Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Изменения в приказах, регулирующих порядок составления штатных расписаний и оплату труда в учреждениях МЧС
(Заболонкова О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 1)
Информация о публикации
Заболонкова О. Изменения в приказах, регулирующих порядок составления штатных расписаний и оплату труда в учреждениях МЧС // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. N 1. С. 58 - 65.


Статья: Изменения в приказах, регулирующих порядок составления штатных расписаний и оплату труда в учреждениях МЧС
(Заболонкова О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 1)


Содержание


"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 1
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИКАЗАХ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ
ШТАТНЫХ РАСПИСАНИЙ И ОПЛАТУ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ МЧС
Приказом МЧС России от 12.09.2011 N 506 внесены изменения в ведомственные документы, регулирующие утверждение штатных расписаний и оплату труда гражданского персонала в учреждениях МЧС, также в документе приведен перечень отдельных нормативных правовых актов МЧС, признанных утратившими силу. Рассмотрим конкретные изменения, а также приведем перечень документов, переставших действовать.
Штатные расписания
В Приказ МЧС России от 24.09.2008 N 563 "О Порядке утверждения штатных расписаний работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны" (далее - Приказ МЧС N 563, Порядок N 563) внесены следующие изменения: в названии и по тексту Приказа МЧС N 563, Порядка N 563 в соответствующих падежах слова "бюджетные учреждения" заменены словами "бюджетные и казенные учреждения", а слова "воинские части войск гражданской обороны" заменены на слова "спасательные воинские формирования МЧС России".
Абзац 4 п. 3 разд. I "Общие положения" Порядка N 563 изложен в новой редакции, согласно которой при разработке штатных перечней (штатов) учреждений должность начальника отдела вводится при общей численности работников и гражданского персонала подразделения не менее пяти единиц, а отделения и группы - не менее трех единиц. Что изменилось? Данный абзац в новой редакции не предусматривает распространения его положений на воинские части, кроме того, из него убрали особенности и условия введения должности "ведущий специалист".
Также по-новому изложен п. 21 разд. III "Рассмотрение и утверждение штатных расписаний" Порядка N 563.
Напомним, что согласно старой редакции по вакантным должностям специалистов, служащих (технических исполнителей), имеющих квалификационные категории, утверждение штатных расписаний производилось из расчета оклада по второй квалификационной категории соответствующей должности, по профессиям рабочих - из расчета оклада по среднему тарифному разряду в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником.
Теперь он включает в себя положения, согласно которым по вакантным должностям работников и профессиям рабочих утверждение штатных расписаний должностных окладов (тарифных ставок) производится:
- заместителям и помощникам руководителей (начальников) учреждений и их структурных подразделений, должностные оклады которых устанавливаются в размере на 10 - 30 или 30 - 40% ниже должностного оклада соответствующего руководителя (начальника), - из расчета 20 и 35% ниже должностного оклада руководителя и помощника (начальника) соответственно.
В тех случаях, когда должностной оклад руководителя (начальника) учреждения (структурного подразделения) увеличивается в процентах за наличие квалификационной категории по вакантным должностям заместителей и помощников, в расчет принимаются должностные оклады соответствующего руководителя (начальника) без учета указанных увеличений;
- специалистам, служащим (техническим исполнителям), имеющим внутридолжностное категорирование (ведущий специалист, специалист высшей категории, первой категории, второй категории, третьей категории и без категории) или класс квалификации (международный класс, первый класс, второй класс, третий класс и без класса квалификации), - из расчета должностных окладов по второй квалификационной категории или второму классу квалификации соответственно;
- рабочим, имеющим по оплате труда несколько групп тарифных ставок, - из расчета среднего размера тарифной ставки в диапазоне этих групп.
Что изменилось? Порядок составления штатного расписания по вакантным должностям содержит более подробные рекомендации.
Оплата труда гражданского персонала
Комментируемым документом внесены изменения в Приказ МЧС России от 22.09.2009 N 545 "О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны" (далее - Приказ МЧС N 545). Прежде всего следует сказать, что в самом названии и по тексту Приказа МЧС N 545, а также в названиях и по тексту Приложений 1 - 4 к нему слова "бюджетные учреждения" заменены словами "бюджетные и казенные учреждения" (в соответствующих падежах), а слова "воинские части войск гражданской обороны" - словами "спасательные воинские формирования МЧС России" (в соответствующих падежах).
Далее рассмотрим изменения, коснувшиеся Приложений к Приказу МЧС N 545. Обращаем внимание читателей на то, что наименования Приложений будут указаны с учетом внесенных изменений.
Приложение 1 "Размеры окладов (тарифных ставок) работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России, а также порядок определения и утверждения должностных окладов руководителей бюджетных и казенных учреждений МЧС России и спасательных воинских формирований МЧС России, их заместителей и главных бухгалтеров". В этом Приложении изменения внесены в п. п. 5, 6, 8 и 14. В данных пунктах приведены размеры должностных окладов работников учреждений различных отраслей (например, медицины, образования и т.д.), входящих в систему МЧС. В частности, во всех пунктах оклады указаны в разрезе категорий и должностей работников по группам учреждений I, II, III, IV (пп. "а") и независимо от групп учреждений (пп. "б"). Именно в пп. "а" и "б" п. п. 5, 6, 8 и 14 внесены изменения, которые приведем далее.
В п. 5 приведены размеры должностных окладов работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. В данный пункт внесены следующие изменения:
- в пп. "а" (по группам учреждений) в позиции "Начальник центра управления силами, производственно-технического центра Федеральной противопожарной службы, учебного центра Федеральной противопожарной службы, отряда технической службы" исключены слова "испытательной пожарной лаборатории Федеральной противопожарной службы";
- в пп. "б" (независимо от групп учреждений) позиция "Начальник штаба гражданской обороны (района категорированного города)" дополнена словами "испытательной пожарной лаборатории Федеральной противопожарной службы".
Таким образом, теперь размер оклада начальника испытательной пожарной лаборатории Федеральной противопожарной службы не зависит от группы учреждений, а составляет 9590 руб.
Кроме того, пп. "б" дополнен должностью "диспетчер оперативной службы" с указанием размера оклада:
─────────────────────────────────────────────────────────────┬─────────────
Должность │ Размер
│оклада, руб.
─────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────
Диспетчер оперативной службы: │
- национального центра управления в кризисных ситуациях; │ 6635
- центра управления в кризисных ситуациях: │
регионального центра │ 6500
─────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────
1-го разряда │ 6400
─────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────
2-го разряда │ 6300
─────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────
3-го разряда │ 6200
─────────────────────────────────────────────────────────────┴─────────────
В п. 6 приведены должностные оклады медицинских и фармацевтических работников. Комментируемым документом внесено следующее изменение в пп. "б" (независимо от групп учреждений): в перечень должностей врачей и провизоров (биолог, зоолог, энтомолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский психолог, медицинский физик, химик-эксперт медицинской организации, судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик), эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений, эмбриолог) включена должность "логопед".
В п. 8 приведены размеры должностных окладов работников образования. В данном пункте изменения коснулись пп. "б" (независимо от групп учреждений), в котором указаны размеры окладов работников по квалификационным категориям. В частности, в перечне должностей "учитель, преподаватель, концертмейстер, социальный педагог" должность "преподаватель" заменена должностью "учитель-логопед".
В п. 14 указаны размеры должностных окладов работников общеотраслевых должностей. В пп. "б" этого пункта внесен ряд изменений, которые для наглядности и сравнения приведем в таблице:
──────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────
Старая редакция │ Новая редакция
─────────────────────────┬────────────┼────────────────────┬───────────────
Должность │ Размер │ Должность │Размер оклада,
│оклада, руб.│ │ руб.
─────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────
Механик: │ │Механик │
- ведущий механик; │ 6230 │- │ 5160 - 8220
- механик I категории; │ 5160 │- │
- механик II категории │ 4650 │- │
─────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────
Механик │ 4190 │- │
─────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────
Техник: │ │Техник: │
- техник высшей │ 6230 │- │
категории; │ │ │
- техник I категории; │ 5160 │- техник I │ 5160 - 6230
│ │категории; │
- техник II категории │ 4650 │- техник II │ 4650
│ │категории │
─────────────────────────┼────────────┼────────────────────┼───────────────
Техник │ 4190 │Техник │ 4190
─────────────────────────┴────────────┴────────────────────┴───────────────
Как видно из таблицы, в новой редакции пп. "б" п. 14 должность "механик" обобщена, кроме того, увеличился максимальный размер оклада, то есть учреждение вправе самостоятельно устанавливать оклады в указанных пределах.
Также из перечня должностей исключена должность "техник высшей категории", у техника I категории был фиксированный размер оклада, а теперь его можно установить в диапазоне от 5160 до 6230 руб.
Кроме указанных пунктов Приложения 1 изменения коснулись и перечня профессий рабочих по отнесению к группам по размерам тарифных ставок, приведенного в п. 16 данного Приложения. Их также укажем в таблице:
Наименование профессий рабочих
Группа тарифных ставок
Старая
Новая редакция
Подборщик справочного и информационного
материала
I, II
II
Подготовитель белья для глажения
III, IV, V
I, II
Подготовщик исходного материала
I, II
III, IV, V
Подсобный рабочий
III, IV
I, II
Полировщик
II
III, IV
Приложение 3 "Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу спасательных воинских формирований МЧС России". В перечень периодов работы для исчисления стажа работы, дающего право на получение ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, добавлено все время работы (службы) в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (п. 1 Приложения к п. 3 Приложения 3).
Кроме того, согласно внесенным изменениям для служб, осуществляющих деятельность в области безопасности людей на водных объектах, в стаж для выслуги лет включается время работы в командных должностях плавсостава судов морского, смешанного (река - море) и внутреннего плавания водного транспорта, а также рыбопромыслового флота при их работе в государственных организациях (пп. "д" п. 2 Приложения к п. 3 Приложения 3).
Также изложен в новой редакции и пп. "в" п. 2 Приложения к п. 3 Приложения 3. В данном подпункте перечислено время работы, включаемое в стаж для выслуги лет, независимо от ведомственной подчиненности. Что изменилось? Во-первых, из данного перечня исключено время работы:
- в подразделениях гражданской обороны предприятий и организаций других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
- в поисково-спасательных, аварийно-спасательных службах и подразделениях (в том числе туристских, альпинистских и других спасательных службах, пунктах, центрах и подразделениях);
- в подразделениях Государственной инспекции по маломерным судам.
Во-вторых, в него включили время работы в пожарной охране, противопожарных и аварийно-спасательных службах субъектов РФ.
Документы, утратившие силу
Согласно Приложению 2 к Приказу МЧС России N 506 утрачивают свое действие:
1. Приказ МЧС России от 28.07.2003 N 453 "О совершенствовании условий оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России" (далее - Приказ МЧС России N 453).
2. Пункты 1, 3, пп. 6.1, 6.2, 6.4 - 6.7 п. 6, п. п. 8, 9 Приказа МЧС России от 14.03.2005 N 140 "Об условиях оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России" (далее - Приказ МЧС России N 140). В частности, утратили силу:
- Тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады), определенные на основе Единой тарифной сетки, для работников Государственной противопожарной службы МЧС России (Приложение 1 к Приказу МЧС России N 140);
- положение, согласно которому выплачивалась работникам Государственной противопожарной службы МЧС ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет в соответствии с Приложением 3 к Приказу МЧС России N 453;
- с отменой п. 8 Приказа МЧС России N 140 приведены в соответствие с действующей нормативной базой по оплате труда работников ГПС МЧС положения данного Приказа, так как Приложения к нему, на которые ссылались пп. 6.1, 6.2, 6.5, 6.6 п. 6, утратили силу еще с 01.12.2008 (Приказ МЧС России от 06.11.2008 N 664). Пунктом 8 Приказа МЧС России N 140 при формировании фонда оплаты труда на выплаты стимулирующего характера, а также на оказание материальной помощи работникам ГПС предусматривались средства (в расчете на год) в размере шести месячных повышенных тарифных ставок (окладов) с учетом надбавок и доплат, выплачиваемых в соответствии с предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 02.06.2003 N 314 условиями оплаты труда. Данный пункт также ссылался на документ, утративший силу с 19.10.2009.
Кроме того, отменено условие пп. 6.4 п. 6 Приказа МЧС России N 140, согласно которому производилась в повышенных размерах оплата труда работникам ГПС МЧС, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда в соответствии с действующим законодательством, а также пп. 6.7 п. 6 Приказа МЧС России N 140, на основании которого применялись к заработной плате работников ГПС предусмотренные нормативными правовыми актами РФ районные коэффициенты в порядке и размерах, установленных для бюджетных организаций субъекта РФ, органа местного самоуправления, на территории которых расположены подразделения ГПС МЧС.
Отмененным п. 9 Приказа МЧС России N 140 предусматривалась выплата работникам ГПС МЧС за время их работы в той же или более высокой должности соответствующей разницы в заработной плате в тех случаях, когда вводимые в соответствии с Приказом МЧС России N 140 должностные оклады (тарифные ставки) с учетом увеличений, надбавок, доплат и льгот оказываются ниже действующих окладов (ставок) с учетом увеличений, надбавок, доплат и льгот.
Следует напомнить, что в настоящее время особенности выплаты денежного довольствия, в том числе установления дополнительных выплат сотрудникам ФПС МЧС, регулируются Положением о денежном довольствии ФПС, утвержденным Приказом МЧС России от 07.04.2011 N 168.
3. Пункт 5 Приказа МЧС России от 22.09.2009 N 545 "О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны" - с 1 января 2012 г. Напомним, что утративший силу пункт разрешал руководителям бюджетных и казенных учреждений МЧС и командирам соединений и спасательных воинских формирований МЧС, в учредительных документах которых предусмотрено получение средств от приносящей доход деятельности, самостоятельно определять размеры и порядок направления указанных средств на осуществление выплат стимулирующего характера в соответствии с генеральным разрешением (разрешением) МЧС, а также сметами доходов и расходов, утверждаемыми в установленном порядке, а кроме этого, направлять экономию средств по фонду оплаты труда на осуществление выплат стимулирующего характера.
С 01.01.2012 руководители учреждений лишились указанных прав.
О.Заболонкова
Редактор журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
28.12.2011