраиваться?
Если здание, в котором расположено учреждение, запроектировано и построено в соответствии с ранее действующими нормативными документами, именно параметры эвакуационных путей зачастую являются камнем преткновения при проведении пожарной инспекции. Как быть, если здание отвечало нормам противопожарной безопасности, существовавшим ранее, но не соответствует современным требованиям?
Начальник отдела Департамента надзорной деятельности Сергей Воронов в интернет-конференции от 18.08.2011 на сайте МЧС в разделе "Пожарная безопасность" (fire.mchs.gov.ru) дал следующие разъяснения по этому вопросу: "В соответствии с
ч. 1 ст. 151 Регламента о пожарной безопасности действуют ранее принятые по вопросам пожарной безопасности нормативные правовые акты РФ и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти".
К сведению.
Часть 1 ст. 151 Регламента о пожарной безопасности гласит: со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Частью 4 ст. 4 Регламента о пожарной безопасности предусмотрено: на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального
закона.
Необходимо учитывать, что применение законодательных и иных нормативных правовых актов должно осуществляться с учетом области и времени их действия. Применение новых требований возможно только в случае реальной угрозы жизни и здоровью граждан.
Достоверность информации об отмене того или иного нормативного правового акта или нормативного документа должна подтверждаться соответствующим решением органа, издавшего данный акт (приказ, распоряжение, постановление). Поэтому в соответствии с
ч. 4 ст. 4 Регламента о пожарной безопасности для объектов, запроектированных, построенных и эксплуатируемых до вступления в силу федерального закона, должны применяться ранее действующие требования противопожарной безопасности.
Мероприятия капитального характера, связанные с изменением конструктивно-планировочных исполнений, должны рассматриваться исключительно с учетом количества эвакуирующихся людей и угрозы жизни и здоровью людей. Согласно
п. п. 25 и
42 ч. I Противопожарных правил не допускается в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. Поэтому, если нет возможности оборудовать помещение двумя эвакуационными выходами, руководитель учреждения должен принять меры к тому, чтобы в данном помещении не скапливалось количество людей выше допустимого.
Планируем отступление без потерь
Каждое учреждение должно иметь план эвакуации. Он необходим для обеспечения четкого, организованного движения сотрудников и посетителей при эвакуации в случае пожара, отлаженных действий персонала по спасению людей и имущества.
План эвакуации при пожаре - документ, в котором указаны эвакуационные пути и выходы, установлены правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий обслуживающего персонала на объекте при возникновении пожара.
План эвакуации разрабатывается для каждого функционального подразделения учреждения.
Согласно
п. 7 ч. I Противопожарных правил наличие планов эвакуации людей при пожаре на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для десяти и более человек обеспечивает руководитель организации.
В настоящее время отсутствуют нормативные документы, регламентирующие требования к планам эвакуации при пожаре, кроме требований, изложенных в
ГОСТ Р 12.2.143-2009 <7>. Однако данный стандарт распространяется только на фотолюминесцентные эвакуационные системы (ФЭС) и элементы системы (в том числе планы эвакуации). Национальные стандарты, к которым относится и
ГОСТ Р 12.2.143-2009, в соответствии с Федеральным
законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" являются нормативными документами добровольного применения.
--------------------------------
<7>
ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля", утв.
Приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст.
В рекомендациях, размещенных на сайте МЧС, указано, что планы эвакуации людей и материальных ценностей составляются для каждого этажа и здания в целом. В данной статье мы будем руководствоваться этими рекомендациями, а также
п. 2.1 ст. 2 Методических рекомендаций "Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре"
<8>.
--------------------------------
<8> Утверждены МЧС России 04.09.2007 N 1-4-60-10-19.
План эвакуации включает графическую и текстовую части. К нему прилагается журнал отработки плана эвакуации, где указываются дата проведения занятия по эвакуации, под чьим руководством оно проведено, состав участников, время с начала сигнала о пожаре до полной эвакуации, соответствие действий плану эвакуации, замечания, роспись руководителей занятий.
Графическую часть плана эвакуации необходимо разработать для каждого этажа здания с нанесением схемы внутренней планировки служебных помещений. В плане должны быть указаны специально установленным цветом (как правило, зеленым) основное и запасное направления эвакуации людей из каждого помещения к эвакуационным выходам. Основное направление обозначается сплошной стрелкой, запасное - пунктирной. Эти линии должны быть в два раза толще линий плана этажа.
Стрелки, указывающие направление эвакуации, должны проводиться от помещения до выходов в безопасное место или непосредственно наружу.
Основной путь эвакуации на этаже указывается в направлении незадымляемых лестничных клеток, а также лестниц, ведущих с данного этажа на первый этаж здания в вестибюль или непосредственно наружу. Если две лестничные клетки равноценны по защищаемости от дыма и огня, основной путь указывается до ближайшей лестницы.
Лестничные клетки, содержащиеся в рабочее время закрытыми, считаются запасным эвакуационным выходом.
В плане должны быть обязательно отражены места расположения первичных средств и установок пожаротушения, пожарных кранов внутренней сети противопожарного водопровода, установки телефонов, ручных пожарных извещателей. На плане эвакуации обязательно должны быть показаны: лестничные клетки, лифты и лифтовые холлы, комнаты с обозначением дверных проемов, балконов, коридоров, наружных лестниц.
План-схема эвакуации не должна загромождаться второстепенными деталями, знаками и надписями. Поэтому расшифровку символов в графической части следует давать под графической частью плана эвакуации на русском и национальном языках.
Руководитель учреждения с массовым пребыванием людей (50 человек и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре обязан разработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации людей.
Текстовая часть плана эвакуации (примерная инструкция к плану эвакуации на случай возникновения пожара) должна быть изложена четко и понятно.
В текстовой части должны быть отражены следующие моменты:
- организация системы оповещения о пожаре (кто принимает решение о необходимости эвакуации, способы оповещения и контингент оповещаемых);
- информация о персонале, привлекаемом для эвакуации (количество лиц, порядок сбора, место сбора, время для сбора);
- обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.;
- эвакуационные маршруты, порядок движения при эвакуации, обязанности персонала, участвующего в эвакуации, в том числе открытие всех эвакуационных выходов;
- конечные пункты следования (порядок размещения эвакуированных по спискам, оказание им медицинской помощи);
- порядок эвакуации нетранспортабельных (если таковые имеются), места размещения носилок, каталок для транспортировки людей (для учреждений здравоохранения и социальной защиты);
- порядок проверки помещений на отсутствие людей после эвакуации;
- проверка срабатывания противодымной защиты, действия персонала в случае несрабатывания системы противодымной защиты;
- порядок аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п., порядок ручного (дублирующего) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной автоматики;
- порядок действий по эвакуации имущества;
- порядок действий по тушению пожара.
Графа "Исполнители" плана эвакуации заполняется исходя из возможностей сотрудников и персонала. Руководителю учреждения следует учесть возможные случаи отсутствия в момент чрезвычайной ситуации отдельных лиц, ответственных за исполнение мероприятий по плану эвакуации, и предусмотреть их замену другими сотрудниками. Документ должен включать подписи лиц, составивших план эвакуации, и подписи сотрудников, ознакомленных с ним.
План эвакуации утверждается руководителем учреждения: в верхнем правом углу плана указываются должность руководителя, фамилия, инициалы, дата утверждения. План эвакуации нужно согласовать с начальником пожарной части, в районе выезда которой находится объект, отраженный в плане.
После утверждения плана эвакуации нужно на практике отработать подачу команд, вызов пожарных подразделений, оповещение о пожаре, открывание выходов и вывод людей из помещений.
Куда бежать, должен знать каждый
План эвакуации учреждения в целом (основной план) нужно вывесить в помещениях ответственного дежурного по учреждению, дежурных по этажам, зданиям, участкам.
Кроме планов эвакуации для учреждения в целом (основного плана) каждый кабинет, комната и т.д. должны быть обеспечены планом эвакуации с памяткой о мерах пожарной безопасности и правилах поведения в условиях пожара.
Помещение, для которого предназначен план эвакуации, отмечают на поэтажном плане надписью "Ваша комната".
План вывешивается так, чтобы был хорошо виден: на открытых местах внутри здания, на стенах на высоте 1,8 м (у основных эвакуационных и поэтажных выходов, в вестибюле, фойе, холле). Цвет окружающего фона (в основном стен) не должен мешать его восприятию, равно как и контраст при искусственном или естественном освещении.
Индивидуальный план эвакуации вывешивают в комнате на видном месте под стеклом (пленкой). Размер такого плана должен быть не менее 20 x 30 см.
Инспектор противопожарной охраны проверяет наличие плана эвакуации, соответствие его требованиям нормативных документов, отработку плана эвакуации (не реже одного раза в год), знание исполнителями своих обязанностей на случай пожара.
Пожар!.. И где эта кнопка?
В соответствии с
п. п. 102 -
103 Правил пожарной безопасности в РФ системы оповещения о пожаре должны обеспечивать согласно планам эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т.п.). При этом в лечебных и детских дошкольных учреждениях, а также спальных корпусах школ-интернатов оповещается только обслуживающий персонал.
Согласно
ст. 84 гл. 19 разд. III Регламента о пожарной безопасности оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:
1) подачей световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляцией специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
3) размещением и обеспечением освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
4) включением эвакуационного (аварийного) освещения;
5) дистанционным открыванием запоров дверей эвакуационных выходов;
6) обеспечением связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
7) иными способами, обеспечивающими эвакуацию.
Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие.
В зданиях, где не требуются технические средства оповещения людей о пожаре, руководитель объекта должен определить порядок оповещения людей о пожаре и назначить ответственных за это лиц.
Оповещаем по нужной системе
Требования к системам оповещения при пожаре определены
СП 5.13130.2009 <19>. Регистрация, а также согласование проектов систем пожарной сигнализации и оповещения при пожаре в территориальных подразделениях МЧС не требуются.
--------------------------------
<9>
СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175.
В соответствии с положениями
п. 3.6 НПБ 104-03
<10> тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (СОУЭ) в зданиях и сооружениях определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Нормами данного документа предусмотрено пять типов СОУЭ в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик.
--------------------------------
<10>
Нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утв. Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323.
Например, согласно
таблице 2 НПБ 104-03 двухэтажное дошкольное учреждение на 100 - 150 человек должно быть оснащено СОУЭ второго типа. В
таблице 1 данного документа указаны следующие характеристики СОУЭ второго типа:
1) способы оповещения:
а) звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.) - требуются;
б) световой:
- световые мигающие указатели - допускаются;
- световые оповещатели "Выход" - требуются;
2) статические указатели направления движения - допускаются.
В соответствии с положениями нормативных документов по пожарной безопасности перечень объектов защиты, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи территориального подразделения МЧС, определяется исходя из технических возможностей имеющегося оборудования. Согласно информации, размещенной на сайте МЧС, указанное техническое решение является рекомендательным. Необходимость его реализации определяется в зависимости от специфики объекта защиты, пребывающего контингента и т.д. Вывод сигнала может быть обеспечен в подразделение пожарной охраны, обслуживающее указанный объект защиты.
В настоящее время завершается процедура официального согласования
законопроекта о внесении изменений в
Регламент о пожарной безопасности
<11>.
Законопроект предусматривает дублирование сигналов о возникновении пожара в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2, Ф4.3 на пульт подразделения пожарной охраны без участия персонала объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
--------------------------------
<11>
Проект федерального закона N 606451-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
До вступления в силу
Регламента о пожарной безопасности при введении в эксплуатацию объекта сигнал пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны требовалось осуществлять с объектов с круглосуточным пребыванием людей.
Ссылка проверяющих на своды правил, которые имеют рекомендательный характер (например, на СП 1.13130.2009), на такие объекты является необоснованной. В случае ввода в эксплуатацию объекта после вступления
Регламента о пожарной безопасности пожарная безопасность считается обеспеченной при обязательном исполнении федерального закона и свода правил или обязательном исполнении федерального закона и наличии расчета риска угрозы жизни и здоровья, не превышающего установленного законом размера. (Согласно
п. 28 ст. 2 гл. 1 разд. I Регламента о пожарной безопасности пожарный риск - это мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей. Метод определения уровня обеспечения пожарной безопасности людей приведен в
Приложении 2 к ГОСТ 12.1.004-91
<12>.)
--------------------------------
<12>
ГОСТ 12.1.004-91 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования", утв. Постановлением Госстандарта СССР от 14.06.1991 N 875.
Проверки и ответственность
Государственный пожарный надзор под руководством главного государственного инспектора по пожарному надзору осуществляют следующие органы:
- Департамент надзорной деятельности МЧС;
- Управление надзорной деятельности регионального центра МЧС;
- Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС по субъекту РФ;
- территориальные отделы (отделения) надзорной деятельности главных управлений МЧС по субъектам РФ.
При проведении проверок должностные лица обязаны иметь при себе удостоверение соответствующего образца и письменное распоряжение начальника органа ГПС с указанием должностных лиц, участвующих в проведении проверки, даты начала и окончания мероприятий по контролю. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц (
п. п. 3,
38,
48 Приказа МЧС России от 01.10.2007 N 517
<13>).
--------------------------------
<13> "
Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности".
КоАП РФ содержит несколько статей, предусматривающих административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Основной является
ст. 20.4 КоАП РФ, которая содержит восемь частей, образующих самостоятельные составы административных правонарушений.
Так, согласно
п. п. 4 -
6 данной статьи нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 4000 руб., на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.
Повторное совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 руб., на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб., на юридических лиц - от 200 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 руб., на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб.
Т.Ю.Антропова
Главный редактор журнала
"Руководитель
бюджетной организации"
Подписано в печать
01.08.2012