Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: К вопросу о травматизме на производстве среди иностранных работников
(Рябова В.Е.)
("Охрана труда и техника безопасности в строительстве", 2012, N 1)
Информация о публикации
Рябова В.Е. К вопросу о травматизме на производстве среди иностранных работников // Охрана труда и техника безопасности в строительстве. 2012. N 1. С. 32 - 34.
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru
Статья: К вопросу о травматизме на производстве среди иностранных работников
(Рябова В.Е.)
("Охрана труда и техника безопасности в строительстве", 2012, N 1)
"Охрана труда и техника безопасности в строительстве", 2012, N 1
К ВОПРОСУ О ТРАВМАТИЗМЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
СРЕДИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
Этих работников можно встретить в больших и малых городах России. Чаще всего, конечно, в больших, там, где более высокая производственно-экономическая активность населения, где строят, торгуют, возделывают земли, оказывают местному населению те или иные мелкие услуги. В настоящее время счет им идет на сотни тысяч и, по некоторым данным, достигает нескольких миллионов. Как отмечено, например, в докладе Всемирного банка "Миграция и денежные переводы: статистический справочник", уже в 2010 г. Россия по ежегодному притоку трудовых мигрантов (12,5 млн человек) уступала только США (42 млн человек) и опережала Германию (10,8 млн человек). В 2011 г. по ряду субъектов Российской Федерации были увеличены размеры квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию для работы. В частности, увеличено количество приглашений по федеральным округам: Центральному - с 75 448 до 76 854; Южному - с 21 758 до 23 149; Северо-Кавказскому - с 4548 до 5028; Уральскому - с 45 560 до 46 551. По Москве количество приглашений увеличилось с 39 553 до 40 746, а по Московской области - с 9874 до 10 114. Потребность России в иностранных работниках на 2012 г. оценена в 1,7 млн человек. Как следует из представленных заявок на квоту иностранных работников на 2012 г., больше всего нам нужны работники, занятые на горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, - на них приходится почти треть квоты - 531 тыс. рабочих мест.
Поскольку труд мигрантов из-за рубежа в России постоянно востребован, есть все основания полагать, что в будущем их число в стране будет неуклонно возрастать, даже несмотря на то, что этот труд зачастую малопроизводителен, а большинство работников малоквалифицированны и не имеют рабочих специальностей. По данным статистики, большая их часть заняты на стройках (порядка 43%), в сельском хозяйстве (14%), в торговле и в сфере мелких услуг. При этом труд их тяжел, малооплачиваемый и не защищен. Именно эта категория работников "отягощает" показатели статистики несчастных случаев на производстве и зачастую сводит на нет все усилия по ее улучшению. Наличие на многих производственных предприятиях, особенно в строительной индустрии, данного контингента рабочей силы еще более обостряет застаревшую проблему безопасности труда на производстве. Более того, безопасность труда мигрантов становится в целом болезненной проблемой социально-трудовых отношений в России. Суть ее сводится к нарушению работодателями и самими работниками установленных законодательством требований охраны труда, а сами правила производственной безопасности превращаются в норму российских социально-трудовых отношений.
По данным Федеральной службы по труду и занятости, высокий уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, отмечается прежде всего в строительстве, в обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве. В числе основных причин следует отметить нарушения требований трудового законодательства по таким направлениям, как:
- обучение по охране труда, в том числе инструктирование и обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
- порядок заключения трудового договора, его содержания, исполнения;
- продолжительность рабочего времени, времени отдыха, оплата труда;
- предоставление гарантий и компенсаций при несчастном случае и др.
Иными словами, исполнение требований трудового законодательства Российской Федерации, которое обязательно для всех без исключения работодателей - индивидуальных предпринимателей и работников, будь то российский или иностранный работник, зачастую остается без внимания.
В материалах Государственной инспекции труда в г. Москве по итогам анализа и расследования обстоятельств несчастных случаев среди рабочих мигрантов в 2010 г. и в первой половине 2011 г. отмечаются организации, руководители которых из года в год считают возможным не уделять внимание вопросам организации безопасных условий труда.
Например, ООО "СтройГород" занимается выполнением общестроительных работ при участии граждан Узбекистана, среди которых за последние полтора года были отмечены неоднократные групповые несчастные случаи. Причем обстоятельства и причины в какой-то степени имеют однородный характер: в 2010 г. снятие опалубки на перекрытии 2-го этажа, падение с высоты; в 2011 г. демонтаж горизонтальной опалубки, каскадное падение (перекрытие - козырек - земля).
К этому хотелось бы добавить, что большинство обстоятельств, вызвавших производственные травмы среди иностранных работников, обусловлено падением с высоты (в связи с отсутствием ограждения) или падением чего-либо (например, падение стеклопакетов) на пострадавшего. И как итог: травма позвоночника и др.
В данном случае налицо халатность руководителя, отсутствие должного внимания с его стороны к проведению обязательных инструктажей с работниками, к проведению обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, что особенно важно, так как многие мигранты плохо владеют русским языком, незнакомы с инструкциями и правилами по охране труда.
Одним словом, нарушения требований ТК РФ,
ст. 212 об обязанностях работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, все больше становятся нормой в деятельности работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу. Однако эти лица сильно рискуют попасть под серьезные штрафные санкции за игнорирование требований закона.
Дело в том, что ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, предусмотрена Трудовым кодексом РФ
(ст. 419), Кодексом РФ об административных правонарушениях
(ст. 5.27), Уголовным кодексом РФ (
ст. ст. 143,
145,
216,
217,
219,
236,
237).
Статьей 419 Трудового кодекса РФ установлено, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Подтверждение этому можно найти иногда в прессе, в аналитических отчетах соответствующих контрольно-надзорных органов, но по сравнению с масштабами существующей проблемы случаи привлечения работодателей к ответственности за нарушения трудовых прав и правил охраны труда пока еще крайне редки.
В целях регламентации и усиления ответственности должностных лиц и работодателей за нарушение требований охраны труда в проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации" предлагается дополнить
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ст. ст. 5.27.1 - 5.27.6, предусматривающими в качестве отдельных составов правонарушений в области охраны труда целый ряд инноваций.
К ним, в частности, относятся:
- непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда;
- необеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
- допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке медицинские осмотры;
- неинформирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах;
- необеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также увеличивающими размер штрафных санкций за данные правонарушения.
При этом устанавливается четкая градация размера штрафных санкций в зависимости от тяжести последствий того или иного правонарушения.
Например, ст. 5.27.3 "Нарушение порядка обучения в области охраны труда" предусматривает штраф в размере от 20,0 до 30,0 тыс. руб. в случае нарушения установленного порядка, а в случае непроведения установленной процедуры вследствие полного игнорирования работодателем норм закона - до 300,0 - 500,0 тыс. руб. с административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, законопроектом предлагается также новая редакция
ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающая ответственность за нарушения требований охраны труда, если они повлекли за собой по неосторожности гибель двух и более лиц. Радикальная и давно необходимая мера.
Насколько она эффективна, покажет время, а пока остается надеяться, что она отрезвит тех работодателей, кому безразличны жизнь и здоровье трудящегося человека.
В.Е.Рябова
К. э. н.,
начальник
отдела учебно-методического
и аналитического обеспечения
обучения по охране труда
ВНИИ охраны и экономики труда
Минздравсоцразвития России
Подписано в печать
09.12.2011