Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Готовимся к проверке соблюдения требований пожарной безопасности
(Репин А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2017, N 12)
Информация о публикации
Репин А. Готовимся к проверке соблюдения требований пожарной безопасности // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2017. N 12. С. 54 - 63.
Статья: Готовимся к проверке соблюдения требований пожарной безопасности
(Репин А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2017, N 12)
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2017, N 12
ГОТОВИМСЯ К ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Государственные (муниципальные) учреждения, как и другие организации, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны (
ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Закон о пожарной безопасности). В статье мы поговорим о том, на что следует обратить внимание учреждению, чтобы подготовиться к проверке соблюдения требований пожарной безопасности.
Организационные мероприятия по обеспечению
пожарной безопасности
Наличие организационно-распорядительных документов о соблюдении требований пожарной безопасности. В каждом учреждении должна быть утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения (
п. 2 Правил N 390
<1>). Указанная инструкция должна отражать, в частности:
- порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
- расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ;
- обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны;
- допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте;
- сведения о лицах, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.
--------------------------------
<1>
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
Пожарные инспекторы обязательно обратят внимание на наличие в учреждении планов эвакуации людей при пожаре (
п. 7 Правил N 390). Отметим, что на плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения. Планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении. Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах в соответствии с местом расположения, указанным на плане. Названные планы, в частности, следует вывешивать на стенах помещений и коридоров, на колоннах и в строгом соответствии с местом размещения, отраженным на самом плане эвакуации. Требования к планам эвакуации приведены в
ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля", утвержденном
Приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст. Кроме того, в силу
п. 12 Правил N 390 на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.
В учреждениях с ночным пребыванием людей должна быть разработана инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время; обеспечено наличие телефонной связи, электрических фонарей (не менее одного фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. Руководитель учреждения должен обеспечить (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится учреждение с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте (в том числе в ночное время).
Проведение противопожарного инструктажа. Согласно
п. 31 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных Приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645, руководители, специалисты и работники учреждений, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность. Обучение пожарно-техническому минимуму проводится в течение месяца после приема на работу с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а обучение руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, - один раз в год.
В силу
п. 3 Правил N 390 лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем прохождения противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
Отметим, что по характеру и времени проведения противопожарный инструктаж делится на вводный, первичный (на рабочем месте), повторный, внеплановый и целевой. Об их проведении делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара. В соответствии с
п. 12 Правил N 390 на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает проведение не реже одного раза в полугодие практических тренировок персонала по эвакуации людей при пожаре. Кроме того, в учреждениях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к маломобильным группам населения (инвалидов, а также лиц преклонного возраста и временно нетрудоспособных), руководитель организации организует подготовку лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, к действиям по эвакуации указанных граждан в случае возникновения пожара.
Отметим, что во время тренировок у персонала вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию, работу по его тушению, правильно применять средства пожаротушения.
В силу
п. 1.2 Методических рекомендаций "Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре", утвержденных Управлением государственного пожарного надзора МЧС России 04.09.2007 N 1-4-60-10-19, в каждом учреждении в рамках годового плана-графика работы с персоналом должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем. В графике необходимо указать месяц проведения тренировки, вид тренировки, тренирующуюся смену или структурное подразделение.
Годовой план-график разрабатывается совместно с руководителями структурных подразделений. На основе этого плана каждое структурное подразделение составляет свой годовой план-график работы с персоналом.
Прочие мероприятия. Кроме того, следует обратить внимание на наличие в учреждении:
- лица, ответственного за пожарную безопасность (
п. 4 Правил N 390);
- пожарно-технической комиссии. Согласно
п. 5 Правил N 390 в целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на объектах, на которых может одновременно находиться 50 человек и более, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию;
- табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (
п. 6 Правил N 390);
- специально обозначенных мест для курения.
Соблюдение требований к содержанию зданий и помещений
При проверке данного вопроса пожарные инспекторы обязательно обратят внимание на следующее:
- наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
гл. 5,
7 и
8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- наличие повреждений толстослойных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, облицовки плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе на каркасе, комбинации этих материалов, в том числе с тонкослойными вспучивающимися покрытиями строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад;
- проведение в учреждении проверок состояния огнезащитной обработки (пропитки). Указанные проверки должны осуществляться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). При отсутствии в инструкции данной информации такая проверка должна проводиться не реже одного раза в год;
- проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями;
- случаи хранения и применения на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, порохов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, баллонов с горючими газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других пожаровзрывоопасных веществ и материалов, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности;
- случаи использования чердаков, технических этажей, вентиляционных камер и других технических помещений для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
- случаи размещения в лифтовых холлах кладовых, киосков, ларьков и других подобных помещений;
- наличие предусмотренных проектной документацией дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, других дверей, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
- факты размещения мастерских, а также иные хозяйственных помещений в подвалах и цокольных этажах, если в них отсутствует самостоятельный выход или он не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток;
- наличие случаев изменений объемно-планировочных решений и размещения инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
- факты загромождения дверей, переходов в смежные секции и выходов на наружные эвакуационные лестницы мебелью, оборудованием и другими предметами;
- устройство кладовых и других подсобных помещений в лестничных клетках и поэтажных коридорах;
- хранение под лестничными маршами и на лестничных площадках вещей, мебели и других горючих материалов;
- установка в лестничных клетках внешних блоков кондиционеров;
- загромождение и закрытие проходов к местам крепления спасательных устройств;
- проведение не реже одного раза в пять лет эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодических освидетельствований состояния средств спасения с высоты;
- загрязнение мусором и посторонними предметами приямков у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений);
- наличие исправных электрических фонарей из расчета один фонарь на 50 человек;
- проведение в учреждении работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта. При этом такие работы должны проводиться не реже одного раза в год.
Обеспеченность учреждения средствами пожаротушения
Исходя из положений
п. 70 Правил N 390 руководитель учреждения обязан обеспечить учреждение огнетушителями по нормам согласно
Приложениям 1 и
2 к Правилам N 390, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
Каждый огнетушитель должен иметь паспорт и порядковый номер. При этом запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой.
Для размещения первичных средств пожаротушения в производственных и складских помещениях, не оборудованных внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, а также на территории предприятий (организаций), не имеющих наружного противопожарного водопровода, или при удалении зданий (сооружений), наружных технологических установок этих предприятий (организаций) на расстояние более 100 м от источников наружного противопожарного водоснабжения должны оборудоваться пожарные щиты. Необходимое количество пожарных щитов и их тип определяются в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности согласно
Приложению 5 к Правилам N 390.
Пожарные щиты должны быть укомплектованы немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Отметим, что использование первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара, запрещается.
Эксплуатация эвакуационных выходов
В ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности к эксплуатации эвакуационных выходов пожарные инспекторы проверят:
- прикреплены ли к полу ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации;
- соблюдаются ли требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях, установленные
ст. 84 Федерального закона N 123-ФЗ;
- обеспечена ли возможность свободного открывания изнутри без ключа запоров на дверях эвакуационных выходов;
- есть ли на путях эвакуации пороги, установки раздвижных и подъемно-опускных дверей и ворот без возможности вручную открыть их изнутри, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
- не загромождены ли эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокированы ли двери эвакуационных выходов;
- не допускается ли хранение инвентаря и материалов в тамбурах;
- не зафиксированы ли самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), не сняты ли двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров;
- не изменено ли направление открывания дверей эвакуационных выходов.
Эксплуатация электроустановок и электроприборов
В силу
п. 42 Правил N 390 запрещается:
- эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
- пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
- эксплуатировать светильники (на лестничных клетках, в подвалах, электрощитовых) со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией;
- применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
- оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
- размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;
- при проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов.
Кроме того, запрещаются прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий.
Нередки случаи отсутствия:
- отчета по испытанию и наладке электрооборудования, молниезащиты, заземления;
- сертификатов пожарной безопасности на кабельную продукцию, противопожарные двери, люки, огнезадерживающие клапаны системы вентиляции и другую продукцию, подлежащую обязательной сертификации в области пожарной безопасности;
- на лицевой стороне электрощитов и сборок сети освещения надписей (маркировки) с указанием значения тока плавкой вставки на предохранителях или номинального тока автоматических выключателей и наименования электроприемников.
Кроме всего вышеперечисленного, пожарные инспекторы проверят:
- соблюдаются ли требования к автоматическим системам противопожарной защиты, установленные в
п. 61 Правил N 390;
- соблюдаются ли требования пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, прописанные в
п. 55,
57 Правил N 390;
- допускается ли на территории учреждения курение табака, а также обозначены ли места, специально предназначенные для курения, знаками "Место для курения".
* * *
В заключение напомним, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут (
ст. 38 Закона о пожарной безопасности):
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно действующему законодательству.
А. Репин
Эксперт журнала
"Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных)
учреждений"
Подписано в печать
28.11.2017