Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Новый регламент МЧС: порядок осуществления пожарного надзора
(Репин А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2017, N 3)
Информация о публикации
Репин А. Новый регламент МЧС: порядок осуществления пожарного надзора // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2017. N 3. С. 38 - 48.
Статья: Новый регламент МЧС: порядок осуществления пожарного надзора
(Репин А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2017, N 3)
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2017, N 3
НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ МЧС:
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЖАРНОГО НАДЗОРА
В соответствии с
ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) государственные (муниципальные) учреждения, как и другие организации, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Напомним, что федеральный государственный пожарный надзор осуществляет МЧС. Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 утвержден новый
Регламент МЧС по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее - Административный регламент).
Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности являются (
ст. 6.1 Закона о пожарной безопасности и
п. 5 Административного регламента):
- исполнение федеральными органами государственной власти и должностными лицами федеральных органов государственной власти федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ при осуществлении ими соответствующих полномочий в области пожарной безопасности;
- исполнение органами государственной власти субъектов РФ и должностными лицами органов государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов РФ при осуществлении ими соответствующих полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ;
- исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов РФ при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
- соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
- соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;
- соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;
- выполнение предписаний органов пожарного надзора;
- проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.
Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:
1) организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан;
2) организуют и проводят мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в формах правового просвещения и правового информирования;
3) организуют и проводят мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами;
4) принимают предусмотренные законодательством РФ меры по результатам проверок в отношении:
- руководителей федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
- руководителей органов местного самоуправления;
- собственников имущества;
- лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;
- лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностных лиц;
- граждан;
5) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
6) рассматривают обращения и жалобы органов власти, организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Порядок осуществления надзора
Органы государственного пожарного надзора организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения за выполнением требований пожарной безопасности. Кроме того, проверки бывают документарными и выездными.
Общий срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностного лица органа пожарного надзора, проводившего проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.
Проверка проводится на основании распоряжения начальника (заместителя начальника) органа государственного пожарного надзора. Это распоряжение подписывается начальником органа пожарного надзора либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа пожарного надзора.
Плановые проверки. Основание для проведения данных проверок - ежегодно утверждаемый план. Согласно
ст. 6.1 Закона о пожарной безопасности основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение:
1) трех лет со дня:
- ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
- окончания проведения последней плановой проверки;
2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности.
Основанием для включения плановой проверки деятельности органа власти в план проверки деятельности субъектов РФ, план проверки деятельности органов местного самоуправления является истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки органа власти.
При этом проверки планируются на основании отнесения объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) к определенной категории риска. Планирование и проведение плановых проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска - один раз в три года;
- для категории значительного риска - один раз в четыре года;
- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в семь лет;
- для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в десять лет;
- в отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Ежегодный план размещается на официальном сайте МЧС в Интернете, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ, в том числе планов проверок в отношении объектов защиты, отнесенных к перечню критически важных для национальной безопасности страны.
Предметом плановой проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
Плановая проверка проводится в выездной форме.
В силу
п. 59 Административного регламента проверяемое учреждение должно быть уведомлено о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Плановая проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами проверяющего органа. Указанные лица обязаны ознакомить руководителя учреждения (лица, им уполномоченного):
- с распоряжением о проведении проверки;
- с полномочиями проводящего проверку должностного лица;
- с целями, задачами, основаниями проведения проверки;
- с видами и объемом мероприятий по надзору;
- с составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке;
- со сроками и условиями ее проведения.
При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, в том числе:
- выполнение условий соответствия объекта защиты и (или) территории (земельного участка) требованиям пожарной безопасности;
- выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;
- готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
- правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;
- создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;
- наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
- наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;
- соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством РФ;
- наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;
- выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
Во время плановой проверки (
п. 64 Административного регламента) осуществляются:
1) анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих правообладателя объекта защиты, права и обязанности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, документах, используемых при осуществлении деятельности и связанных с исполнением требований пожарной безопасности, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора. К указанным документам относятся:
- правоустанавливающие документы на объект защиты и (или) территорию (земельного участка), учредительный документ;
- документы организационно-распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, должностные инструкции);
- декларация пожарной безопасности;
- имеющиеся в органе государственного пожарного надзора предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;
- материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;
- техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;
- технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;
- договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договоры на выполнение работ, подлежащих лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;
- лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
- сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;
2) оценка соответствия деятельности уполномоченных должностных лиц органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, требованиям пожарной безопасности с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):
- обследования объекта защиты (визуального осмотра);
- отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;
- опроса и получения объяснений;
- истребования документов и (или) информации;
- проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда;
- проведения противопожарных инструктажей с работниками (обслуживающим персоналом) объекта защиты по соблюдению требований пожарной безопасности на объекте защиты и (или) территории (земельного участка), производстве, в быту, лесах, при проведении массовых мероприятий;
- проведения практических тренировок по отработке планов эвакуации.
Указанные мероприятия осуществляются в присутствии уполномоченных должностных лиц проверяемого учреждения.
Внеплановые проверки. Внеплановая проверка проводится согласно распоряжению о проведении таковой. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности и (или) по устранению несоответствия;
2) поступление в орган государственного пожарного надзора:
- сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
- обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;
3) наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
5) наличие акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
Учреждение должно быть уведомлено о проведении внеплановой выездной проверки любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Вместе с тем следует учитывать, что предварительное уведомление о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в
абз. 3 пп. 3 и
пп. 5 п. 67 Административного регламента, не осуществляется.
При внеплановой проверке контролируется соблюдение требований пожарной безопасности:
- исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений или по устранению несоответствия;
- информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки;
- на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
- устанавливающих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности в случае установления особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- во исполнение поручения Президента РФ или Правительства РФ либо требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Оформление результатов проверки
Результаты проверки оформляются актом, который составляется в двух экземплярах непосредственно после ее завершения. Эти акты должны быть подписаны должностными лицами, проводившими проверку, и заверены их печатями. Один экземпляр акта с копиями приложений, заверенных печатью должностного лица, проводившего проверку, вручается уполномоченному должностному лицу проверяемого учреждения под подпись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае выявления при проверке нарушений должностное лицо, проводившее проверку, обязано:
- выдать предписание (предписания) по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара;
- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности устанавливаются с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
* * *
В заключение напомним, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут (
ст. 38 Закона о пожарной безопасности):
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно действующему законодательству.
А. Репин
Эксперт журнала
"Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных)
учреждений"
Подписано в печать
27.02.2017