Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Неосторожное обращение с огнем. Виновных нет...
(Веденина Е.Л.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4)
Информация о публикации
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4
Статья: Неосторожное обращение с огнем. Виновных нет...
(Веденина Е.Л.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4)
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4
НЕОСТОРОЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ОГНЕМ. ВИНОВНЫХ НЕТ...
Пожар в организации по правилам отражения его последствий в бухгалтерском и налоговом учете приравнивается к стихийному бедствию. Вот только при стихийном бедствии виновных не ищут. А за причинение вреда пожаром, произошедшим даже в результате неосторожного обращения с огнем и вследствие которого люди не пострадали, можно попасть и под уголовную статью. Мы остановимся на некоторых моментах, связанных с пожаром, возникшим из-за неосторожного обращения с огнем и не повлекшим вред здоровью граждан.
Уголовная ответственность за "неосторожный" пожар
Статьей 38 Закона N 69-ФЗ
<1> установлено, что следствием нарушения требований пожарной безопасности, а также иных правонарушений в области пожарной безопасности является привлечение к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Кого могут привлечь к ответственности? За нарушение требований пожарной безопасности отвечают:
- собственники имущества;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности в установленном порядке;
- должностные лица (но только в пределах их компетенции).
--------------------------------
<1> Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Пленум ВС РФ разъяснил, что под правилами пожарной безопасности в целях применения Уголовного
кодекса следует понимать комплекс положений, устанавливающих требования пожарной безопасности, которые содержатся в
Законе N 69-ФЗ, принимаемых в соответствии с ним федеральных законах и законах субъектов РФ, иных нормативных правовых актах, нормативных документах уполномоченных государственных органов, в частности стандартах, нормах и отраслевых правилах пожарной безопасности, инструкциях и других документах, направленных на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности людей и объектов в случае возникновения пожара (
п. 1 Постановления N 14
<2>).
--------------------------------
<2>
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 N 14 "О судебной практике по делам о нарушении Правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем".
К сведению: проект технического регламента "О пожарной безопасности", который по замыслу разработчиков должен объединить все эти разрозненные нормы и правила, связанные с вопросами пожарной безопасности, в настоящее время находится в стадии разработки и обсуждения специалистами.
Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, установлена
ст. 168 УК РФ. Эта
статья предусматривает наказание в виде:
- штрафа в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до года;
- исправительных работ на срок от года до двух лет;
- ограничения свободы на срок до трех лет;
- лишения свободы на срок до года.
Пленум ВС РФ подтвердил, что вопрос о крупном размере для целей применения
ст. 168 УК РФ решается по общему правилу
гл. 21 УК РФ, которое установлено
п. 4 Примечания к ст. 158 УК РФ (
п. 7 Постановления N 14). Следовательно, крупным размером в данном случае считается стоимость имущества, превышающая 250 000 руб.
Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности предусмотрена
ч. 1 ст. 261 УК РФ. Эта
статья предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо в виде исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до двух лет.
К сведению: в начале года
Постановлением Пленума ВС РФ от 06.02.2007 N 7 была обновлена редакция
п. 12 Постановления N 14 с разъяснениями по поводу различия уничтоженных или поврежденных пожаром видов растительности и, соответственно, различий в уголовной ответственности за это преступление. Новая редакция Постановления N 14, включая
п. 12, размещена в некоторых правовых базах. Однако в связи с изменениями в действующем законодательстве Верховный Суд на своем официальном сайте исключил из Постановления N 14
п. 12.
Что означает "неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности" в смысле
ст. 168 и
ч. 1 ст. 261 УК РФ, разъяснено в
п. 11 Постановления N 14. Указанное деяние может, в частности, заключаться в ненадлежащем обращении с источниками воспламенения вблизи горючих материалов, эксплуатации технических устройств с неустраненными дефектами (например, использование в лесу трактора без искрогасителя, оставление без присмотра непогашенных печей, костров либо невыключенных электроприборов, газовых горелок и т.п.).
Дознавателями по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных
ст. 168 УК РФ, являются должностные лица органов Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы (
п. 7 ст. 5,
п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
Согласно
ст. 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций вправе проводить работы по установлению причин, обстоятельств пожара и обязаны содействовать установлению лиц, виновных в его возникновении. Материалы внутреннего расследования организации органы Госпожнадзора могут учесть при вынесении заключения о причинах пожара и стоимости утраченного имущества.
Если органы дознания не найдут оснований для возбуждения уголовного дела, то они выносят постановление об отказе в его возбуждении (
ч. 1 ст. 148 УПК РФ). Копию этого постановления они обязаны направить заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления (
ч. 4 ст. 148 УПК РФ).
Когда списать убытки, если никто не виноват?
Для проверки обстоятельств "неосторожного" пожара и для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела органу дознания может потребоваться время. Максимально (в сложных случаях) этот период составляет 30 суток (
ч. 3 ст. 144 УПК РФ). Однако бухгалтерия погорельца должна начинать действовать немедленно после пожара.
Пункт 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ
<3> обязывает ее в случае утраты имущества в подобной ситуации провести инвентаризацию имущества (можно частичную, то есть только в отношении имущества, "участвовавшего" в пожаре). При этом заполняются унифицированные формы, утвержденные Постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998
N 88 и от 27.03.2000
N 26.
--------------------------------
<3> Федеральный
закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
По результатам инвентаризации в соответствии с Инструкцией к Плану счетов
<4> с кредита счетов учета имущества в дебет
счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" списывается:
- по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям - их фактическая себестоимость;
- по недостающим или полностью испорченным основным средствам - их остаточная стоимость;
- по частично испорченным материальным ценностям - сумма определившихся потерь и т.п.
--------------------------------
<4>
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Списание потерь от пожара на финансовые результаты производится только в отсутствие виновных лиц, которое должны подтвердить органы дознания. При этом в бухгалтерском учете расходы (убытки), возникшие из-за пожара, признаются прочими расходами (
п. 13 ПБУ 10/99
<5>). В налоговом учете потери от пожаров включаются в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (
пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ). Причем, как и в бухгалтерском, в налоговом учете внереализационные расходы (убытки) отражаются только в случае отсутствия виновных лиц.
--------------------------------
<5>
Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
Московские налоговики в
Письме от 23.10.2006 N 20-12/92773 пояснили, что подтверждением расходов, возникших в результате пожара, служат следующие документы:
- справка Управления Государственной противопожарной службы, протокол осмотра места происшествия и акт о пожаре, которыми устанавливается причина возгорания;
- акт инвентаризации, в котором необходимо зафиксировать стоимость утраченного имущества.
Более того, организация должна документально подтвердить, что причинами ущерба являются обстоятельства объективного характера.
На практике возможна ситуация, когда уголовное дело по факту пожара возбуждено, но закрыто в связи с отсутствием виновных лиц. В этом случае, как указывают финансисты, налоговые убытки от пожара можно списать на основании справки о закрытии уголовного дела (
Письмо от 16.01.2006 N 03-03-04/1/18). По мнению автора, при наличии материальных потерь от пожара в крупном размере постановление органа Госпожнадзора об отказе в возбуждении уголовного дела также служит подтверждающим документом для списания убытков от "неосторожного" пожара в налоговом учете.
Каков размер убытков от "неосторожного" пожара?
При списании убытков от "неосторожного" пожара всегда возникает вопрос: нужно ли восстанавливать "входной" НДС по утраченному имуществу? Чиновники до сих пор считают, что нужно (Письма Минфина России от 31.07.2006
N 03-04-11/132, от 06.05.2006
N 03-03-04/1/421, УФНС по г. Москве от 15.01.2007
N 19-11/2462). Причем указанное восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором недостающие товарно-материальные ценности списываются с учета. Интересно, что в отношении включения сумм восстановленного НДС в налоговые расходы мнения разделились. Минфин считает, что в налоговом учете отражение суммы потерь от чрезвычайной ситуации производится с учетом НДС (
Письмо от 06.05.2006 N 03-03-04/1/421), а столичные налоговики наоборот, что они не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (
Письмо от 15.01.2007 N 19-11/2462).
В бухгалтерском учете Минфин давно рекомендует аналогичный подход - учесть восстановленный НДС в совокупности с иными расходами, к которым относятся потери от чрезвычайных ситуаций (
п. 13 Письма Минфина России от 12.11.1996 N 96).
Однако многие арбитражные суды во главе с ВАС РФ по поводу восстановления НДС придерживаются прямо противоположного мнения. Судьи неоднократно подтверждали, что до тех пор, пока законодатель не введет в
п. 3 ст. 170 НК РФ конкретную норму о восстановлении НДС в случае выявления недостачи имущества при инвентаризации, восстанавливать НДС не нужно (
Решение ВАС РФ от 23.10.2006 N 10652/06).
Рассмотрим отражение в бухгалтерском учете последствий пожара, возникшего в результате неосторожного обращения с огнем и не нанесшего ущерб здоровью и жизни людей.
Пример. В результате пожара, произошедшего на складе ООО "Мобил" 30 июня 2007 г., была уничтожена часть товаров. Бухгалтерия ООО "Мобил" 2 июля 2007 г. провела частичную инвентаризацию, в ходе которой выявлены потери товаров в результате пожара на общую сумму 300 000 руб. (без учета НДС). Организация приняла решение не восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по товарам.
Орган Госпожнадзора 10 июля 2007 г. вынес Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
В бухгалтерском учете ООО "Мобил" производятся следующие записи.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
2 июля 2007 г. |
Списана фактическая себестоимость товаров, уничтоженных в результате пожара | 94 | 41 | 300 000 |
10 июля 2007 г. |
Потери от пожара отнесены к прочим расходам | 91-2 | 94 | 300 000 |
Е.Л.Веденина
Эксперт журнала
"Услуги связи:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
01.08.2007