Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Подготовка образовательного учреждения к началу учебного года
(Марова О.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 9)
Информация о публикации
Марова О. Подготовка образовательного учреждения к началу учебного года // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 9. С. 15 - 22.


Статья: Подготовка образовательного учреждения к началу учебного года
(Марова О.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 9)


Содержание


"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 9
ПОДГОТОВКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА
Ежегодно перед началом нового учебного года каждое образовательное учреждение проходит приемку специальной комиссией, в состав которой входят представители департаментов (управлений) образования, Роспотребнадзора, Госпожнадзора МЧС, ГИБДД МВД. Ее результаты отражаются в паспорте готовности образовательного учреждения к учебному году. В течение лета в образовательных учреждениях идет интенсивная подготовка зданий к началу учебного года: проводятся текущие и капитальные ремонты, проверяются работоспособность и надежность различных инженерных систем и коммуникаций. О текущих и капитальных ремонтах мы уже рассказывали на страницах нашего журнала. Сегодня мы рассмотрим, в каком порядке проводятся некоторые противопожарные мероприятия и подготовка к отопительному сезону системы отопления, а также порядок отражения расходов на данные работы (услуги) в бухгалтерском учете учреждений.
Противопожарные мероприятия
Ответственность за обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений, согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", возложена на руководителей этих учреждений. При этом они обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучение своих работников мерам пожарной безопасности;
- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допуская их использования не по назначению;
- обеспечивать доступ должностных лиц пожарной охраны при исполнении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты учреждения;
- представлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в учреждении, в том числе о пожарной опасности производимой им продукции, а также о происшедших на его территории пожарах и их последствиях;
- незамедлительно сообщать в пожарную охрану сведения о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Непосредственно к противопожарным мероприятиям, которые проводятся при подготовке к началу учебного года, относятся:
- приобретение (замена, перезарядка) первичных средств пожаротушения;
- установка (ремонт, модернизация) автоматической противопожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения;
- техническое обслуживание АПС и системы оповещения;
- установка, ремонт системы дымоудаления;
- пропитка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений, занавесей в актовых залах и т.п.;
- оборудование путей эвакуации (установка доводчиков двери, установка световых указателей "Выход", установка пожаростойких дверей и др.);
- монтаж (ремонт, техническое обслуживание) систем внутреннего противопожарного водоснабжения;
- оборудование аварийного освещения зданий.
Несоблюдение мер противопожарной безопасности влечет за собой административную ответственность по ст. 20.4 КоАП РФ в виде наложения штрафа от 6 до 15 тыс. руб. на должностных лиц и от 150 до 200 тыс. руб. на юридических лиц.
Организация противопожарной безопасности требует немалых затрат, которые могут осуществляться за счет бюджетного финансирования, субсидий на выполнение госзадания, целевых субсидий и собственных средств учреждений. Согласно Указаниям о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), основная часть противопожарных мероприятий относится на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Огнезащитная обработка деревянных конструкций. В соответствии с Порядком осуществления контроля за соблюдением нормативных требований к средствам огнезащиты и их применению, утвержденным МЧС России 27.01.2010, при таком контроле:
- проверяется наличие приемо-сдаточных актов на выполнение огнезащитных работ и соответствие содержащейся в них информации нормативным требованиям, предъявляемым к защищаемым материалам, изделиям и конструкциям;
- фиксируется наличие и состояние огнезащиты на элементах и конструкциях зданий и сооружений, инженерном оборудовании, материалах, которые согласно проектной документации и противопожарным нормам должны быть защищены средствами огнезащиты;
- путем визуального осмотра нанесенных огнезащитных покрытий выявляются необработанные места, наличие трещин, отслоений, осыпания, разбухания, изменения цвета, наличие посторонних пятен, инородных включений и других повреждений, а также производится замер толщины нанесенного покрытия.
При заключении договоров по огнезащитной обработке образовательные учреждения должны руководствоваться положениями ст. ст. 702 - 729 ГК РФ и в зависимости от типа учреждения положением о закупке, разработанным в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ <1>, либо Законом о контрактной системе <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
<2> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учет расчетов с подрядчиками на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций следует вести на счете 302 25 "Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества" (п. 256 Инструкции N 157н <3>).
--------------------------------
<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
В учете учреждений данные расчеты будут отражаться таким образом:
Казенное учреждение (Инструкция N 162н) <*>
Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н) <**>
Автономное учреждение (Инструкция N 183н) <***>
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Принятие к учету задолженности по оплате услуг по огнезащитной обработке
1 401 20 225
1 109 xx 225
1 302 25 730
0 401 20 225
0 109 xx 225
0 302 25 730
0 401 20 225
0 109 xx 225
0 302 25 000
Осуществление предоплаты по договору на огнезащитную обработку
1 206 25 560
1 304 05 225
0 206 25 560
0 201 11 610
0 206 25 000
0 201 11 000
0 201 21 000
Осуществление расчетов по договору за выполненную работу
1 302 25 830
1 304 05 225
0 302 25 830
0 201 11 610
0 302 25 000
0 201 11 000
0 201 21 000
Зачет предоплаты по договору в счет расчетов за выполненную работу
1 302 25 830
1 206 25 660
0 302 25 830
0 206 25 660
0 302 25 000
0 206 25 000
--------------------------------
<*> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<**> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<***> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Пример 1. В казенном образовательном учреждении перед началом учебного года проведена огнезащитная обработка чердачных помещений. Стоимость работ по договору составила 50 000 руб., которые произведены после 30%-ной предоплаты. Окончательный расчет с подрядчиком произведен после подписания акта приемки выполненных работ. Расходы на данное мероприятие включены в состав затрат на оказание услуг.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражена задолженность перед подрядчиком по договору
1 109 60 225
1 302 25 730
50 000
Произведена предоплата по договору
(50 000 руб. x 30%)
1 206 25 560
1 304 05 225
15 000
Произведен расчет с подрядчиком по окончании работ
(50 000 - 15 000) руб.
1 302 25 830
1 304 05 225
35 000
Произведен зачет аванса за выполненные работы
1 302 25 830
1 206 25 660
15 000
Приобретение и перезарядка огнетушителей. Огнетушители - это первичные средства пожаротушения. К ним же относятся пожарные гидранты, мотопомпы, пожарные насосы, прочий пожарный инвентарь, установки пожаротушения. Все эти приспособления являются объектами основных средств. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, первичным средствам пожаротушения присвоен код 142944020 "Средства пожаротушения" и они отнесены к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти и до семи лет включительно. Их учет следует вести в соответствии с положениями Инструкции N 157н, касающимися основных средств на счетах:
- 0 101 24 000 "Машины и оборудование - особо ценное движимое имущество учреждения";
- 0 101 34 000 "Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения".
Однако первоначальная стоимость данного оборудования очень незначительна и составляет менее 3000 руб. Поэтому при выдаче их в эксплуатацию (то есть при расстановке по определенным для них местам) со склада учреждения они подлежат учету на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации".
Таким образом, расходы на приобретение огнетушителей, согласно Указаниям N 65н, будут относиться на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. А вот их поддержание в рабочем состоянии и периодическая перезарядка должны производиться за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Пример 2. В автономном образовательном учреждении три огнетушителя общей стоимостью 900 руб., учитываемые на забалансовом счете 21, признаны негодными к дальнейшей эксплуатации и списаны с учета. Учреждением приобретены пять новых огнетушителей на сумму 2000 руб. (400 руб. x 5 шт.). Три из них выданы в эксплуатацию. Кроме этого, специализированной организацией произведена перезарядка 12 огнетушителей. Стоимость работ по договору составила 2760 руб. (230 руб. x 12 шт.) и отнесена на общехозяйственные расходы. Оплата всех расходов по приобретению и перезарядке огнетушителей произведена за счет средств от приносящей доход деятельности с лицевого счета учреждения, открытого в территориальном ОФК.
Данные факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете автономного учреждения будут отражены в соответствии с Инструкцией N 183н следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Списаны не пригодные к эксплуатации огнетушители
-
21
900
Приобретены огнетушители
2 106 31 000
2 302 31 000
2000
Оплачена стоимость новых огнетушителей
2 302 31 000
2 201 11 000
2000
Приняты к учету огнетушители
2 101 34 000
2 106 31 000
2000
Огнетушители выданы в эксплуатацию
(400 руб. x 3 шт.)
21
-
1200
Отражена задолженность за перезарядку огнетушителей
2 109 80 225
2 302 25 000
2760
Произведена оплата перезарядки огнетушителей
2 302 25 000
2 201 11 000
2760
Проверка сопротивления изоляции электросети. В акте приемки (паспорте готовности) образовательного учреждения к новому учебному году, примерная форма которого доведена в Письме Минобразования России от 22.06.2000 N 22-06-723, отражается информация о проведении проверки сопротивления изоляции электросети. Эти работы осуществляются также в рамках противопожарных мероприятий и выполняются сотрудниками электротехнических лабораторий обычно не реже одного раза в год.
Проведение названных и других противопожарных мероприятий, расходы на которые будут осуществляться за счет подстатьи 225 КОСГУ, следует отражать в учете учреждений аналогично примерам, рассмотренным нами выше.
Промывка и опрессовка системы отопления
Еще одной позицией, которая отражается в акте приемки (паспорте готовности) образовательного учреждения, является информация о проведении работ по промывке и опрессовке системы отопления. Они проводятся при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей (п. 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115). Кроме того, проведение таких работ влияет на энергоэффективность теплосетей.
Данные работы могут носить регламентированный характер и проводиться организацией - поставщиком коммунальных услуг в рамках договора предоставления таких услуг. В этом случае их оплата будет осуществляться по подстатье 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ.
Если же договором о предоставлении коммунальных услуг (теплоснабжении) не предусмотрена оплата технологических нужд и для проведения промывки и опрессовки системы отопления привлекается сторонняя организация в рамках отдельного договора, то оплата этих работ, согласно Указаниям N 65н, производится за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Рассмотрим пример.
Пример 3. В бюджетном образовательном учреждении проведены промывка и опрессовка системы отопления поставщиком тепловой энергии. На данные работы теплоснабжающая компания выставила отдельный счет на сумму 37 000 руб. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в ОФК, за счет субсидии на выполнение госзадания после подписания акта выполненных работ. Данные расходы включены в общехозяйственные.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения данные операции отражаются в соответствии с Инструкцией N 174н следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражена задолженность перед теплоснабжающей компанией
4 109 60 223
4 302 23 730
37 000
Произведен расчет за выполненные работы
4 302 23 830
4 201 11 610
37 000
Изготовление информационных стендов
Приемная комиссия образовательного учреждения не обходит своим вниманием информационные стенды о правилах противопожарной безопасности, правилах безопасности дорожного движения. Такие объекты обязательно должны быть в наличии.
Их учет зависит от того, насколько часто они меняются. Если стенды изготовлены специализированной организацией и предполагаемый срок их использования более 12 месяцев, то их следует принимать к учету в составе прочих основных средств на счете 101 08. В этом случае расходы по их изготовлению, согласно Указаниям N 65н, будут относиться на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Если стенды обновляются ежегодно, то их можно включить в состав материалов. Стенды изготавливаются и силами самого учреждения. При этом информационные материалы для них могут быть заказаны в типографии. Типографские услуги из материалов заказчика оплачиваются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, а из материалов подрядчика - по подстатье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. Приобретенные готовые листовки учитываются на счете 105 36 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения".
Пример 4. Автономное образовательное учреждение перед началом учебного года обновило стенды по пожарной и дорожной безопасности. Для этого были заказаны в типографии информационные листовки из материалов подрядчика. Стоимость их изготовления составила 2500 руб. Данные расходы произведены за счет субсидии на выполнение госзадания. Листовки, использованные для стендов, списаны на расходы текущего года. Оплата произведена через подотчетное лицо, денежные средства которому выданы из кассы учреждения.
Эти операции в учете следует отразить так:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Выданы денежные средства подотчетному лицу из кассы
4 208 34 000
4 201 34 000
2500
Подотчетное лицо представило авансовый отчет с документами об оплате информационных материалов
4 105 36 000
4 208 34 000
2500
Списана стоимость листовок на нужды учреждения
4 401 20 272
4 105 36 000
2500
* * *
Подготовка к началу нового учебного года требует немалых физических и материальных затрат. К 1 сентября в каждом образовательном учреждении должен быть не только наведен внешний лоск, но и приведены в порядок все инженерные системы и коммуникации, обеспечивающие комфортное и безопасное пребывание в учебном заведении обучающихся и персонала.
О.Марова
Эксперт журнала
"Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
29.08.2014