Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Об усилении уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Российский следователь", 2021, N 10)
Примечание к документу
Дата
21.09.2021
Информация о публикации
Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М. Об усилении уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности // Российский следователь. 2021. N 10. С. 34 - 38.

DOI: 10.18572/1812-3783-2021-10-34-38 (www.doi.org).


Статья: Об усилении уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Российский следователь", 2021, N 10)

"Российский следователь", 2021, N 10
ОБ УСИЛЕНИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
М.Ю. БАБУШКИН, С.Б. НЕМЧЕНКО, В.М. ШЕНШИН
Бабушкин Михаил Юрьевич, заместитель директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России.
Немченко Станислав Борисович, начальник кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, кандидат юридических наук, доцент.
Шеншин Виктор Михайлович, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, кандидат юридических наук, доцент.
В представленной статье обосновывается необходимость усиления уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в виде дополнения ч. 2 ст. 219 Уголовного кодекса РФ способом введения в нее квалифицирующего признака - причинение материального ущерба. Делается вывод о расширении круга субъектов, подпадающих под действие указанной статьи, вне зависимости от занимаемой должности или выполняемых обязанностей.
Ключевые слова: пожарная безопасность, уголовная ответственность.
On Strengthening of the Criminal Liability for the Violation of Fire Safety Requirements
M.Yu. Babushkin, S.B. Nemchenko, V.M. Shenshin
Babushkin Mikhail Yu., Deputy Director of the Department of Supervisory Activities and Preventive Work of the EMERCOM of Russia.
Nemchenko Stanislav B., Head of the Department of Theory and History of State and Law of the Saint Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, PhD (Law), Associate Professor.
Shenshin Viktor M., Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Saint Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, PhD (Law), Associate Professor.
The article substantiates the need to strengthen criminal liability for violation of fire safety requirements in the form of an Addendum to part 2 of article 219 of the criminal code of the Russian Federation by introducing a qualifying feature - causing material damage. It is concluded that the range of subjects covered by this article is expanded, regardless of the position held or duties performed.
Key words: fire safety, criminal liability.
В последнее время органы государственной власти Российской Федерации неоднократно обращали внимание на принятие более весомых мер в сфере профилактики пожарной безопасности. Так, например, Президент Российской Федерации в своем поручении от 4 мая 2020 г. Пр-741 (п. 8), а также Правительство Российской Федерации своим поручением от 7 мая 2020 г. N ЮБ-П4-4588 указали на необходимость повышения ответственности граждан и должностных лиц за нарушения требований пожарной безопасности и нанесение ущерба зданиям, сооружениям, объектам сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственным посевам.
Акцентируем внимание на том, что в современных условиях законодательством Российской Федерации за нарушение гражданами требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара, последствиями которого стали уничтожение или повреждение чужого имущества, вне зависимости от его размера, либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, предусмотрена лишь административная ответственность в соответствии с ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ.
Федеральным законом от 9 марта 2021 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрены изменения в ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, в соответствии с которыми за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц от 15 тыс. до 20 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей от 30 тыс. до 40 тыс. руб., для юридических лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. руб. Кроме того, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может быть приостановлена на срок до 30 суток.
При причинении в результате нарушения требований пожарной безопасности тяжкого вреда здоровью, смерти одного и более лиц предусмотрена уголовная ответственность по ст. 219 УК РФ для лиц, на которых лежала обязанность по их соблюдению.
При нарушении требований пожарной безопасности, повлекших возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, законодателем предусмотрена административная ответственность только юридических лиц.
В то же время обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", возложена и на граждан, которые в силу ст. 38 указанного Федерального закона за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности несут в том числе и уголовную ответственность.
Как показывает практика, последствия пожаров, произошедших в результате преступной неосторожности, зачастую наиболее катастрофичны и масштабны. В результате таких преступных деяний ежегодно более тысячи граждан Российской Федерации остаются без жилья и средств к существованию, прекращается или дезорганизуется на длительное время работа промышленных и сельскохозяйственных предприятий, происходят аварийные отключения потребителей от источников жизнеобеспечения (электроэнергии, газа, тепла, водоснабжения).
При этом субъектом указанных нарушений все чаще становятся граждане, которые, совершив противоправное деяние, повлекшее причинение материального ущерба в крупном размере, привлекаются к административной ответственности. Назначаемые им наказания в виде административного штрафа несоразмерны с размером наносимого экономике ущерба. Только в 2020 г. за допущенные правонарушения к административной ответственности было привлечено свыше 32 тыс. граждан <1>.
--------------------------------
<1> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за нарушение требований пожарной безопасности)" // "ИС МЕГАНОРМ".
В этой связи возникает необходимость по внесению изменений в ст. 219 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), предусматривающих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности всех физических лиц вне зависимости от занимаемой должности или выполняемых обязанностей. Кроме того, актуальность и необходимость расширения круга лиц, подлежащих ответственности по указанной статье уголовного закона за подобные деяния, подтверждается регулярно происходящими пожарами в результате палов сухой травянистой растительности.
С начала 2020 г. при проверке сообщений о горении сухой травы зафиксировано 59 тыс. нарушений требований правил противопожарного режима, связанных с неконтролируемыми палами сухой растительности. Выявлено свыше 5 тыс. случаев выжиганий на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса в нарушение запрета, установленного Правилами противопожарного режима в Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<2> См.: Там же.
Создается ситуация, когда лицо, нарушившее требования пожарной безопасности и уничтожившее пожаром в результате своей преступной небрежности жилой дом потерпевшего и фактически лишившее последнего жилья, нанесшее ущерб предприятиям, фермерским хозяйствам, не может быть привлечено к уголовной ответственности.
В связи с этим предлагаем дополнить ч. 2 ст. 219 УК РФ квалифицирующим признаком преступления в виде причинения материального ущерба.
Таким образом, выстраивается конструкция, при которой административной ответственности будут подлежать лица, нарушившие требования пожарной безопасности, и в результате чего наступили последствия в виде возникновения пожара и уничтожения или повреждения чужого имущества в размере, не превышающем пятисот тысяч рублей, либо причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, а уголовной ответственности - нарушившие требования пожарной безопасности, что повлекло по неосторожности крупный ущерб (более пятисот тысяч рублей), причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человека.
Предлагаемые изменения в ст. 219 УК РФ позволят повысить безопасность граждан, защиту их имущества, а также снизить риски и угрозы возникновения пожаров.
Общественная опасность нарушения требований пожарной безопасности высока, о чем свидетельствуют причинение огромного ущерба экономике государства, а также гибель значительного количества людей.
Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 219 УК РФ, состоит в нарушении требований пожарной безопасности, совершенном лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Рассматриваемое преступление налицо в случаях, когда каким-либо образом нарушаются определенные требования пожарной безопасности.
Диспозиция ч. 1 ст. 219 УК РФ является бланкетной, поэтому для установления объективной стороны необходимо обратиться к соответствующим требованиям пожарной безопасности.
Отметим, что под пожарной безопасностью в данном контексте необходимо понимать состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В качестве характерных способов нарушения требований пожарной безопасности назовем: неисполнение и ненадлежащее исполнение предусмотренных нормативными правовыми актами предписаний, направленных на регулирование общественных отношений в сфере пожарной безопасности; совершение действий, прямо запрещенных требованиями пожарной безопасности; иные способы.
Состав преступления, предусмотренный ст. 219 УК РФ, материальный. Преступление считается оконченным с момента фактического причинения по неосторожности: тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1); смерти одного человека (ч. 2); смерти двух или более лиц (ч. 3).
Обязательным признаком объективной стороны выступают общественно опасные последствия, выявление и установление которых имеет важное значение для квалификации преступления. В тех случаях, когда наступают последствия, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 219 УК РФ, в виде причинения по неосторожности смерти человека или причинения по неосторожности смерти двух или более лиц, такие последствия являются квалифицирующими признаками объективной стороны и влияют на квалификацию содеянного. В случае, когда общественно опасное последствие не выступает ни в качестве признака основного состава преступления, ни в качестве квалифицирующего обстоятельства, оно не влияет на квалификацию совершенного деяния, однако учитывается судом при назначении наказания.
Н.Ф. Кузнецова предлагает последствием (преступным результатом) деяния считать предусмотренный уголовно-правовой нормой материальный или нематериальный вред, причиненный преступным действием (бездействием) объекту посягательства, т.е. охраняемым законом общественным отношениям <3>.
--------------------------------
<3> Кузнецова Н.Ф. Значение преступных последствий для уголовной ответственности. М., 1958. С. 10.
Особо стоит остановиться на случае наступления иных последствий, не предусмотренных ст. 219 УК РФ, в виде уничтожения или повреждения чужого имущества в крупном размере, совершенного путем неосторожного обращения с огнем, тогда содеянное следует квалифицировать как идеальную совокупность по ст. 168 УК РФ и соответствующей части ст. 219 УК РФ.
Непосредственным объектом такого состава преступления выступает пожарная безопасность, направленная на защиту граждан от наступления тяжкого вреда их здоровью или предупреждение их смерти, в то время как видовым объектом является общественная безопасность.
Такой объект порождает необходимость соблюдения лицом, на котором лежит обязанность, правил пожарной безопасности.
К дополнительному обязательному непосредственному объекту указанного состава преступления относится также жизнь и здоровье человека. К факультативному объекту можно было бы отнести собственность, но законодатель не предусмотрел такого признака состава <4>.
--------------------------------
<4> Курцев Н.А. Квалификация преступлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 4 (42). С. 124 - 128.
Субъект рассматриваемого состава преступления - специальный, т.е. лицо, на котором лежала обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности.
Предлагаемая нами формулировка, содержащаяся в диспозиции ч. 2 ст. 219 УК РФ, существенно расширяет круг лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за данное преступление. Так, ч. 1 ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается на собственников имущества в соответствии с действующим законодательством. Частью 2 ст. 34 Федерального закона на граждан возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности.
Отметим, что многочисленные нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, как таковые не имеют конкретного адресата, следовательно, они должны распространяться на всех должностных лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 5 июня 2002 г. N 14 указывает судам, что субъектами преступлений, предусмотренных ст. 219 УК РФ, выступают лица, на которых возложена обязанность по исполнению (постоянно или временно) правил пожарной безопасности.
Таким образом, к основному признаку, позволяющему признавать лицо субъектом рассматриваемого преступления, следует относить обязанность по постоянному или временному исполнению требований пожарной безопасности.
Ученые, исследовавшие характеристику признаков субъективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 219 УК РФ, отмечают, что следователи органов внутренних дел Российской Федерации, а также дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы указывают на трудности, возникающие при установлении таких признаков <5>. В.В. Лунеев, например, пишет: "Субъективная сторона проявляется в большинстве своем в доказательственной деятельности на предварительном следствии и в суде, она также вызывает основные споры государственного обвинения и защиты. Значительная часть следственных и судебных ошибок приходится на субъективную сторону преступления" <6>.
--------------------------------
<5> Байбурина Р.Р., Голубева Э.Р. Субъективная сторона нарушения требований пожарной безопасности // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2013. N 11 (302). Вып. 36. С. 56 - 59.
<6> Лунеев В.В. Субъективное вменение. М.: Спарк, 2000. С. 7.
Практике известны случаи, когда нарушалось не одно требование пожарной безопасности, а несколько. Некоторые из таких правил нарушались умышленно, а другие - по неосторожности. При таком подходе психическое отношение виновного к деянию при существующей конструкции состава преступного нарушения требований пожарной безопасности не влияет на квалификацию преступления, поскольку субъективную сторону преступлений с бланкетными диспозициями, в том числе связанными с нарушениями специальных правил, определяет отношение виновного к последствиям <7>.
--------------------------------
<7> Свинкин А., Фролов Е. Двойная форма вины // Советская юстиция. 1969. N 7. С. 7; Куликов А., Сухарев Б. О двойной форме вины // Советская юстиция. 1990. N 18. С. 22.
Нарушение требований пожарной безопасности несколькими лицами предполагает установление вины каждого из них, от чего в конечном счете зависят дифференциация уголовной ответственности и индивидуализация наказания.
Особенности признаков субъективной стороны уголовно-правового деяния, предусмотренного ст. 219 УК РФ, предписывают правоохранительным органам во всех случаях устанавливать мотивы преступления. При нарушении требований пожарной безопасности лицу, совершившему указанные деяния, характерны эгоизм, установка на достижение личных целей, обеспечение собственного благополучия, виновным акцентируется внимание на производственных интересах и вместе с тем умалчивается о нарушении установленного запрета. Следовательно, совершая неосторожное преступление, такое лицо в более выраженной форме проявляет пренебрежение общественными интересами, нежели иные субъекты неосторожных преступлений <8>.
--------------------------------
<8> Дагель П.С. Неосторожность: уголовно-правовые и криминологические проблемы. М.: Юрид. лит., 1977. С. 114.
Причинная связь между уголовно-правовым деянием и наступившими последствиями может быть как непосредственной, так и опосредованной <9>. Именно на этот признак Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июня 2002 г. N 14 обращает внимание нижестоящих судов, предписывая им выяснять во всех случаях, в чем конкретно состояло ненадлежащее исполнение либо невыполнение данных правил, имеется ли причинная связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями, и указывать на это в приговоре со ссылкой на конкретные пункты правил пожарной безопасности, которые были нарушены.
--------------------------------
<9> Косякова Н.С. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации пожаров, возникших в результате нарушения требований пожарной безопасности // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2014. N 1 (22). С. 80 - 86.
Таким образом, исходя из проведенных рассуждений, приходим к выводу о необходимости внесения изменений и дополнений в ст. 219 УК РФ.
"Статья 219. Нарушение требований пожарной безопасности.
1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".
Литература
1. Байбурина Р.Р. Субъективная сторона нарушения требований пожарной безопасности / Р.Р. Байбурина, Э.Р. Голубева // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2013. N 11 (302). С. 56 - 59.
2. Дагель П.С. Неосторожность: уголовно-правовые и криминологические проблемы / П.С. Дагель. Москва: Юридическая литература, 1977. 143 с.
3. Косякова Н.С. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации пожаров, возникших в результате нарушения требований пожарной безопасности / Н.С. Косякова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2014. N 1 (22). С. 80 - 86.
4. Куликов А. О двойной форме вины / А. Куликов, Б. Сухарев // Советская юстиция. 1990. N 18. С. 21 - 22.
5. Курцев Н.А. Квалификация преступлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности / Н.А. Курцев // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 4 (42). С. 124 - 128.
6. Свинкин А. Двойная форма вины / А. Свинкин, Е. Фролов // Советская юстиция. 1969. N 7. С. 7 - 8.
Подписано в печать
21.09.2021