Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Об учете расходов на пожарную безопасность
(Сурков А.А.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 8)
Информация о публикации
Сурков А.А. Об учете расходов на пожарную безопасность // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2022. N 8. С. 19 - 25.
Статья: Об учете расходов на пожарную безопасность
(Сурков А.А.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 8)
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 8
ОБ УЧЕТЕ РАСХОДОВ НА ПОЖАРНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Глава 26.2 НК РФ позволяет "упрощенцам", исчисляющим налог с разницы между доходами и расходами, учесть затраты, связанные с обеспечением пожарной безопасности в занимаемых помещениях. В налоговой
норме упоминаются лишь отдельные виды подобных расходов, хотя по факту их перечень довольно обширен.
О том, какие именно расходы на пожарную безопасность и как можно учесть при УСНО, расскажем далее.
В силу
пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ "упрощенцы" при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы:
- на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ;
- на обслуживание пожарной сигнализации;
- на приобретение услуг пожарной охраны.
Данные расходы учитываются в соответствии с порядком, предусмотренным для учета одноименных расходов
пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. (Кстати, на основании названного
подпункта плательщики налога на прибыль могут учитывать при расчете облагаемой базы те же виды затрат.)
Согласно
п. 2 ст. 346.16 НК РФ указанные расходы принимаются при их соответствии критериям из
п. 1 ст. 252 НК РФ. По норме
п. 1 ст. 252 расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных
ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Как видно, формулировки в
пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ нуждаются в дополнительных разъяснениях и толкованиях. К примеру, какие именно затраты могут быть отнесены к расходам на обеспечение пожарной безопасности? Здесь помогли бы разъяснения чиновников. Но, увы, по данному вопросу разъяснений немного, и они довольно скупы.
Расходы на обслуживание пожарной сигнализации и на приобретение услуг пожарной охраны более прозрачны с точки зрения классификации (из-за используемой терминологии), хотя дополнительные уточнения в отношении них тоже бы не помешали.
В любом случае все вышеупомянутые затраты включаются в расходы, учитываемые при расчете "упрощенного" налога, в размере фактически потраченных сумм и с соблюдением общих правил их признания (расходы должны быть оплачены, документально подтверждены и экономически обоснованы).
Есть лишь несколько писем, в которых чиновники Минфина, исходя из содержания
пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, указывают, что "упрощенцы" могут учесть в составе расходов затраты на приобретение
огнетушителя и противопожарной сигнализации (см. Письма от 20.08.2020
N 03-11-11/73229, от 17.01.2020
N 03-11-11/1817), а также
пожарного гидранта, противопожарной муфты и огнетушителя (см.
Письмо от 03.09.2019 N 03-11-11/67593). В них же финансисты обозначили условия принятия к учету рассматриваемых расходов. Обозначенные траты должны быть произведены
в целях обеспечения пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ, в том числе
в целях выполнения предписаний сотрудников государственного пожарного надзора. Ну и, конечно, указанные расходы должны соответствовать критериям
ст. 252 НК РФ.
Как видим, обстоятельными разъяснения едва ли можно признать. Поэтому для решения вопроса о порядке признания при УСНО расходов на пожарную безопасность, полагаем, имеет смысл обратиться к нормативным актам, регулирующим данную сферу.
Нормативная база о пожарной безопасности
Вопросы пожарной безопасности регулируются
Законом N 69-ФЗ
<1>,
Законом N 123-ФЗ
<2>, иными нормативно-правовыми актами, например:
-
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации
<3> (далее - Правила N 1479);
-
Порядком, видами, сроками обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа
<5> (далее - Порядок обучения);
-
СП 9.13130.2009 "Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации"
<6> (далее - Свод правил о технике).
--------------------------------
<1> Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
<2> Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
<5> Утверждены
Приказом МЧС России от 18.11.2021 N 806.
<6> Утвержден Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179.
Согласно
ст. 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
К расходам на обеспечение пожарной безопасности (исходя из названных документов) можно отнести затраты:
- на приобретение средств пожаротушения;
- на приобретение, установку, а также обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения;
- на оборудование производственных и офисных помещений курительными комнатами;
- на обучение по противопожарной безопасности и др.
Что касается расходов на приобретение услуг пожарной охраны, таковыми в силу
ст. 24 Закона N 69-ФЗ признаются работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые подразделениями федеральной противопожарной службы на договорной основе в порядке, определенном
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 989.
Особенности учета отдельных противопожарных расходов
Исходя из вышесказанного в налоговой базе "упрощенцы" вправе учесть довольно много затрат, так или иначе связанных с пожарной безопасностью. Хотя, безусловно, в силу закрытости перечня разрешенных к учету при УСНО расходов споры с налоговиками по некоторым случаям весьма вероятны. В связи с этим проанализируем подробнее наиболее характерные противопожарные расходы.
Затраты на техническое обслуживание огнетушителей
Как упоминалось ранее, с признанием в составе расходов на приобретение огнетушителей у "упрощенцев" проблем не возникает. Между тем введенные в эксплуатацию огнетушители должны обеспечиваться техническим обслуживанием для поддержания их в постоянной готовности к использованию и надежной работы всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. Это требование установлено в
п. 4.3.1 Свода правил о технике.
Техническое обслуживание огнетушителей включает в себя:
- периодические проверки - они необходимы для контроля состояния огнетушителей, места их установки и надежности крепления, возможности свободного подхода к ним, наличия, расположения и читаемости инструкции по работе с огнетушителями;
- осмотры;
- ремонт;
- испытания;
- перезарядку - она может быть плановой (проводится по результатам проверки параметров огнетушащих веществ или в срок, указанный изготовителем на огнетушителе) и внеплановой (возникает в результате использования огнетушителей при тушении пожара).
При этом согласно
п. 60 Правил N 1479 руководитель организации обязан обеспечивать объект защиты первичными средствами пожаротушения (то есть огнетушителями), а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Принимая во внимание сказанное, полагаем, что все траты на техническое обслуживание огнетушителей (как и на их покупку) можно квалифицировать в качестве расходов на обеспечение пожарной безопасности. Эти расходы "упрощенцы" вправе включить в налоговую базу на основании
пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Здесь уместно добавить, что к первичным средствам пожаротушения, предназначенным для использования работниками организаций, согласно
ст. 43 Закона N 123-ФЗ помимо огнетушителей (переносных, передвижных и др.) относятся также пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания. К признанию затрат на покупку этих средств пожаротушения, очевидно, должен применяться аналогичный подход.
Затраты на установку пожарной сигнализации
В
подпункте 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ прямо упоминаются лишь расходы на обслуживание пожарной сигнализации. И ничего не сказано о тратах на ее приобретение.
Между тем в силу
ст. 2 Закона N 123-ФЗ пожарная сигнализация - это совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты. Система пожарной сигнализации - совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, закрепляется в нормативных документах по пожарной безопасности. Таким документом, в частности, является
Свод правил о защите
<7>.
--------------------------------
<7>
СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173.
Если пожарная сигнализация установлена в собственном помещении "упрощенца", то затраты на ее приобретение могут быть учтены на основании одной из следующих норм п. 1 ст. 346.16 НК РФ:
-
пп. 10 - как затраты на обеспечение пожарной безопасности;
-
пп. 5 - как материальные расходы;
-
пп. 1 - как затраты на приобретение амортизируемого имущества (если их величина превысит 100 000 руб.).
В первых двух случаях расходы признаются единовременно (если оплачены и приняты на учет), в третьем - равномерно в течение налогового периода (
п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Установку пожарной сигнализации в арендованном помещении следует рассматривать в качестве улучшения арендуемого объекта в смысле
ст. 623 ГК РФ, которое может быть отделимым (является собственностью арендатора) или неотделимым (является собственностью арендодателя, который может возместить затраты на эти улучшения).
Если арендодатель не компенсирует арендатору стоимость неотделимых улучшений, носящих капитальный характер, то ни о каком признании в расходах их стоимости и речи быть не может, поскольку расходы в данном случае понесены в интересах арендодателя.
Стоимость неотделимых улучшений арендодатель может признать в расходах только при условии, что они произведены с согласия арендодателя:
- если затраты не возмещаются арендатору - стоимость неотделимых улучшений включается в расходы на основании
пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, поскольку капвложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, являются амортизируемым имуществом;
- если затраты возмещаются арендатору - эта сумма может быть учтена в составе материальных расходов
(пп. 5 п. 1 ст. 346.16), так как эти траты произведены при выполнении работ для арендодателя
<8>.
--------------------------------
Обратите внимание! Минфин считает, что организация, не имеющая лицензии на деятельность, которая подлежит лицензированию, не вправе ее осуществлять. Соответственно, расходы по оплате работ (услуг) такой организации не являются для заказчика обоснованными и их нельзя учесть при налогообложении.
Данный вывод содержится в
Письме от 06.10.2009 N 03-03-06/2/188. Хотя в нем рассматривался вопрос о возможности учета расходов на охранные услуги, тот же подход должен применяться для учета расходов на установку систем пожарной безопасности.
Иными словами, если "упрощенец" для установки системы пожарной сигнализации заключит договор с исполнителем, не имеющим соответствующей лицензии (которая обязательна в силу нормы
п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), стоимость услуг такого исполнителя он не вправе учесть в составе расходов при упрощенной системе налогообложения.
Затраты на обучение противопожарной безопасности
Согласно Порядку обучения руководитель организации определяет порядок и сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации
(п. 2).
Обучение должно содержать теоретическую и практическую части и может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно)
(п. 3). В рамках теоретической части обучения программы противопожарного инструктажа могут реализовываться дистанционно
(п. 4).
В силу
п. 11 -
14,
16 -
18 Порядка обучения по видам и срокам проведения противопожарные инструктажи подразделяются на следующие виды:
- вводный - проводится до начала выполнения трудовой (служебной) деятельности в организации со всеми лицами, вновь принимаемыми на работу (службу), в том числе временно;
- первичный на рабочем месте - проводится непосредственно на рабочем месте до начала трудовой (служебной) деятельности;
- повторный - проводится не реже одного раза в год со всеми лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, с которыми проводились вводный противопожарный инструктаж и первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте;
- внеплановый - проводится при изменении нормативных актов, технологического процесса производства, перерыве в трудовой деятельности;
- целевой - проводится перед огневыми и пожароопасными работами.
Вышеперечисленные инструктажи проводят либо штатные сотрудники организации, прошедшие соответствующее обучение, либо "профессиональные" инструкторы (
п. 7 Порядка обучения).
Затраты на проведение вышеперечисленных инструктажей учитываются в расходах при применении УСНО на основании
пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
А.А. Сурков
Эксперт журнала
"Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
12.08.2022