Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Готовимся к визиту пожарных инспекторов
(Сергеев А.Ю.)
("Руководитель бюджетной организации", 2010, N 4)
Информация о публикации
Сергеев А.Ю. Готовимся к визиту пожарных инспекторов // Руководитель бюджетной организации. 2010. N 4. С. 40 - 45.
Статья: Готовимся к визиту пожарных инспекторов
(Сергеев А.Ю.)
("Руководитель бюджетной организации", 2010, N 4)
"Руководитель бюджетной организации", 2010, N 4
ГОТОВИМСЯ К ВИЗИТУ ПОЖАРНЫХ ИНСПЕКТОРОВ
Тревожные цифры: в 2009 г. инспекторы Государственного пожарного надзора по Нижегородской области возбудили почти на 50% больше дел об административных правонарушениях, чем в 2008 г. И почти в двух третях случаев суд признал эти обвинения, назначив руководителям организаций наказания в виде штрафа и приостановления деятельности организации. Как же подготовиться к проверке Госпожнадзора и каковы полномочия инспекторов и права проверяемых? Какая ответственность предусмотрена за выявленные нарушения?
Что проверяет Госпожнадзор
Управление государственного пожарного надзора (далее - ГПН) осуществляет надзор за тем, как организации соблюдают требования пожарной безопасности и гражданской обороны (далее - ГО): правила эксплуатации технических систем управления ГО и объектов ГО, правила использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты.
Также ГПН следит за тем, как организации выполняют установленные требования в области защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), а также предупреждения ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения. В ходе проверок оценивается и готовность должностных лиц к действиям в случае возникновения ЧС.
В компетенции ГПН - контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации. Также ГПН осуществляет надзор за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними.
К сведению. Немного статистики: в 2009 г. сотрудники ГПН по Нижегородской области провели 27 888 проверок, 13 326 из которых были плановыми и 14 562 - внеплановыми.
Проверки - а они бывают как плановые, так и внеплановые - осуществляют государственные инспекторы соответствующих органов ГПН (далее - инспекторы).
Когда ждать инспекторов ГПН
В соответствии с требованиями Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ ГПН может выйти на плановую проверку организации, если прошло три года с момента ее государственной регистрации или последней плановой проверки. Если же предприятие не осуществляет коммерческую деятельность, то плановые и внеплановые проверки проводятся на основании пятилетнего плана мероприятий по надзору. Такой план, например, можно найти на официальном сайте Главного управления МЧС России по Нижегородской области -
www.52.mchs.gov.ru. В других регионах планы проверок также выложены на региональных сайтах ГУ МЧС.
На внеплановые проверки инспекторы выходят, когда истекает срок исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения. В 2009 г. сотрудники ГПН провели 4615 таких проверок и выявили, что в 70% случаев предписания ГПН остались невыполненными.
Также основанием для внеплановой проверки может стать полученная из любых источников информация о причинении вреда (или угрозе причинения вреда) жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также об угрозах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Внеплановые проверки осуществляются и в случае нарушения прав потребителей. Основанием для них являются обращения граждан.
Любая проверка не должна длиться более 20 рабочих дней.
Проверка не всегда означает визит инспекторов в вашу организацию.
Плановой выездной проверке иногда предшествует документарная, когда руководителя проверяемой организации просят представить в ГПН документы, имеющие отношение к предмету проверки.
Что надо знать руководителю организации
Любая проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя (его заместителя) ГПН. В этом документе должны быть указаны фамилии и должности инспекторов, направленных на проведение проверки. Если в распоряжении ГПН не отражены сведения об инспекторе, пришедшем с проверкой в вашу организацию, руководитель вправе отказать ему.
Инспектор должен под роспись вручить руководителю копию распоряжения о проверке, заверенную печатью. Одновременно проверяющие должны предъявить служебные удостоверения.
Руководитель имеет право присутствовать при проведении проверки и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. Также он может требовать от инспекторов представления информации, относящейся к предмету проверки.
После проведения проверки руководитель может в административном или судебном порядке обжаловать действия (бездействие) инспекторов, повлекшие за собой нарушение ваших прав как руководителя организации.
Инспектор ГПН не имеет права проверять выполнение обязательных требований, если они не относятся к полномочиям ГПН.
Если руководителя проверяемой организации (или уполномоченного лица) нет на рабочем месте, то инспектор не имеет права проводить проверку.
Руководитель может отказать инспектору, если он требует представить документы, информацию, образцы продукции, не являющиеся предметом проверки или не относящиеся к нему. Также инспектор не имеет права изымать оригиналы подобных документов.
Инспектор не имеет права отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей и производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений. Это возможно лишь при оформлении протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, не превышающем нормы.
Информация, полученная в ходе проверки, является охраняемой законом тайной, которую инспектор не вправе разглашать. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные законодательством РФ.
Также инспектор не имеет права требовать оплаты за проверку и превышать установленные сроки ее проведения.
Проверка завершена. Что дальше?
Но вот проверка завершена, и инспектор составляет
акт по установленной форме в двух экземплярах. Один из них (с копиями приложений) вручается руководителю (иному уполномоченному представителю) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Подписывая акт, руководитель может указать, согласен ли он с изложенным, а также с отдельными действиями инспекторов.
Если руководителя нет на месте или он отказывается дать расписку об ознакомлении с актом проверки, этот документ направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Данные о проверке должны быть внесены в журнал учета проверок, который по типовой
форме обязан вести каждый руководитель организации. В этом журнале инспектор должен изложить сведения о проверяющем органе, начале и окончании проведения проверки, времени ее проведения, основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях. Также должны быть указаны фамилии, имена, отчества и должности инспекторов, проводящих проверку, и поставлены их подписи.
Если руководитель не согласен с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, то в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может представить в ГПН свои возражения в письменной форме. Чтобы позиция руководителя выглядела более аргументированной, он может приложить к заявлению документы (или их копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Ответственность за нарушение требований
пожарной безопасности
Руководитель организации несет ответственность за выявленные инспекторами нарушения требований пожарной безопасности. Эту ответственность с ним разделяют и сотрудники, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. В зависимости от тяжести нарушения руководителя могут привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Разберем основные нарушения и меру ответственности за них.
┌──\ Нарушение
ст. 20.4 КоАП РФ ("Нарушение требований пожарной
└──/ безопасности") влечет предупреждение или наложение административного
штрафа на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.; на юридических
лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление
деятельности на срок до девяноста суток.
──────────────────────────────────────────────────────────────────────
└──/ условиях особого противопожарного режима") влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.;
на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб.
──────────────────────────────────────────────────────────────────────
└──/ безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого
вреда здоровью человека") влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц - от
30 000 до 40 000 руб.
──────────────────────────────────────────────────────────────────────
└──/ продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если
сертификат пожарной безопасности обязателен") влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.;
на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
──────────────────────────────────────────────────────────────────────
└──/ подлежащих обязательной сертификации в области пожарной
безопасности, без сертификата соответствия") влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.;
на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
──────────────────────────────────────────────────────────────────────
└──/ распоряжению или требованию должностного лица органа,
осуществляющего государственный надзор (контроль),
воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных
обязанностей") влечет предупреждение или наложение административного
штрафа на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.
──────────────────────────────────────────────────────────────────────
┌──\ Нарушение
ст. 19.5 КоАП РФ ("Невыполнение в срок законного
└──/ предписания (постановления, представления, решения) органа
(должностного лица), осуществляющего государственный надзор
(контроль)") влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок
до трех лет; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
──────────────────────────────────────────────────────────────────────
┌──\ Нарушение
ст. 19.7 КоАП РФ ("Непредставление или несвоевременное
└──/ представление в государственный орган (должностному лицу) сведений
(информации), представление которых предусмотрено законом и
необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его
законной деятельности, а равно представление в государственный орган
(должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме
или в искаженном виде") влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3000
до 5000 руб.
──────────────────────────────────────────────────────────────────────
┌──\ Нарушение
ст. 20.25 КоАП РФ ("Неуплата административного штрафа либо
└──/ самовольное оставление места отбывания административного ареста")
влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы
неуплаченного административного штрафа либо административный арест
на срок до пятнадцати суток.
Теперь немного статистики. В 2009 г. на территории Нижегородской области за выявленные нарушения в области пожарной безопасности было возбуждено 19 121 дело об административных правонарушениях, из них 18 218 дел были возбуждены инспекторами по пожарному надзору, то есть данные о нарушениях были получены в ходе проверок.
В 2009 г. сотрудники ГПН направили в федеральные суды 709 дел для принятия решений о наказании в виде административного приостановления деятельности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ ("Нарушение требований пожарной безопасности"). В 74% случаев (496 постановлений) судьи приняли решения об административном приостановлении деятельности предприятия. В 22% случаев (151 постановление) судьи назначили наказание в виде штрафа. В 3% случаев (23 постановления) было решено ограничиться предупреждением. И оставшийся 1% (9 постановлений) - это прекращенные административные дела.
В арбитражный и мировые суды сотрудники ГПН направили 3413 дел об административных правонарушениях. В подавляющем большинстве случаев (2566 дел) это было нарушение по
ст. 19.5 КоАП РФ ("Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор").
Данные факты свидетельствуют о том, что руководителю следует тщательно следить за выполнением в организации правил пожарной безопасности и вовремя исполнять предписанные по результатам проверок действия.
Если после прочтения этой статьи у вас остались вопросы, вы можете получить консультацию по телефону горячей линии - 277-93-70 с 9.00 до 17.00 в рабочие дни и в любое время по телефону доверия Главного управления МЧС России по Нижегородской области - 220-10-50. Полная информация о региональных телефонах доверия (а также ссылки на региональные сайты ГУ МЧС) - на официальном сайте ГУ МЧС России - www.mchs.gov.ru.
А.Ю.Сергеев
Заместитель начальника
Управления государственного
пожарного надзора
ГУ ЧС по Нижегородской области,
полковник
внутренней службы
Подписано в печать
07.04.2010