Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Контроль деятельности бюджетных учреждений
(Чагин К.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2017, NN 6, 7)
Информация о публикации
Чагин К.Г. Контроль деятельности бюджетных учреждений // Руководитель бюджетной организации. 2017. N 6. С. 45 - 53; N 7. С. 37 - 46.


Статья: Контроль деятельности бюджетных учреждений
(Чагин К.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2017, NN 6, 7)


Содержание


"Руководитель бюджетной организации", 2017, NN 6, 7
КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Тема контроля деятельности бюджетных учреждений является одной из самых актуальных в практике их работы. Данная статья открывает цикл публикаций, раскрывающих понятие такого контроля, отвечающих на вопросы: что понимать под деятельностью бюджетного учреждения и что должно в этой деятельности контролироваться, кто правомочен осуществлять контроль, каковы здесь права и ограничения и т.п.
Необходимость контроля деятельности бюджетного учреждения обусловлена положениями федерального законодательства о некоммерческих организациях, в соответствии с которыми указанный контроль производится федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, - в отношении федеральных бюджетных учреждений; в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, - в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ; в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, - в отношении муниципальных бюджетных учреждений <1>.
--------------------------------
<1> Часть 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об НКО).
Понятия "контроль" и "деятельность бюджетного учреждения",
объекты и предметы контроля
Понятие "контроль", хотя и широко используется в федеральном законодательстве, не имеет в нем какого-либо закрепленного определения. Словарная же формулировка такова: наблюдение с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, программами, планами, договорами, проектами, соглашениями <2>. Следовательно, под контролем деятельности бюджетного учреждения можно понимать проверку соответствия этой деятельности тем правилам, которые нормативно закреплены в отношении бюджетных учреждений.
--------------------------------
<2> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
Понятие "деятельность бюджетного учреждения" в федеральном законодательстве о некоммерческих организациях делится на основную, непосредственно направленную на достижение целей, ради которых учреждение создано, и иную, причем эта иная деятельность тоже должна служить достижению целей, ради которых создано учреждение, и соответствовать данным целям (абз. 2 ч. 4 ст. 9.2 и абз. 2 ч. 1 ст. 24 Закона об НКО). Таким образом, указанное разделение не имеет практического смысла - любая деятельность бюджетного учреждения должна быть связана с достижением целей его создания. А к целям, в свою очередь, относятся выполнение работ, оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9.2 Закона об НКО).
Содержание этой деятельности можно условно разделить на определенную часть, которая обусловлена положениями федерального законодательства о некоммерческих организациях <3> и иного законодательства, касающегося бюджетных учреждений <4>, отраслевую часть, которая обусловлена отраслевой нормативно-правовой базой и относится к бюджетным учреждениям той или иной отрасли, и ту часть, которая должна относиться к любым организациям независимо от их организационно-правовой формы, в том числе к бюджетным учреждениям.
--------------------------------
<3> Статья 9.2 Закона об НКО.
<4> Например, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
К первой группе можно отнести:
1) выполнение учреждением установленного государственного или муниципального задания (ч. 3 ст. 9.2 Закона об НКО);
2) оказание учреждением платных услуг и выполнение платных работ вне рамок или в рамках государственного или муниципального задания (ч. 4 ст. 9.2 Закона об НКО);
3) осуществление учреждением различных действий, предусмотренных федеральным законодательством о некоммерческих организациях или иным федеральным законодательством, относящимся к бюджетным учреждениям, - следование установленным правилам в распоряжении государственным или муниципальным имуществом <5>, согласование с учредителем осуществления крупных сделок <6>, осуществление закупок в соответствии с установленными нормами <7> и т.д.;
4) соблюдение учреждением положений своих учредительных документов (устава).
--------------------------------
<5> Часть 10 ст. 9.2 Закона об НКО и ч. 3 ст. 298 ГК РФ.
<6> Часть 13 ст. 9.2 Закона об НКО.
<7> Закон о контрактной системе, Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Ко второй группе можно отнести следование бюджетным учреждением положениям законодательства, регулирующего деятельность в той отрасли, в которой оно работает, - об образовании, здравоохранении, социальном обслуживании и пр. Например, если федеральным законодательством об образовании предусмотрено, что деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе бюджетных учреждений), ведется на основе утвержденных образовательных программ <8>, то образовательное бюджетное учреждение должно в своей деятельности следовать этим программам.
--------------------------------
<8> Статьи 12 и 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
К третьей группе относится осуществление бюджетным учреждением действий, связанных с выполнением требований налогового, трудового, бухгалтерского законодательства, существующих санитарных норм и правил, требований пожарной безопасности и т.д.
Таким образом, перечисленные действия, осуществляемые бюджетным учреждением, можно назвать объектами контроля деятельности учреждения, а соблюдение при этом установленных требований, норм и правил - предметами контроля.
В региональных и муниципальных порядках осуществления контроля деятельности бюджетных учреждений со стороны органов, выполняющих полномочия и функции их учредителей, вышеназванные объекты и предметы контроля, как правило, и находят свое отражение. Вот, например, перечень предметов контроля в отношении государственных бюджетных учреждений (ГБУ) Новосибирской области <9>:
1) соблюдение ГБУ требований законодательства РФ в сфере деятельности некоммерческих организаций, в том числе в части открытости и доступности документов ГБУ, и целей, предусмотренных его учредительными документами;
2) составление и выполнение ГБУ планов финансово-хозяйственной деятельности;
3) полнота и качество выполнения ГБУ госзадания на оказание услуг (выполнение работ), полнота, достоверность отчетности о его исполнении;
4) эффективность и целевое использование субсидий, соблюдение целей, условий и порядка их использования;
5) организация и ведение бухгалтерского учета, бухгалтерской и статистической отчетности;
6) соблюдение требований федерального законодательства и законодательства Новосибирской области в части предварительного одобрения крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность.
--------------------------------
<9> Постановление правительства Новосибирской области от 21.03.2017 N 112-п "Об установлении Порядка осуществления областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области контроля за деятельностью подведомственных государственных автономных учреждений Новосибирской области, государственных бюджетных учреждений Новосибирской области, государственных казенных учреждений Новосибирской области".
На разных территориях перечни предметов контроля за деятельностью бюджетного учреждения, осуществляемого органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, могут быть различными. Например, в аналогичном перечне г. Екатеринбурга нет ничего относительно бухучета, но есть "деятельность муниципального бюджетного учреждения, связанная с использованием имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, а также с распоряжением указанным имуществом и обеспечением его сохранности" <10>.
--------------------------------
<10> Постановление администрации г. Екатеринбурга от 14.06.2011 N 2437 "Об утверждении Положения о порядке осуществления контроля за деятельностью муниципальных бюджетных и казенных учреждений".
Исполнители контроля деятельности бюджетного учреждения
Деятельность бюджетного учреждения находится под постоянным наблюдением различных контролирующих органов. Кто же проводит мероприятия по контролю?
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя
В федеральном законодательстве о некоммерческих организациях в явном виде полномочием контроля деятельности бюджетных учреждений наделяются только федеральные государственные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей федеральных ГБУ (ч. 5.1 ст. 32 Закона об НКО). В отношении ГБУ субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений говорится, что контроль их деятельности должен осуществляться в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования соответственно (ч. 5.1 ст. 32 Закона об НКО). Однако, как правило, данные органы наделяются соответствующей контрольной функцией и в субъектах РФ, и в муниципалитетах. При этом распространена схема, когда отраслевой орган (например, региональное министерство образования) занимается контролем всего, что связано с оказанием учреждением услуг и (или) выполнением работ (в первую очередь выполнением учреждением государственного или муниципального задания), а орган по управлению имуществом - тех вопросов, которые связаны с распоряжением имуществом.
Контрольно-счетные органы
Контрольно-счетные органы субъекта РФ или муниципального образования являются постоянно действующими органами внешнего государственного или муниципального финансового контроля, образуются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или представительным органом муниципального образования, подотчетны этим органам и осуществляют свою работу самостоятельно <11>. Таким образом, в своей работе контрольно-счетные органы не зависят от органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
--------------------------------
<11> Части 1 - 3 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ).
Правовым основанием для того, чтобы контрольно-счетные органы могли осуществлять проверку деятельности, в том числе финансовой, бюджетного учреждения является то, что к их полномочиям относятся организация и осуществление контроля законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета субъекта РФ, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов (в частности, средств, получаемых местным бюджетом из других источников) и иных источников, предусмотренных законодательством РФ, а также контроль соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности <12>.
--------------------------------
<12> Пункты 4 - 5 ч. 1 и п. 4 - 5 ч. 2 ст. 9 Закона N 6-ФЗ.
Таким образом, полномочия контрольно-счетных органов весьма обширны. Контроль результативности и эффективности расходования средств подразумевает возможность проверки данными органами выполнения государственного или муниципального задания. Контроль за законностью расходования средств позволяет контрольно-счетным органам проверять выполнение бюджетным учреждением при этом расходовании требований различного законодательства, например расходование средств учреждением только на деятельность, предусмотренную уставом.
Однако особое внимание следует обратить на то, что контрольно-счетные органы контролируют "экономность расходования средств". Как раз здесь и могут возникать разночтения, что считать экономным или неэкономным - как относиться к тому, что руководитель учреждения решил приобрести для себя новый, более дорогой ноутбук и т.п. Мнения представителей контрольно-счетных органов и бюджетного учреждения на этот счет могут быть прямо противоположными, но тут необходимо, чтобы каждая сторона аргументировала свою точку зрения ссылками на определенные положения конкретных нормативных правовых документов (на установленные правила нормирования закупок и пр.), а не просто какими-то собственными субъективными представлениями. Также стоит принимать в расчет, что возможная негативная позиция контрольно-счетных органов по данному вопросу каких-либо оснований в нормативно-правовой базе может и не иметь - хоть как-то обоснованно обвинить учреждение в покупке "ненужного" имущества можно только при условии, что учреждение не смогло выполнить государственное или муниципальное задание в связи с тем, что в ходе выполнения задания у учреждения закончились выделенные на это выполнение средства соответствующей субсидии.
Органы Федерального казначейства
или финансовый орган субъекта РФ
(муниципального образования)
В силу федерального законодательства о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему согласно законодательству РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования (ч. 8 ст. 9.2 Закона об НКО). Следовательно, данные органы санкционируют и контролируют расходы бюджетных учреждений.
Органы Федеральной антимонопольной службы
К компетенции названных органов в отношении бюджетных учреждений относится прежде всего проверка соблюдения учреждением при закупках товаров, работ и услуг требований федерального законодательства (Закон N 223-ФЗ).
Отраслевые надзорные органы
Сюда относятся органы, осуществляющие надзор в той отрасли, в которой функционирует бюджетное учреждение, - Росздравнадзор, Рособрнадзор и т.д. Компетенция этих органов установлена в федеральном отраслевом законодательстве. Целью их работы является проверка соблюдения бюджетными учреждениями требований отраслевого законодательства.
Органы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
Таким органом является Роспотребнадзор. В его обязанности входит осуществление надзора и контроля за исполнением бюджетными учреждениями обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка <13>.
--------------------------------
<13> Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.
Органы Федеральной противопожарной службы
Круг обязанностей данного органа включает в себя предупреждение, выявление и пресечение нарушений бюджетными учреждениями требований, определенных федеральным законодательством о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности учреждений, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении учреждениями своей деятельности <14>.
--------------------------------
<14> Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Налоговые органы
Таким органом является Федеральная налоговая служба. Она проверяет соблюдение бюджетными учреждения федерального законодательства о налогах и сборах (ст. 82 НК РФ). Налоговый контроль может на практике включать в себя и контроль соблюдения бюджетными учреждениями установленных правил бухгалтерского учета <15>.
--------------------------------
<15> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Неограниченный круг лиц
В соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях бюджетные учреждения должны обеспечивать открытость и общедоступность следующих своих документов:
1) устава, в том числе внесенных в него изменений;
2) свидетельства о государственной регистрации;
3) решения учредителя о создании учреждения;
4) решения учредителя о назначении руководителя;
5) положений о филиалах, представительствах;
6) плана финансово-хозяйственной деятельности;
7) годовой бухгалтерской отчетности;
8) сведений о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
9) государственного (муниципального) задания;
10) отчета о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за учреждением государственного (муниципального) имущества (ч. 3.3 ст. 32 Закона об НКО).
Кроме того, в соответствии с установленными правилами осуществления бюджетными учреждениями закупок товаров, работ и услуг планы и информация об этих закупках должны размещаться в открытом доступе на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru).
Таким образом, любое заинтересованное лицо, хоть юридическое, хоть физическое, может ознакомиться с указанной информацией о деятельности бюджетного учреждения и в случае обнаружения каких-то нарушений в этой деятельности обратиться в соответствующие контрольные и надзорные органы.
Рассмотрим правила контроля деятельности бюджетных учреждений со стороны учредителей, закрепленные в нормативных правовых актах, утвержденных в соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местными администрациями муниципальных образований <1>.
--------------------------------
<1> Пункты 2 и 3 ч. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об НКО).
Правила осуществления контроля деятельности бюджетных учреждений в различных субъектах РФ и муниципальных образованиях заметно разнятся по своему содержанию, степени широты и детальности - об этом свидетельствует выборочный анализ региональной и местной нормативной правовой базы. Данный анализ позволяет определить следующие содержательные элементы контроля, которые могут устанавливаться в региональной и местной нормотворческой практике.
Распределение предметов контроля
Деятельность бюджетных учреждений контролируют исполнительные органы государственной власти субъекта РФ или отраслевые органы местной администрации, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Но в качестве дополнительных отдельных исполнителей контроля могут указываться иные субъекты, - в частности органы, выполняющие функции по управлению и распоряжению государственным или муниципальным имуществом, а также финансовые и контрольно-ревизионные органы.
За каждым контрольным органом закрепляется свой предмет контроля. Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или отраслевой орган местной администрации, осуществляющий функции и полномочия учредителя, обычно контролирует соответствие деятельности учреждения целям, предусмотренным учредительными документами, выполнение установленного государственного или муниципального задания, оказание платных услуг и (или) выполнение платных работ, качество оказываемых государственных или муниципальных услуг (выполняемых работ), выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, обеспечение учреждением открытости и доступности документов, определенных законодательством РФ <2>, осуществление защиты персональных данных работников учреждения и потребителей услуг, выполнение условий гражданско-правовых договоров, соблюдение руководителем учреждения условий своего трудового договора, соблюдение сроков представления статотчетности.
--------------------------------
<2> Часть 3.3 ст. 32 Закона об НКО.
Орган, выполняющий функции по управлению и распоряжению государственным или муниципальным имуществом, контролирует эффективное использование по назначению и обеспечение сохранности государственного или муниципального имущества, закрепленного за учреждением.
Финансовый орган и (или) контрольно-счетный или контрольно-ревизионный орган могут контролировать операции с бюджетными средствами, получаемыми учреждением из бюджета в виде субсидий на выполнение государственного или муниципального задания, субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций, соблюдение бюджетного законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правильность организации и ведения учреждением бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности, состояние (увеличение, сокращение) дебиторской и кредиторской задолженности учреждения, в том числе наличие дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, соблюдение порядка совершения учреждением крупных сделок, выполнение учреждением законодательства о закупках <3>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Контролер
Предмет контроля в учреждении
Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или отраслевой орган местной администрации, осуществляющий функции и полномочия учредителя
Соответствие деятельности целям, предусмотренным учредительными документами
Выполнение государственного или муниципального задания
Оказание платных услуг и (или) выполнение платных работ
Качество оказываемых государственных или муниципальных услуг (выполняемых работ)
Выполнение ПФХД
Обеспечение открытости и доступности необходимых документов
Защита персональных данных
Выполнение условий гражданско-правовых договоров
Соблюдение руководителем учреждения условий трудового договора
Соблюдение сроков представления статотчетности
Орган, выполняющий функции по управлению и распоряжению имуществом
Эффективное использование по назначению и обеспечение сохранности имущества, закрепленного за учреждением
Финансовый орган и (или) контрольно-счетный или контрольно-ревизионный орган
Операции с бюджетными средствами, получаемыми в виде субсидий и бюджетных инвестиций
Соблюдение бюджетного законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения
Правильность организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности
Соблюдение порядка совершения крупных сделок
Выполнение законодательства о закупках
Наряду с таким распределением предметов контроля может предусматриваться проведение разными контрольными органами совместных контрольных мероприятий.
Виды контроля
Контроль может быть предварительным, текущим и последующим.
Предварительный контроль осуществляется до совершения учреждением финансовых операций на стадии установления, составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, формирования и утверждения государственного или муниципального задания и других документов, в том числе при санкционировании операций.
Текущий контроль проводится в процессе совершения учреждением финансовых операций, выполнения им государственного или муниципального задания, осуществления мероприятий за счет средств субсидий на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания, и за счет бюджетных инвестиций.
Последующий контроль производится после совершения учреждением финансовых операций, выполнения государственного или муниципального задания и осуществления прочей финансово-хозяйственной деятельности.
Права исполнителей контроля
Исполнители контроля могут пользоваться следующими закрепленными за ними правами:
1. Запрос и получение у учреждения финансовых, бухгалтерских и иных документов, связанных с деятельностью учреждения, в том числе копий в бумажном и электронном виде.
2. Получение от должностных, материально ответственных и других лиц учреждения письменных объяснений и справок по вопросам, возникающим по результатам проведения контрольных мероприятий, а также устных разъяснений по существу этих вопросов.
3. Получение доступа к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности учреждения, с соблюдением ограничений, установленных действующим законодательством о защите персональных данных (например, к базе данных получателей услуг учреждения).
4. Привлечение при необходимости к участию в контрольных мероприятиях специалистов других органов государственной власти субъекта РФ или других органов местной администрации, а также независимых специалистов и экспертов.
5. Осуществление взаимодействия с органами государственного, внутриведомственного контроля, правоохранительными органами и органами прокурорского надзора.
6. Направление своих представителей для участия в проводимых учреждением мероприятиях, наблюдение за процессом оказания учреждением услуг или выполнения им работ.
7. Проведение проверки соответствия деятельности учреждений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами.
8. Проведение опросов потребителей оказываемых учреждением государственных или муниципальных услуг.
9. В случае выявления нарушений законодательства РФ или совершения учреждением действий, противоречащих целям, предусмотренным его учредительными документами, направление в учреждение информации с указанием допущенного нарушения и срока его устранения. Отдельно может устанавливаться максимальный срок устранения нарушения (например, не больше месяца).
10. Осуществление контроля своевременности и полноты устранения выявленных нарушений в деятельности учреждения, а также возмещения им причиненного ущерба.
11. Применение мер принуждения к учреждению за нарушения бюджетного законодательства в соответствии с БК РФ.
Обязанности контролеров
Помимо прав за исполнителями контроля могут закрепляться и обязанности, например:
1. Соблюдение установленного порядка и сроков подготовки и проведения контрольных мероприятий.
2. Проведение контрольных мероприятий только во время исполнения уполномоченными должностными лицами своих служебных обязанностей.
3. Обеспечение возможности руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю учреждения присутствовать при проведении контрольных мероприятий и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету контроля.
4. Обеспечение возможности вышеуказанному представителю учреждения знакомиться с результатами контрольных мероприятий.
5. Запрос у учреждения только тех документов и информации, которые являются объектами контроля или относятся к предмету контроля.
В региональных и муниципальных нормативных правовых актах также могут устанавливаться принципы контроля деятельности бюджетных учреждений - законность, объективность, независимость, гласность при условии соблюдения государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны и т.п. Следует отметить, что среди указанных принципов недостаточно обоснованным представляется принцип независимости, поскольку исполнителей контроля нельзя назвать независимыми - все они, по сути, представляют учредителя бюджетного учреждения.
Обязанности и права субъектов контроля
Вместе с тем у учреждений - субъектов контроля, контроль деятельности которых проводится, тоже могут быть закрепленные обязанности и права.
К обязанностям учреждений могут относиться представление исполнителям контроля запрашиваемых ими информации и документов, информирование проверяющих об устранении выявленных нарушений с представлением подтверждающих документов.
А правами являются ознакомление с результатами контроля, представление контролерам письменных возражений, касающихся результатов контроля (данные возражения могут приобщаться к материалам проверки), обжалование в суде решения исполнителей контроля, вынесенного по результатам проведения мероприятия.
Особенности механизма контроля
Непосредственными механизмами контроля являются те или иные контрольные мероприятия, например:
1. Проверка - осуществляется на основе отчетной документации учреждений. При проверке рассматриваются отдельные направления деятельности учреждений и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
2. Обследование - в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого учреждения для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
3. Наблюдение (мониторинг) - проведение по мере необходимости социологических опросов населения с целью выявления степени удовлетворенности качеством государственных и муниципальных услуг, предоставляемых учреждением.
4. Ревизия - полное обследование финансово-хозяйственной деятельности учреждения с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Контрольные мероприятия также могут быть документарными или выездными. Документарное контрольное мероприятие проводится по месту нахождения исполнителя контроля, выездное - по месту нахождения учреждения.
При проведении документарного контрольного мероприятия изучаются сведения, содержащиеся в документах, представляемых учреждением (отчетах, планах финансово-хозяйственной деятельности и т.д.).
При проведении выездной проверки сведения, содержащиеся в документах, предоставляемых учреждением, сравниваются с существующей ситуацией (например, фактическое наличие, состояние и характер использования имущества, находящегося в оперативном управлении у учреждения).
В отношении выездной проверки может быть установлено, что руководитель учреждения уведомляется о ней не позднее чем за определенный срок до ее начала (например, не менее чем за три рабочих дня). Также может ограничиваться продолжительность данной проверки, например не более 20 рабочих дней. В мотивированных случаях разрешено продлевать выездную проверку, но тоже не более чем на установленный срок.
Возможно указание, что плановые выездные проверки вновь созданных учреждений проводятся не ранее чем по истечении определенного срока (например, одного года) с даты государственной регистрации учреждения в качестве юридического лица.
В нормативных правовых актах может быть установлена минимальная периодичность осуществления контрольных мероприятий, например проведение в отношении одного учреждения минимум одного контрольного мероприятия не реже одного раза в год. Также встречается указание, что контроль деятельности учреждений осуществляется на основании планов проведения контрольных мероприятий, регулярно (например, ежегодно) разрабатываемых и утверждаемых исполнителями контроля. План контрольной деятельности, как правило, представляет собой перечень контрольных мероприятий, которые предполагается провести в соответствующем календарном году. Причем по каждому контрольному мероприятию обычно указываются объект контроля (учреждение), вид контрольного мероприятия, проверяемый (ревизуемый) период, месяц начала проведения мероприятия.
Также может быть предусмотрено проведение внеплановых контрольных мероприятий, основаниями для которых становятся:
1) получение информации о предполагаемых или выявленных нарушениях законодательства РФ от органов местного самоуправления, органов прокуратуры и иных правоохранительных органов;
2) выявление недостатков исполнителями контроля при проведении плановых контрольных мероприятий;
3) обращения граждан и юридических лиц с жалобами на нарушение учреждением законодательства, в том числе на качество предоставления государственных или муниципальных услуг (выполнения работ), в частности соответствующие сведения из средств массовой информации;
4) соответствующие поручения высших должностных лиц субъекта РФ или муниципального образования (например, такое поручение может появиться в результате личного приема должностным лицом гражданина, жалующегося на то или иное учреждение).
Оформление результатов контроля
При оформлении результатов контроля может быть установлено, что в течение определенного срока (например, пяти рабочих дней) после проведения контрольного мероприятия должностные лица исполнителя контроля составляют документ (акт, справку и т.п.), в котором фиксируются данные результаты. Этот документ направляется руководителю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения, другим вышестоящим должностным лицам, а также руководителю учреждения. В документе могут отражаться:
1. Характеристика фактических и запланированных на соответствующий период времени результатов деятельности учреждения.
2. Характеристика факторов, повлиявших на отклонение фактических результатов деятельности от запланированных.
3. Оценка соответствия качества фактически предоставляемых учреждением государственных или муниципальных услуг требованиям к указанному качеству.
4. Перечень выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений с требованием их устранения.
5. Предложения по вопросам дальнейшей деятельности учреждения с учетом результатов контроля.
Также в нормативных правовых актах могут быть определены обязательные действия руководителя учреждения после получения замечаний, выявленных в ходе контроля: разработка, утверждение и направление исполнителю контроля в течение определенного времени (например, 10 дней) графика мероприятий по устранению выявленных недостатков, непосредственное устранение данных недостатков в течение определенного времени (например, двух месяцев) и пр. После устранения недостатков может предусматриваться повторная проверка со стороны исполнителя контроля.
Последствия проведения контроля
Результаты контроля могут использоваться учредителем для принятия следующих управленческих решений:
1. Сохранение (увеличение, уменьшение) показателей государственного или муниципального задания и объемов бюджетных ассигнований на его выполнение.
2. Внесение изменений в учредительные документы учреждения.
3. Перепрофилирование деятельности учреждения.
4. Продление или расторжение трудового договора, заключенного учредителем с руководителем учреждения.
5. Применение мер ответственности к руководителю учреждения, его премирование или депремирование.
6. Реорганизация учреждения, изменение типа учреждения или его ликвидация.
7. Принудительное изъятие у учреждения государственного или муниципального имущества при наличии оснований, установленных законодательством РФ.
8. Подготовка предложений о необходимости выполнения мероприятий по обеспечению сохранности государственного или муниципального имущества.
9. Уточнение сведений, содержащихся в реестре государственной или муниципальной собственности.
10. Направление материалов контроля соответственно в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, или в правоохранительные органы, если в ходе проведения контроля были обнаружены признаки административного правонарушения или противоправного деяния.
Кроме того, в силу федерального законодательства о некоммерческих организациях бюджетное учреждение обязано обеспечивать открытость и общедоступность сведений о проведенных в его отношении контрольных мероприятиях и их результатах, в том числе путем размещения этих сведений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (bus.gov.ru) <4>. Данное положение федерального законодательства также может отражаться в региональных и местных нормативных правовых актах, касающихся контроля деятельности бюджетных учреждений. Однако встречается и другая ситуация, когда в нарушение данного положения материалы контрольных мероприятий относят к служебной информации ограниченного распространения.
--------------------------------
<4> Части 3.3 и 3.5 ст. 32 Закона об НКО.
* * *
В заключение обратим внимание, что приведенный обзор содержания региональных и муниципальных порядков осуществления контроля деятельности бюджетных учреждений содержит перечень тех правил, которые могут присутствовать в этих документах. Руководителю конкретного бюджетного учреждения следует ознакомиться с содержанием соответствующего нормативного правового акта, утвержденного на уровне конкретного учредителя, и в своей работе ориентироваться именно на данный документ.
К.Г. Чагин
Консультант
по социальной политике
Института экономики города
Москва
Подписано в печать
30.05.2017
29.06.2017