Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Общественные обязанности работника и обязанности работодателя
(Подкопаев М.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 9)
Информация о публикации
Подкопаев М.В. Общественные обязанности работника и обязанности работодателя // Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. 2022. N 9. С. 43 - 49.


Статья: Общественные обязанности работника и обязанности работодателя
(Подкопаев М.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 9)


Содержание


"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 9
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА
И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ
Работник может внезапно отлучиться с работы, но не по своей прихоти, а по вызову государственного или общественного органа. В данной статье расскажем, должно ли оплачиваться время, проведенное работником в таких органах, обязан ли работник предъявлять работодателю в связи с этим подтверждающие документы.
У работника обязанность - у работодателя тоже
Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. То есть все, что обязан сделать работодатель, - сохранить за работником место работы (должность). Оформить прогул работодатель не вправе.
Выплатить работнику компенсацию за время исполнения государственных или общественных обязанностей должны, как правило, государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению этих обязанностей (из данного правила есть исключения). Работник как физическое лицо обязан выполнять распоряжения государственных и общественных организаций, если те вправе требовать этого от него по законодательству, а работодатель, соответственно, не должен препятствовать исполнению гражданином своего долга.
За такое воспрепятствование работодатель может быть подвергнут административному штрафу как минимум в двух случаях. Так, согласно ст. 5.7 КоАП РФ отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 000 руб.
Кроме того, воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 руб.
Когда применяется ст. 170 ТК РФ?
В ст. 170 ТК РФ не приведен перечень государственных и общественных обязанностей, то есть не говорится, о каких обязанностях идет речь. Указанные государственные или общественные обязанности прописаны, как правило, в федеральном законодательстве. Ниже перечислим случаи, когда согласно разъяснениям чиновников и судей действуют положения названной статьи.
Итак, считается, что к государственным и общественным обязанностям относятся:
- участие в коллективных переговорах, в подготовке проекта коллективного договора, соглашения (ст. 39 ТК РФ);
- рассмотрение трудовых споров в качестве члена комиссии (ст. 171 ТК РФ);
- сдача крови и ее компонентов в качестве донора (ст. 186 ТК РФ);
- участие членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденных от работы, в качестве делегатов в работе съездов, конференций, участие в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, если это предусмотрено коллективным договором, прохождение краткосрочной профсоюзной учебы (ст. 374 ТК РФ);
- участие в разрешении коллективного трудового спора работниками, являющимися членами примирительной комиссии, трудовыми арбитрами (ст. 405 ТК РФ);
- проведение и обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае мобилизации (ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении");
- исполнение воинских обязанностей, в том числе вызов в военкомат, медицинское освидетельствование, военные сборы и т.п. (Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", далее - Федеральный закон N 53-ФЗ);
- участие педагогических работников в проведении ОГЭ и ЕГЭ (ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
- участие в тушении пожаров или несении службы (дежурства) в качестве добровольных пожарных (ст. 18 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране");
- явка в качестве свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков в суды общей юрисдикции, арбитражный суд (ст. 95 ГПК РФ, ст. 108 КАС РФ, ст. 107 АПК РФ);
- исполнение обязанностей присяжного или арбитражного заседателя (ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации");
- явка в контрольный (надзорный) орган в качестве свидетелей (ст. 35 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации");
- явка в налоговый орган в качестве свидетелей (ст. 131 НК РФ);
- явка по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в качестве свидетеля (ст. 25.6 КоАП РФ);
- явка по вызовам дознавателя, следователя, суда в рамках уголовного производства в качестве свидетеля и понятого (ст. 56, 60 УПК РФ).
Во всех перечисленных случаях работодатель обязан освободить сотрудников от работы и сохранить за ними место работы (должность).
Случай из практики. Обратите внимание, что не всегда вызов в правоохранительные органы подпадает под действие ст. 170 ТК РФ. Так, Московский городской суд в Апелляционном определении от 26.05.2017 по делу N 33-15618/2017 пришел к выводу, что исполнением гособязанностей является явка в качестве потерпевшего, свидетеля, их законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого в органы дознания, к следователю, прокурору, в налоговый орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или в суд. Явка же работника в правоохранительные органы для опроса не относится к безусловному основанию для признания причины отсутствия на работе уважительной, поскольку не отнесена действующим трудовым законодательством к государственным или общественным обязанностям, которые должны исполняться в рабочее время. То есть работник, чтобы явиться на опрос, должен получить разрешение у работодателя отсутствовать на рабочем месте, и тот вправе ему отказать.
Еще одним признаком государственной или общественной обязанности, соответствующей положениям ст. 170 ТК РФ, является выплата государственным органом или общественным объединением работнику за время исполнения этих обязанностей компенсации (из данного правила есть некоторые исключения).
Особый случай исполнения работником государственной
обязанности
Впрочем, иногда именно работодатель должен выплатить физическому лицу, выполняющему государственные обязанности, средний заработок на время его отсутствия и даже возместить определенные расходы, связанные с выполнением этих обязанностей. Речь идет, например, о воинской обязанности.
Гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы (п. 2 ст. 5, п. 1 - 2 ст. 6 Федерального закона N 53-ФЗ).
Тем не менее в конечном итоге и в этой ситуации расходы несет бюджет, так как на основании пп. 5 п. 2 Порядка компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" <1> (далее - Порядок), организации компенсируются расходы, связанные с выплатой работникам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда <2> (то есть с учетом начисленных и уплаченных страховых взносов) по месту постоянной работы, в случае:
- подготовки по основам военной службы;
- прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о поступлении в мобилизационный людской резерв, о призыве на военные сборы;
- прохождения военных сборов;
- вызова военным комиссариатом, органом федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов.
--------------------------------
<1> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704.
<2> На суммы данных расходов начисляются страховые взносы, которые тоже компенсируются из бюджета (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу N А43-25263/2016, оставленное без изменения Постановлением АС ВВО от 28.08.2017 N Ф01-3531/2017).
Согласно п. 3 Порядка указанная компенсация осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны и ФСБ, путем перечисления на расчетный счет организации, которая выплатила средний заработок отсутствовавшему работнику.
Выплата осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения данных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии таких документов (п. 5 Порядка).
Организация представляет обозначенные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации (при наличии печати).
О вызове в налоговый орган
Следует учесть, что работник может быть вызван в налоговый орган в качестве, например, свидетеля в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ. За неявку в такой ситуации физическое лицо может быть оштрафовано на основании ст. 128 НК РФ. Из Письма Минфина России от 18.10.2019 N 03-02-08/80594 следует, что ведомство считает отсутствие на работе физического лица по названной причине выполнением обязанностей, соответствующих положениям ст. 170 ТК РФ.
Документальное подтверждение
Трудовое законодательство, устанавливая обязанность работодателя освобождать работника от работы на период исполнения государственной или общественной обязанности, не указывает на то, что работник в подтверждение своего отсутствия должен представить какой-либо документ. Хотя очевидно, что для работодателя было бы неразумно верить отсутствовавшему работнику на слово.
В соответствующем локальном нормативном акте обычно прописано, каким образом подтверждается нахождение физического лица по месту выполнения государственных или общественных обязанностей. Если работник не предъявил соответствующий документ, то работодатель, по нашему мнению, вправе не признавать отсутствие работника легитимным. Если такой документ предъявлен, то, напротив, работодатель не может считать отсутствие работника в подобной ситуации прогулом.
Например, финансисты и налоговики констатировали: хотя Налоговым кодексом не предусмотрен документ, подтверждающий вызов работника в налоговый орган в качестве свидетеля, проведение допроса соответствующего лица в налоговом органе подтверждают уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и (или) копия протокола допроса свидетеля (Письмо Минфина России N 03-02-08/80594), а также повестка (п. 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837). Но, как можно понять из Писем, это лишь рекомендация, так что работник может и не получить никакой документ, а быть вызванным каким-то иным способом (например, по телефону).
Для освобождения сотрудника от работы с целью исполнения государственных обязанностей издается приказ работодателя в произвольной форме. Приведем его образец.
Государственное бюджетное учреждение "Бриз"
(ГБУ "БРИЗ)
ПРИКАЗ N 35
г. Н. Новгород
15.08.2022
Об освобождении от работы
на время исполнения государственных обязанностей
На основании судебной повестки и в связи с необходимостью явки работника в Автозаводский районный суд г. Н. Новгорода в качестве свидетеля в соответствии с ч. 1 ст. 170 ТК РФ
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Освободить водителя С.И. Климова от работы с сохранением за ним места работы, должности на время исполнения им государственных обязанностей 18.08.2022 с 13.00 до 18.00.
2. Главному бухгалтеру Н.В. Сумовой подготовить для С.И. Климова справку о среднем дневном заработке для предоставления в суд.
3. Начальнику отдела персонала Е.В. Лежниной подготовить для С.И. Климова копию трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела персонала Е.В. Горееву.
Приложение: повестка Автозаводского районного суда г. Н. Новгорода от 12.08.2022 N 33.
Руководитель
Скворцов
Скворцов В.В.
С приказом ознакомлены:
Начальник отдела персонала
Лежнина
15.08.2022
Лежнина Е.В.
Главный бухгалтер
Сумова
15.08.2022
Сумова Н.В.
Водитель
Климов
15.08.2022
Климов С.И.
Отсутствие работника в связи с исполнением государственных обязанностей нужно отметить в табеле учета рабочего времени буквенным кодом "Г" - исполнение государственных обязанностей.
М.В. Подкопаев
Эксперт журнала
"Оплата труда в государственном
(муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
26.08.2022