Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Особенности организации деятельности ППС субъектов РФ
(Романова Л.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 1)
Информация о публикации
Романова Л. Особенности организации деятельности ППС субъектов РФ // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2022. N 1. С. 48 - 53.


Статья: Особенности организации деятельности ППС субъектов РФ
(Романова Л.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 1)


Содержание


"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 1
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППС СУБЪЕКТОВ РФ
Рассмотрим особенности финансового и материально-технического обеспечения деятельности подразделений противопожарной службы субъектов РФ (далее - ППС субъектов РФ), а также социального обеспечения их сотрудников на основе Методических рекомендаций по организации деятельности органов управления и подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, утвержденных МЧС РФ (далее - Методические рекомендации).
Организационные вопросы
Напомним, перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности приведен в ст. 18 Закона "О пожарной безопасности" <1>. В него входят в том числе:
- создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов РФ;
- нормативное правовое регулирование в пределах компетенции органов государственной власти субъектов РФ;
- осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, и членов семей этих лиц.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Обратите внимание! С 1 января 2021 года не входит в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 22.12.2020 N 454-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности").
Особенности организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно ст. 5 Закона "О пожарной безопасности" государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. В ее состав входят:
- федеральная противопожарная служба;
- ППС субъектов РФ.
ППС субъектов РФ создаются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.
В частности, создание и организация деятельности ППС субъектов РФ осуществляются в рамках системы обеспечения пожарной безопасности, формируемой на территории субъекта РФ (п. 4 Методических рекомендаций).
ППС субъекта РФ может создаваться в форме юридического лица (как правило, в виде областного (республиканского, краевого) казенного учреждения), включающего орган управления и подразделения (п. 10 Методических рекомендаций).
Функции и полномочия учредителя в отношении указанных юридических лиц осуществляет уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ.
Названный орган, в частности:
- определяет предмет и цели деятельности указанного юридического лица, утверждает его устав (положение), заслушивает отчеты о его деятельности, назначает и увольняет руководителя данного юридического лица в порядке, установленном законом субъекта РФ;
- осуществляет за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) финансовое обеспечение деятельности ППС, созданного в форме казенного учреждения субъекта РФ, субсидиарно отвечает по обязательствам этого учреждения и обеспечивает их исполнение в порядке, установленном законодательством РФ.
ППС субъектов РФ при осуществлении своей деятельности руководствуются:
- Конституцией РФ;
- федеральными законами;
- указами и распоряжениями Президента РФ;
- постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;
- законодательными и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
- нормативными правовыми актами МЧС;
- иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности.
Порядок осуществления трудовой деятельности (работы) в органах управления и ППС субъектов РФ регламентируется нормами трудового законодательства с учетом особенностей, устанавливаемых работодателем (п. 30 Методических рекомендаций).
Финансовое и материально-техническое обеспечение
На основании ст. 10 Закона "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение деятельности органов управления и ППС субъектов РФ, социальных гарантий и компенсаций, предоставляемых личному составу этих подразделений, является расходным обязательством субъектов РФ.
Органам государственной власти субъектов РФ для содержания ППС могут быть выделены финансовые средства в общем объеме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (п. 34 Методических рекомендаций).
Правила и особенности предоставления указанных дотаций установлены:
- гл. 16 БК РФ;
- ст. 26.18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
В частности, одним из показателей для определения расчетного объема расходных обязательств субъекта РФ, учитываемого при расчете дотаций, является доля штатной численности работников ППС субъекта РФ в общей штатной численности подразделений пожарной охраны, входящих в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона субъекта РФ (п. 35 Методических рекомендаций).
Названный показатель предоставляется МЧС в Минфин в соответствии с п. 36 Перечня показателей для определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований (приложение 1 к Правилам определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, приведенным в Методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 N 670).
Социальные гарантии, предоставляемые личному составу
В силу ст. 8 Закона "О пожарной безопасности" в случае гибели работника ППС субъекта РФ при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры, на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.
Кроме того, на личный состав ППС субъекта РФ, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты, а также льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.
В соответствии со ст. 9 Закона "О пожарной безопасности", п. 38 Методических рекомендаций работники ППС субъекта РФ подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств бюджета субъекта РФ.
Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных работников устанавливаются законодательными актами субъекта РФ.
Убытки, причиненные работникам ППС, находящимся при исполнении ими служебных обязанностей, возмещаются за счет средств бюджета субъекта РФ в утвержденном порядке (п. 39 Методических рекомендаций).
Обратите внимание! Органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать иные, не предусмотренные Законом "О пожарной безопасности" гарантии правовой и социальной защиты личного состава ППС субъекта РФ (ст. 8 указанного Закона).
Награды и конкурсы. В пункте 41 Методических рекомендаций разъяснено: в целях стимулирования деятельности личного состава ППС органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться государственные награды субъектов РФ в порядке, предусмотренном законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Например, учреждены почетные звания "Заслуженный спасатель республики (края, области)", "Заслуженный пожарный республики (края, области)", "Заслуженный работник противопожарной службы республики (края, области)".
Примечание. Работники ППС субъектов РФ также могут быть представлены к награждению государственными наградами РФ в порядке, установленном законодательством РФ.
В целях развития и совершенствования системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний в органах управления и ППС могут проводиться конкурсы профессионального мастерства, в том числе совместно с территориальными подразделениями ФПС (п. 43 Методических рекомендаций).
Положения о таких конкурсах утверждаются руководителем органа управления ППС.
Форма и знаки различия. В целях отражения принадлежности личного состава органов управления и ППС субъекта РФ к указанной службе законодательными и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ могут устанавливаться форменная одежда и знаки различия по должностным категориям работников ППС (п. 44 Методических рекомендаций).
При этом форменная одежда и знаки различия работников ППС не могут быть аналогичными форменной одежде и знакам различия сотрудников ФПС <2>, сотрудников и работников иных федеральных органов исполнительной власти, а также военной форме одежды и знакам различия военнослужащих <3>.
--------------------------------
<2> Пункт 4 ст. 16 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<3> Пункт 3 ст. 39 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Л. Романова
Эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
29.12.2021