Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: О нарушениях, выявляемых пожарным инспектором при проверках медорганизаций
(Гусев А.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 12)
Информация о публикации
Гусев А. О нарушениях, выявляемых пожарным инспектором при проверках медорганизаций // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. N 12. С. 53 - 61.
Статья: О нарушениях, выявляемых пожарным инспектором при проверках медорганизаций
(Гусев А.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 12)
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 12
О НАРУШЕНИЯХ, ВЫЯВЛЯЕМЫХ ПОЖАРНЫМ ИНСПЕКТОРОМ
ПРИ ПРОВЕРКАХ МЕДОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии с
ч. 2 ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ
<1> учреждения здравоохранения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В статье приведем обзор арбитражной практики по вопросам соблюдения учреждениями здравоохранения требований пожарной безопасности.
--------------------------------
<1> Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Распространяются ли требования на объекты,
построенные до начала действия норм?
В ФГБУ "Санаторий "Шафраново" (далее - учреждение) ГУ МЧС по субъекту РФ была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности. По результатам проверки в отношении учреждения было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Не согласившись с предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Учреждению, эксплуатирующему здания и сооружения на территории санатория, вменялось нарушение следующих нормативных актов:
- Федерального
закона N 69-ФЗ;
-
Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323;
-
Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315;
-
СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
-
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие
Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
- других нормативно-правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности.
--------------------------------
<2> Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
<3>
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
При этом из материалов дела и заявления учреждения усматривалось, что факт наличия изложенных в предписаниях нарушений по существу не оспаривался заявителем. Однако он полагал, что требования указанных нормативных актов и правил не распространяются на спорные здания и сооружения, находящиеся в эксплуатации санатория, поскольку данные объекты защиты были введены в эксплуатацию до вступления в законную силу этих норм.
При рассмотрении дела суд исходил из следующего. В силу
ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных данным Законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности.
Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, данные правила подлежали применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Эта правовая позиция соответствует изложенной в
Определении ВС РФ от 16.04.2019 N 306-КГ18-21677 по делу N А55-29347/2017.
Суд также указал, что перечисленные в предписании нарушения, связанные с обеспечением противопожарной безопасности, могут быть устранены в ходе текущей эксплуатации зданий заявителя и не требуют проведения капитального ремонта и реконструкции здания.
Относительно доводов апеллянта о невозможности применения к спорным зданиям требований, установленных
СНиП 21-01-97*, суд заметил следующее.
При введении в действие этих
СНиП их нормы не распространялись на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения,
за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. Вместе с тем соответствующие требования СНиП 21-01-97* по смыслу
п. 4.3 данных Правил,
п. 8.5 СНиП 10-01-94,
ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ подлежали применению лишь в ходе реконструкции или ремонта здания.
Согласно
п. 39 Инструкции N 140
<4> требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, также не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее применявшимися нормативными документами. Исключением являются случаи,
когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений), в соответствии с новыми данными, приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
--------------------------------
<4>
Инструкция о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утв. Приказом МЧС России от 16.03.2007 N 140.
Уставной деятельностью учреждения являлось оказание санаторно-курортной медицинской помощи по профилю деятельности учреждения с организацией проживания и питания детей и взрослых по профилю деятельности учреждения. Функциональное назначение зданий, используемых учреждением, их социальное значение свидетельствовали о недопустимости эксплуатации сооружений в первоначальном виде (без учета современных требований пожарной безопасности, в том числе к объемно-планировочным решениям и используемым при отделке помещений материалам) по причине наличия риска для безопасности жизни и здоровья пребывающих в санатории людей, в том числе детей, а также риска для имущества пребывающих лиц. Устранение указанных в предписании нарушений и выполнение соответствующих требований пожарной безопасности было обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара, а потому здания необходимо было привести в соответствие современным требованиям.
По мнению суда, то обстоятельство, что здания, эксплуатируемые заявителем, были введены в эксплуатацию до вступления в законную силу действующих строительных норм и правил, само по себе не может освобождать учреждение от их соблюдения, с учетом того, что учреждение является лицом, ответственным за безопасность отдыхающих в санатории людей (
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 N 18АП-10823/2019).
Вправе ли пожарная часть взыскать ущерб в результате
ложных срабатываний пожарной сигнализации?
В здании учреждения здравоохранения в соответствии с положениями Федерального
закона N 123-ФЗ была установлена система пожарной сигнализации, которая без участия работников объекта обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны. В дальнейшем сигнал о возникновении пожара в учреждении передается диспетчером в пожарно-спасательную часть, обеспечивающую тушение пожаров.
На пульт пожарно-спасательной части 25.03.2018, 02.04.2018, 04.04.2018 поступали сообщения о срабатывании в учреждении пожарной сигнализации. Пожарно-спасательная часть после каждого сообщения отправляла пожарную технику с личным составом в учреждение. По результатам каждого выезда признаков горения и задымления в здании не обнаруживалось и устанавливалось, что срабатывание сигнализации было ложным, что подтверждалось соответствующими актами.
Пожарно-спасательная часть, посчитав, что ей причинен ущерб в связи с выездом на ложные вызовы, обратилась в суд с иском к учреждению здравоохранения. Размер ущерба устанавливался как стоимость издержек по осуществлению действий, связанных с выездом работников части на ложные вызовы учреждения.
При рассмотрении дела суд отметил, что в
ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрена обязанность руководителей организации содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно
п. 61 Правил N 390 руководитель организации должен обеспечивать исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, организацию проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформления актов проверок.
Пунктом 63 Правил N 390 определено, что руководитель организации должен обеспечивать в соответствии с годовым планом-графиком проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд установил факт ненадлежащего исполнения учреждением здравоохранения обязанности по соблюдению противопожарной безопасности, что повлекло ложное срабатывание автоматической противопожарной сигнализации и причинение ущерба пожарно-спасательной части.
По мнению арбитров, пожарно-спасательная часть не должна нести убытки в связи с ложными срабатываниями системы сигнализации при недоказанности ее надлежащего обслуживания (
Постановление АС УО от 09.10.2019 N Ф09-5782/19).
Можно ли размещать палаты для тяжелобольных пациентов
и детей выше первого этажа здания?
ГУ МЧС по субъекту РФ в отношении ГУ РК "Кардиологический диспансер" была проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. В ходе проверки было выявлено, что палаты для пациентов с тяжелыми заболеваниями, а также для детей размещались выше первого этажа здания, что нарушает требования
абз. 2 п. 135 Правил N 390.
Не согласившись с выводами проверяющих, учреждение обратилось в суд.
При рассмотрении дела суд установил, что принадлежащее учреждению здравоохранения здание было построено и введено в эксплуатацию в 1998 году. Расположение отделения реанимации и интенсивной терапии, а также отделения детской кардиоревматологии в здании кардиологического диспансера, наличие складов были определены на стадии проектирования здания и его постройки.
На момент постройки и введения в эксплуатацию здания требования, предъявляемые к зданиям здравоохранения, были установлены
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения"
<5>, действовавшими до 01.01.2010.
--------------------------------
Пунктом 1.31 этого документа предусматривалось, что здания лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждений следует проектировать не выше девяти этажей. Палатные отделения детских больниц и корпусов (в том числе палаты для детей до трех лет с матерями) должны размещаться не выше пятого этажа здания, палаты для детей в возрасте до семи лет и детские психиатрические отделения (палаты) - не выше второго этажа. Допускалось размещение палат для детей в возрасте до семи лет не выше пятого этажа при условии устройства противодымной защиты путей эвакуации (коридоров) и устройства в здании (корпусе) автоматического пожаротушения.
Технологические, технические, санитарно-эпидемические и эргономические требования при проектировании новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых зданий медицинских организаций, а также помещений медицинского назначения, встраиваемых в жилые, общественные и производственные здания (независимо от формы собственности), в настоящее время регламентированы положениями
СП 158.13330.2014 "Свод правил. Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования"
<6>.
--------------------------------
<6> Утвержден
Приказом Минстроя России от 18.02.2014 N 58/пр.
Согласно
п. 6.3.1 данного Свода правил палатные отделения по этажам рекомендуется размещать следующим образом:
1) палатные отделения детских стационаров, в том числе для детей до семи лет с сопровождающими (в том числе родителями), - не выше пятого этажа;
2) палатные секции для детей до семи лет без сопровождающих (в том числе родителей), детские психиатрические отделения (палаты), а также палатные отделения хосписов и отделений сестринского ухода, гериатрические палатные отделения и жилые группы интернатов для престарелых инвалидов - как правило, не выше второго этажа;
3) психиатрические отделения для взрослых - как правило, не выше третьего этажа. Допускается размещать подразделения, указанные в
п. б (за исключением хосписов и отделений сестринского ухода), не выше четвертого этажа при условии обеспечения горизонтальной эвакуации всех пациентов в соседний пожарный отсек или безопасную зону.
В
ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ сказано, что, если положениями данного Закона (за некоторым исключением) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений этого Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений этого Закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Федерального
закона N 123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Принимая во внимание названные нормы, суд пришел к выводу, что учреждение, эксплуатирующее здание здравоохранения, имеет право использовать палаты для больных выше первого этажа в соответствии с их изначально запроектированным и разрешенным функциональным назначением с учетом осуществляемого в здании процесса медицинской деятельности.
Кроме того, арбитры признали заслуживающими внимания пояснения учреждения здравоохранения относительно исполнимости изложенных в оспариваемых пунктах предписания требований. Под исполнимостью предписания следует понимать наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Между тем из оспариваемых пунктов не усматривалось, какие действия нужно было выполнить учреждению в целях реального исполнения предписания, учитывая то обстоятельство, что спорное здание было построено и эксплуатировалось в соответствии с проектом (иное проверяющие не доказали).
Согласно пояснениям учреждения перемещение палат на первый этаж здания повлекло бы за собой изменение не только объемно-планировочных решений и реконструкцию здания, но и изменение всей поликлинической системы обслуживания больных в целом. С учетом факта оказания учреждением многопрофильной медицинской помощи возможность размещения всех тяжелобольных на первом этаже здания проверяющими не исследовалась (
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2019 по делу N А29-11188/2018).
Можно ли размещать на подвальном этаже
лечебного учреждения склады и кладовые?
В отношении все того же ГУ РК "Кардиологический диспансер" ГУ МЧС по субъекту РФ было установлено, что на подвальном этаже лечебного учреждения размещались склады и кладовые, что нарушало требования
пп. "д" п. 136 Правил N 390.
Учреждение и тут не согласилось с выводами проверяющих.
В соответствии с указанной
нормой Правил N 390 запрещается размещать на подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений мастерские, склады и кладовые.
Согласно
п. 3 Приложения 4 (обязательное) к СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" допускается размещение кладовых и складских помещений (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей) на подвальных и цокольных этажах общественных зданий.
В силу
п. 4.27 СП 118.13330.2012* "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" в общественных зданиях допускается размещение производственных и складских помещений, которые необходимы в соответствии с технологией деятельности учреждений и входят в их состав. Согласно
Приложению "Д" к этому Своду правил на подземных и цокольных этажах всех общественных зданий допускается размещение в том числе кладовых и складских помещений (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей категорий А и Б), необходимых с учетом процесса деятельности учреждений.
Принимая во внимание положения указанных норм, арбитры пришли к выводу, что учреждение, эксплуатирующее здание здравоохранения, имеет право использовать расположенные в нем подвальные и цокольные этажи в соответствии с их изначально запроектированным и разрешенным функциональным назначением с учетом осуществляемого в здании процесса медицинской деятельности. Факт использования учреждением подвальных и цокольных этажей здания в полном соответствии с их запроектированным функциональным назначением был подтвержден материалами дела (
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-11188/2018).
* * *
В заключение напомним, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, должностные лица в пределах их компетенции (
ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ). Такие лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно законодательству РФ.
А. Гусев
К. п. н.,
эксперт журнала
"Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
27.11.2019