Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: О повышении защищенности граждан, их имущества и объектов экономики от пожаров
(Семенова У.С., Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 10)
Примечание к документу
Дата
20.09.2022
Информация о публикации
Семенова У.С., Шеншин В.М. О повышении защищенности граждан, их имущества и объектов экономики от пожаров // Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право. 2022. N 10. С. 114 - 119.
Статья: О повышении защищенности граждан, их имущества и объектов экономики от пожаров
(Семенова У.С., Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 10)
"Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 10
О ПОВЫШЕНИИ ЗАЩИЩЕННОСТИ ГРАЖДАН, ИХ ИМУЩЕСТВА
И ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ ОТ ПОЖАРОВ
У.С. СЕМЕНОВА, В.М. ШЕНШИН
Семенова У.С., инспектор отдела нормативно-технического Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым, магистрант Института безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева.
Шеншин В.М., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева.
На основе принятия Федерального
закона от 14.07.2022 N 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" авторы раскрывают особенности расширения условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе при использовании различных расчетных обоснований, испытаний, исследований, а также выполнении требований специальных технических условий и стандартов организации; исключения устаревших, избыточных и дублирующих требований пожарной безопасности, включая требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, средствам индивидуальной защиты, установленные техническими регламентами ЕАЭС; установления срока и уточнения порядка разработки и представления декларации пожарной безопасности (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью); уточнения способа передачи сигнала о пожаре из социально значимых объектов в подразделения пожарной охраны. Делается вывод о том, что принятые дополнения вносят значительные изменения в нормативный документ и предусматривают расширение условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, исключение устаревших, избыточных и дублирующих требований пожарной безопасности, установление срока и уточнение порядка разработки и представления декларации пожарной безопасности, уточнение способа передачи сигнала о пожаре из социально значимых объектов в подразделения пожарной охраны.
Ключевые слова: аварийный выход; безопасная зона; пожарная безопасность; пожарная секция; пожарный отсек; технический регламент; эвакуация; экранная стена.
On increasing the protection of citizens, their property and economic facilities from fires
U.S. Semenova, V.M. Shenshin
Semenova U.S., Inspector of the Department of Regulatory and Technical Department of Supervisory Activities and Preventive Work Main Directorate of the Ministry of Emergency Situations of Russia for the Republic of Crimea, master student of the Institute of Life Safety of St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of the Russian Federation General of the Army E.N. Zinichev.
Shenshin V.M., candidate of legal sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of the Russian Federation General of the Army E.N. Zinichev.
Based on the adoption of Federal Law No. 276-FZ dated 14.07.2022 "On Amendments to the Federal Law "Technical Regulations on Fire Safety Requirements", the authors reveal the specifics of expanding the conditions for compliance of protection facilities with fire safety requirements, including when using various design justifications, tests, studies, as well as meeting the requirements of special technical conditions and standards organizations; exclusion of outdated, redundant and duplicate fire safety requirements, including requirements for fire safety and fire extinguishing equipment, personal protective equipment, established by the technical regulations of the EAEU; setting the deadline and clarifying the procedure for developing and submitting a fire safety declaration (including in the form of an electronic document signed with an enhanced qualified electronic signature); clarifying the method of transmitting a fire signal from socially significant objects to fire protection units. It is concluded that the adopted amendments make significant changes to the regulatory document and provide for the expansion of the conditions for compliance of protection facilities with fire safety requirements, the exclusion of outdated, redundant and duplicate fire safety requirements, the establishment of a deadline and clarification of the procedure for the development and submission of a fire safety declaration, clarification of the method of transmitting a fire signal from socially significant facilities to fire departments security.
Key words: emergency exit; safe zone; fire safety; fire section; fire compartment; technical regulations; evacuation; screen wall.
Рассматривая нормы Федерального
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 14 июля 2022 г. N 276-ФЗ, авторы раскрывают особенности расширения условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе при использовании различных расчетных обоснований, испытаний, исследований, а также выполнении требований специальных технических условий и стандартов организации; исключения устаревших, избыточных и дублирующих требований пожарной безопасности, включая требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, средствам индивидуальной защиты, установленные техническими регламентами ЕАЭС; установления срока и уточнения порядка разработки и представления декларации пожарной безопасности (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью); уточнения способа передачи сигнала о пожаре из социально значимых объектов в подразделения пожарной охраны.
В целях повышения защищенности граждан, их имущества и объектов экономики от пожаров Президент Российской Федерации подписал Федеральный
закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 14 июля 2022 г. N 276-ФЗ. Вносимые изменения предусматривают расширение условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе при использовании различных расчетных обоснований, испытаний, исследований, а также выполнении требований специальных технических условий и стандартов организации; исключение устаревших, избыточных и дублирующих требований пожарной безопасности, включая требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, средствам индивидуальной защиты, установленные техническими регламентами ЕАЭС; установление срока и уточнение порядка разработки и представления декларации пожарной безопасности (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью); уточнение способа передачи сигнала о пожаре из социально значимых объектов в подразделения пожарной охраны.
Указанный Федеральный
закон вступил в силу 25 июля 2022 г., за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок вступления его в силу.
В
ч. 1 ст. 1 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ <1> слово "Общие" предписано заменить словами "минимально необходимые", после чего положение приобретает следующую редакцию: "Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и
устанавливает минимально необходимые требования (курсив наш. - У.С., В.Ш.) пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения".
--------------------------------
<1> Далее - Федеральный
закон N 123-ФЗ.
Вышеназванная статья, согласно вносимым изменениям, дополняется
ч. 6, которая гласит: "В отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения требования пожарной безопасности устанавливаются техническим
регламентом Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017)".
В части, касающейся основных понятий, используемых для целей Федерального
закона N 123-ФЗ, также приняты изменения.
Пункт 1 ст. 2 Федерального закона N 123-ФЗ излагается в следующей редакции: "1) аварийный выход - выход, который не отвечает требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, и предусматривается для повышения безопасности людей при пожаре".
В
п. 2 указанной статьи, а именно: "2) безопасная зона - зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений", исключаются слова "либо не превышает предельно допустимых значений", что значительно повышает требования к установлению безопасной зоны.
Для исключения дублирующих требований и положений
п. п. 19,
23,
25,
26,
31 -
33,
37,
38,
45 ст. 2 Федерального закона N 123-ФЗ признаны утратившими силу. Основные понятия, устанавливаемые пунктами, утратившими силу, изложены в
ТР ЕАЭС 043/2017.
Понятие "пожарная секция - часть пожарного отсека, выделенная противопожарными преградами" предписано дополнить следующими словами: "и (или) зоной, свободной от пожарной нагрузки".
Изменена и редакция
п. 27 ст. 2: "27) пожарный отсек - часть здания или сооружения, выделенная противопожарными стенами и (или) противопожарными перекрытиями 1-го типа", взамен предыдущей, где к пределу огнестойкости конструкций перекрытий и перегородок устанавливалось требование нераспространения пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара.
Также изменено понятие "эвакуация", установленное
п. 50 ст. 2, которое изложено в следующей редакции: "эвакуация - процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону по путям эвакуации через эвакуационные выходы".
Статья 2 Федерального закона N 123-ФЗ дополняется
п. 51, устанавливающим понятие "экранная стена", которое ранее не было закреплено на законодательном уровне.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ расширены условия отнесения документов к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности: "3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся:
1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального
закона;
2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности".
Также расширены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленные
ч. 1 ст. 6. Ранее пожарная безопасность объекта защиты считалась обеспеченной при выполнении одного из предложенных двух условий. Теперь же таких условий пять.
"1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным
законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в
пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с
частью 7 настоящей статьи".
Следует отметить, что в обновленном варианте изложения
ч. 5 ст. 6 установлен конкретный срок представления декларации пожарной безопасности в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со
ст. 64 Федерального закона N 123-ФЗ, не превышающий шести месяцев со дня приобретения права законного владения объектом защиты; ранее точный срок не указывался.
В части, касающейся классификации пожаров,
ст. 8 установлены основные классы пожаров, а также определена возможность установления нормативными документами по пожарной безопасности дополнительных классов и подклассов пожаров.
В
ч. 5 ст. 13 расширена классификация горючих строительных материалов:
"5. Горючие строительные материалы подразделяются на следующие группы:
1) слабогорючие (Г1);
2) умеренногорючие (Г2);
3) нормальногорючие (Г3);
4) сильногорючие (Г4)".
Также внесены изменения в классификацию зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности. К классу функциональной пожарной опасности Ф1.1 отнесены здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), здания медицинских организаций, предназначенные для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно), спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций.
Подпункт "б" п. 1 ч. 1 ст. 32 изложен следующим образом: "б) Ф1.2 - гостиницы, общежития (за исключением общежитий квартирного типа), спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов". Общежития квартирного типа теперь отнесены к классу Ф1.3. Кроме того, к классу Ф5.1 добавлены крематории.
В
ч. 2 ст. 64 Федерального закона N 123-ФЗ исключены требования по этажности и площади зданий для добровольного составления декларации пожарной безопасности, а именно "для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты, для которого законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник этого объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты".
Кроме того, ст. 64 дополнена
ч. 7, в соответствии с которой декларация пожарной безопасности может быть представлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Обновленная редакция Федерального
закона N 123-ФЗ содержит новые наименования разделов и статей. Например, изменены наименования
разд. II,
III,
ст. 68.
Часть 7 ст. 83 изложена в следующей редакции: "Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре". Дополненной
ч. 7.1 определено, что требования к проектированию систем передачи извещений о пожаре устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Из положения
ч. 13 ст. 88 исключено следующее предложение: "Противопожарные двери, ворота, люки и клапаны должны обеспечивать нормативное значение пределов огнестойкости этих конструкций".
Также внесены изменения в порядок отнесения выходов к эвакуационным, установленный ч. 3 ст. 89, а именно, в
п. 1 добавлены помещения подвального и цокольного этажей.
В названной
статье изложено дополнение следующего содержания: "3.1. При устройстве эвакуационных путей и выходов допускается:
1) предусматривать эвакуационные выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (на рекреационную площадку), вестибюль (фойе), ведущие на такую лестницу, при условиях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;
Части 5,
7 и
13 ст. 89 признаны утратившими силу, а в
ч. 14 расширены требования к эвакуационным путям и участкам, включающим их в себя.
Ранее в
ч. 2 ст. 91 излагалось требование о необходимости оборудования автоматических установок пожарной сигнализации, пожаротушения источниками бесперебойного электропитания, а в обновленной редакции указанная
часть изложена следующим образом: "Приборы приемно-контрольные пожарные, приборы управления пожарные и технические средства систем передачи извещений о пожаре должны быть обеспечены бесперебойным электропитанием".
Внесены изменения в
ст. 97, регулирующую вопросы размещения подразделений пожарной охраны и зданий пожарных депо на производственных объектах.
Статья 98 о требованиях к въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта в действующей редакции Федерального закона N 123-ФЗ содержит три части взамен ранее действовавших одиннадцати.
В
ст. 134 классы пожарной опасности строительных материалов заменены на расширенный перечень показателей пожарной опасности материалов, а именно горючести, воспламеняемости, дымообразующей способности и токсичности продуктов горения. Эти же изменения внесены в
таблицы 28 и
29 Федерального закона N 123-ФЗ.
В судебной практике <2> зафиксирован случай обжалования пункта предписания юридическим лицом в части, касающейся указания должностным лицом надзорного органа такого нарушения, как "применение в коридоре 1-го этажа материала (линолеума) с более высоким классом пожарной опасности, чем класс КМ2", что является нарушением положений
таблицы 28,
п. 6 ст. 134 Федерального закона N 123-ФЗ. Обжалование основано на том, что объект защиты введен в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального
закона N 123-ФЗ и указанные нормы к объекту неприменимы, так как устанавливают более высокие требования взамен ранее действовавших и содержавшихся в
СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" <3>. Согласно
п. 6.25 СНиП в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса СЗ, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. Однако при проведении контрольного (надзорного) мероприятия уполномоченным представителем юридического лица не была представлена техническая документация, содержащая сведения о показателях пожарной опасности применяемых материалов, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано.
--------------------------------
<2> Решение от 23 декабря 2021 г. по делу N А45-26242/2021 Арбитражного суда Новосибирской области.
<3> Далее - СниП.
Обновленная редакция
ст. 134 исключает разногласия в трактовке положений нормативных актов, а также приводит к единому содержанию положения как Федерального закона N 123-ФЗ, так и сводов правил, регулирующих данные требования.
Также ряд положений Федерального
закона N 123-ФЗ признаны утратившими силу, в том числе и отдельные пункты Федерального
закона от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ и Федерального
закона от 29 июля 2017 г. N 244-ФЗ, ранее вносившие изменения в Федеральный
закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Предыдущие изменения в Федеральный закон N 123-ФЗ были внесены 30 апреля 2021 г. Федеральным
законом N 117-ФЗ и включали в себя новую редакцию
ч. 4 ст. 74.
Таким образом, внесенные в Федеральный
закон N 123-ФЗ значительные изменения предусматривают расширение условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, исключение устаревших, избыточных и дублирующих требований пожарной безопасности, установление срока и уточнение порядка разработки и представления декларации пожарной безопасности, уточнение способа передачи сигнала о пожаре из социально значимых объектов в подразделения пожарной охраны.
Библиографический список:
Решение от 23 декабря 2021 г. по делу N А45-26242/2021 Арбитражного суда Новосибирской области.
Федеральный
закон от 14.07.2022 N 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" // www.pravo.gov.ru.
Подписано в печать
20.09.2022