Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Новый КоАП: больше штрафов, хороших и разных!
(Данилов С.)
("Практическая бухгалтерия", 2020, N 3)
Информация о публикации
Данилов С. Новый КоАП: больше штрафов, хороших и разных! // Практическая бухгалтерия. 2020. N 3. С. 66 - 70.
Статья: Новый КоАП: больше штрафов, хороших и разных!
(Данилов С.)
("Практическая бухгалтерия", 2020, N 3)
"Практическая бухгалтерия", 2020, N 3
НОВЫЙ
КОАП: БОЛЬШЕ ШТРАФОВ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ!
Предприниматели полагают, что
проект нового КоАП готовили следующим образом: старый
Кодекс положили в большую кастрюлю, залили водой, добавили туда дрожжей и поставили в теплое место. Закрепленные в документе суммы штрафных санкций стали расти. И расти. И расти. Потом туда добавили сахара и соли по вкусу. Шутка, разумеется. Но очень близкая к реальности.
Минюст России наконец представил
проект нового Кодекса об административных правонарушениях. В нем нашлось много интересного. Так, процессуальные вопросы выделят в отдельный, совершенно новый
Кодекс, а в самом
КоАП РФ появятся новые штрафы, правила и ограничения.
Такой знакомый незнакомец
С 2001 года, когда был принят действующий
КоАП, в него 654 раза внесли поправки, а общее число изменений превысило 4 800. В итоге документ стал бессистемным, а потому у правоприменителей возникали трудности с выбором нужной статьи для конкретного правонарушения. Ряда необходимых штрафов в действующем
КоАП нет вообще.
Реформа
КоАП повлечет за собой как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний, ожидает Минюст России.
Новый
КоАП состоит из трех разделов.
Раздел I "Общая часть", в котором отражены общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях.
Раздел II "Особенная часть", состоящий из 36 глав, по которым распределены все административные правонарушения.
Раздел III "Субъекты административной юрисдикции", в котором перечислены должностные лица и властные органы, которые могут возбуждать, рассматривать и пересматривать дела об административных правонарушениях.
Как видим, наиболее заметное структурное отличие нового
КоАП от старого - в нем теперь три раздела вместо четырех. Из
КоАП исчезнут нормы, которые регламентируют производство по делам об административных правонарушениях. Вместо этого законодатель объединит их в рамках совершенно нового Процессуального
кодекса РФ об административных правонарушениях.
Структурно новый Процессуальный
кодекс напоминает уже существующие
АПК и
ГПК. Он состоит из пяти разделов.
Раздел I закрепляет основные положения и принципы производства по делам об административных правонарушениях, правила течения процессуальных сроков и множество других вопросов.
Раздел II регламентирует порядок производства по делам для властных органов и их должностных лиц.
Раздел III регламентирует порядок судебного производства по делам об административных правонарушениях.
Раздел IV посвящен исполнению административных наказаний.
Раздел V устанавливает правила оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях.
Юристы видят в этом недостаток нового
проекта. Насколько бы подробно ни была урегулирована деятельность судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, до тех пор пока она регулируется в одном акте с соответствующей деятельностью органов исполнительной власти, такая деятельность не будет носить процессуального характера, уверены они - поскольку не учитывает сущность и специфику суда как единственного органа, осуществляющего правосудие на основе норм процессуального законодательства.
Кроме чисто теоретической необоснованности,
проект негативно повлияет и на практическую составляющую, поскольку, как и ранее, рассмотрение данной категории дел будет осуществляться судами по существу в административном порядке. В итоге они ожидают, что ПКоАП (привыкаем к сокращению) лишь добавит излишней "зарегулированности".
При этом Минюст России отмечает: дела об административных правонарушениях, которые сейчас рассматривают арбитражные суды, продолжат регулироваться Арбитражным процессуальным
кодексом даже после появления Процессуального
кодекса.
"Годовщина" - срок давности
Да, пресловутые чиновничьи "дрожжи" подействовали и на срок исковой давности по административным правонарушениям - он подрастет в четыре - шесть раз. Если действующий
КоАП предусматривает общий срок в два (или три - для дел, рассматриваемых судьей) месяца для привлечения к административной ответственности, то в новом документе его увеличат до одного года.
Компанию и гендира накажут порознь
В новом
Кодексе законодатель исключил возможность назначения нескольких наказаний при выявлении однородных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей.
Одно из наиболее важных изменений - в документе закрепили
норму о том, что одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение не допускается.
Такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности, в новом
КоАП назван "административным запретом деятельности". При этом предельный срок его назначения сокращен с 90 до 30 суток.
Штрафов больше, штрафы выше
Еще одно важное изменение - из нового
КоАП убрали максимальный и минимальный размер административных штрафов.
Появился существенный штраф за повторное неприменение контрольно-кассовой техники. За такое нарушение юридическому лицу придется расстаться с суммой от трех до пяти миллионов рублей.
Еще один новый штраф - за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии, его размер для организации составит от 500 000 до трех миллионов рублей.
Вырастут и штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. Например, за повторное манипулирование ценами на оптовом или розничных рынках электроэнергии появился штраф для организаций, размер которого варьируется от 500 000 до трех миллионов рублей.
Некоторые виды санкций, применяемых к бизнесу, выросли до 500 000 рублей. Речь, в частности, идет о невыполнении предписаний, выданных коммерсантам надзорными ведомствами, такими как Роспотребнадзор или налоговая служба. Сегодня сумма наказания за подобный проступок составляет 20 000 рублей. Выросли суммы штрафов и по другим основаниям. Так, если коммерсанты не представят сведения контролерам, первые могут быть оштрафованы на сумму до 20 000 рублей, в то время как сейчас размер санкций составляет до 5 000 рублей. Такой проступок, как неповиновение законному распоряжению или требованию проверяющего, грозит должностным лицам наказанием до 10 000 рублей. Сейчас этот штраф равен 4 000 рублей. Юридические лица за такое деяние также могут быть оштрафованы до 30 000 рублей, а в настоящее время санкции в отношении юрлица
КоАП РФ не предусмотрены.
Самый заметный рост наказаний - за повторное неисполнение требований контролеров. Физические лица за такой проступок могут быть оштрафованы до 40 000 рублей, индивидуальные предприниматели - до 70 000 рублей, должностные лица - до 150 000 рублей либо могут быть отстранены от работы на период до трех лет. Санкции в отношении юридических лиц за подобные нарушения требований - до двух миллионов рублей.
За неповиновение инспектору Ространснадзора водителя могут оштрафовать по нескольким основаниям. Если он откажется показать ревизору свои документы, контролер может выписать ему штраф в размере до 5 000 рублей. Если водитель будет уклоняться от прохождения весового контроля, то инспектор будет вправе наложить санкции в сумме до 50 000 рублей.
За неповиновение требованиям инспектора Счетной палаты или в случае, если должностное лицо будет чинить препятствия проверке, сотрудник может быть оштрафован на сумму до 15 000 рублей.
В то же время за некоторые нарушения, в случае если
проект обновленного КоАП РФ будет принят, суммы санкций будут сокращены. Так, за нарушение требований к ведению образовательной деятельности предприятия заплатят до 100 000 рублей, в настоящее время сумма штрафа составляет до 200 000 рублей. За воспрепятствование доступу на объект членов международной инспекционной группы бизнес выплатит штраф до 30 000 рублей (в настоящее время законом предусмотрены санкции до 40 000 рублей).
А вот и "гвоздь программы".
Статья 29.29 будет посвящена непредставлению обязательного экземпляра бухотчетности и соответствующего АЗ в госинформресурс (ГИРБО, который с этого года находится в ведении ФНС). Штрафы составят следующие суммы:
- опоздание со сдачей отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней будет стоить юрлицам от 300 до 500 тысяч рублей, а должностным лицам - 80 - 100 тысяч;
- непредставление этой же отчетности и (или) аудиторского заключения о ней до 31 декабря года, следующего за годом, за который она составлена, юрлицам обойдется в 1 - 1,5 млн руб., а директорам и главбухам - в 100 - 200 тысяч.
Если же отчетность обязательному аудиту не подлежит, штрафы скромнее:
- опоздание: 50 - 70 тысяч (должностные), 100 - 200 тысяч (юрлица);
- непредставление до конца года: 80 - 100 (должностные) и 200 - 300 (юрлица).
Напомним, до этого года бухотчетность надо было сдавать в органы статистики, а отдельной статьи в
КоАП РФ для соответствующих нарушений не было. Однако Росстат в свое время нашел, какую статью можно к ним применить -
19.7, охватывающую непредставление нужной информации большей части госорганов (кроме случаев, перечисленных в
статьях 19.7.1 -
19.7.14 и некоторых других, среди которых представление бухотчетности в ГИРБО не значится). Кроме того, штраф за несдачу обязательного АЗ мог выписать суд с подачи статистики.
Новую статью под номером 15.11.1 конкретно за несдачу бухотчетности и АЗ ввести предлагалось неоднократно: это делалось и в бытность Росстата (но было забраковано Минэком), и позднее - для несдачи по новым правилам в ГИРБО ФНС. Некоторые штрафы тогда предполагались примерно в тех же размерах, которые теперь предложены Минюстом России, а некоторые - вдвое ниже. Тем не менее такой статьи в действующем
КоАП все еще нет.
Но, пожалуй,
статья 19.7 сгодится и сейчас - для случаев несдачи бухотчетности в ФНС. Штрафы для должностных лиц - 300 - 500 рублей; для юрлиц - 3 - 5 тысяч рублей.
Бухфирмы и аудиторы ответят за любое
"антиотмывочное" нарушение
Статья 29.28 нового КоАП предусмотрена для грубого нарушения правил бухучета и отчетности. Критерии "грубости" остаются теми же, которые описаны в
статье 15.11 действующего КоАП, и штрафы - тоже. Однако Минюст России предлагает также переписать
статью, посвященную неисполнению "антиотмывочных" требований.
Сейчас для этого существует
статья 15.27, которая состоит из пунктов для конкретных видов нарушений:
- внутренний контроль (отдельно - таковой для банка), не повлекший несообщения сведений "куда надо" (отдельно - повлекший);
- блокировки;
- несообщение Росфинмониторингу сведений об отказе работать с клиентом;
- молчание в ответ на запрос Росфинмониторинга насчет операций или бенефициарных владельцев клиента;
- еще несколько видов нарушений, которые могут допустить организации, работающие с денежными средствами и иным имуществом клиентов.
В проекте нового Кодекса этой группе нарушений посвящается
статья 30.3. Основная новация - ответственность для любых лиц (кроме банков) за неисполнение требований антиотмывочного законодательства вообще (за исключением ряда конкретных случаев, которые будут вынесены в отдельные пункты). Так вот, за любое другое малейшее нарушение, не предусмотренное в
пунктах 2 -
8 новой статьи 30.3, будет грозить предупреждение или штраф для должностных лиц 10 - 20 тысяч рублей, для ИП и юрлиц - 50 - 100 тысяч.
- ПВК для банков;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение требований о передаче сведений в Росфинмониторинг (штрафы 20 - 40 тыс. руб. для должностных и 50 - 200 тыс. руб. для ИП и юрлиц);
- нарушения в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества. Тут штрафы, по сути, останутся теми же (должностные - 30 - 40 тыс. руб.; ИП и юрлица - 300 - 500 тыс. руб.). Отличия - сейчас не выделен штраф для ИП (возможно, они наказываются как должностные) и, кроме того, сейчас как вариант для юрлица - еще и приостановление деятельности на срок до 60 суток (этого по новому
КоАП не будет);
- неответ на запрос Росфинмониторинга насчет операций или бенефициарных владельцев клиента (штрафы 30 - 50 тыс. руб. для должностных и 300 - 500 тыс. руб. для ИП и юрлиц - такие же штрафы и сейчас).
Что особенно важно - выделят отдельный штраф для лиц, занятых оказанием юридических или бухгалтерских услуг, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (а также адвокатов, нотариусов) за опять же очень размытое нарушение "требований законодательства о противодействии" (без указания конкретных прегрешений - то есть привлечь смогут за каждый чих). Грозит предупреждение или штраф 50 - 100 тысяч рублей.
Препятствование проверке Росфинмониторинга или неисполнение его предписаний (теми, кто проводит операции с денежными средствами и иным имуществом) - для должностных лиц в этой части ничего не изменится (штраф 30 - 50 тыс. руб.). Для организаций наказание будет более мягким - 100 - 200 тысяч против 700 тысяч - 1 миллиона сейчас. Но вот для ИП все ухудшится: по новому
КоАП их будут штрафовать так же, как юрлиц. Вместе с тем ни для кого не будут предусмотрены дисквалификация или приостановление деятельности.
В организациях, работающих с деньгами и иным имуществом, рядовые сотрудники будут отвечать так же, как и должностные лица (об этом -
примечание к статье 30.3 проекта нового КоАП).
Штрафы для автомобилистов
С этим самое интересное. Штрафы вырастут, появится накопительная система нарушений, а в некоторых случаях у нарушителей начнут забирать автомобили.
Штрафы за нарушение скоростных ограничений увеличат в 2 - 6 раз. Так, за превышение в 20 - 40 км/ч придется заплатить 3 000 рублей вместо 500 рублей, как сейчас.
Впервые появится штраф за опасное вождение - 5 000 рублей.
Ужесточается административное наказание за вождение в нетрезвом виде.
Появляются новые санкции для злостных нарушителей. Водителя могут лишить прав на срок до полутора лет, если его три или больше раз наказывали за ряд нарушений.
Если водитель, которого уже наказывали за нарушения правил дорожного движения, станет виновником аварии с жертвами на чужой машине, в результате чего заведут уголовное дело по
статье 264 УК РФ ("Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств"), то машину конфискуют в пользу государства.
Но есть и хорошая новость - возможность заплатить административный штраф со "скидкой" 50% остается в законе.
P.S. Сейчас документ находится на публичном обсуждении в отношении текста
проекта, а также на антикоррупционной экспертизе. По окончании этого этапа к документу предложат дополнительные поправки. В том, что они будут, можно не сомневаться. Отдельные новеллы документа раскритиковали в Госдуме и Правительстве. По мнению главы думского комитета по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова,
проект усиливает "репрессивные механизмы" по сравнению с действующим
Кодексом, что идет вразрез с задачами "текущей экономической политики страны".
Новый премьер-министр Михаил Мишустин назвал штрафы из
проекта КоАП непосильными, добавив, что они должны быть установлены с учетом платежеспособности населения и не создавать предпосылок для широкого общественного резонанса.
В Минюсте России вняли увещеваниям, провели экстренное совещание и попросили отсрочить внесение законопроектов в кабмин с марта на май 2020 года, в Госдуму - с апреля на июнь (новый
КоАП изначально планировалось принять до 1 января 2021 года).
Однако радоваться тому, что "предпринимательские" и "бухгалтерские" санкции снизят до "удобных" бизнесу размеров, рано. Ведь в соответствии с нашим менталитетом бизнесмены, предприниматели - это как бы не совсем "население" и их платежеспособность не вызывает столь широкого общественного резонанса, как платежеспособность простых граждан. По данным некоторых источников, в первую очередь сейчас разработчики озабочены сокращением составов административных правонарушений и снижением штрафов именно "для населения". В частности, для автомобилистов. Собственно говоря, из контекста заявления г-на Мишустина следует, что в первую очередь он имел в виду именно их. Да, 3 000 рублей вместо 500 рублей за превышение скоростных ограничений на 20 - 40 км/ч - это, конечно, перебор. Погорячились...
"Как показала реакция общества на резкое увеличение санкций и на
главу, посвященную нарушениям ПДД, запросам общества
проект не соответствует. Документ будет изменен", - сообщил заместитель министра юстиции России Денис Новак.
А бизнес... Ну и для бизнеса что-нибудь снизят. Наверное.
С. Данилов
Корреспондент "ПБ"
Подписано в печать
06.03.2020