Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Федеральный государственный пожарный надзор
(Павлова С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2021, N 6)
Информация о публикации
Павлова С. Федеральный государственный пожарный надзор // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2021. N 6. С. 31 - 37.
Статья: Федеральный государственный пожарный надзор
(Павлова С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2021, N 6)
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2021, N 6
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ регулируются нормами Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Статьей 6 данного Закона установлены общие правила проведения федерального пожарного надзора. Кроме того, пожарный надзор осуществляется в рамках реализации Федерального
закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), нормы которого будут применяться с 1 июля 2021 года, за исключением отдельных положений. В связи со вступлением в силу данного законодательного акта в настоящее время готовится
проект федерального закона, которым будут внесены изменения в
Закон N 69-ФЗ в части пожарного надзора и не только. О грядущих новшествах поговорим в этой статье.
Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор
Проектом федерального закона в
ст. 6 Закона N 69-ФЗ, в которой указаны органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, планируется установить следующее.
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется |
| | |
органами государственного пожарного надзора | | подразделениями федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями |
| | |
находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти | | в отношении контроля, осуществляемого на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии РФ |
| | |
| | координацию действий данных органов осуществляет заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору |
Действующая редакция
ст. 6 Закона N 69-ФЗ предусматривает, что органами государственного пожарного надзора являются:
- структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов РФ, либо органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках переданных им в соответствии со
ст. 16.1 Закона N 69-ФЗ полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора;
- территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Также
проектом федерального закона планируется включить в
ст. 6 следующую информацию:
- государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с Федеральным
законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным
законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима;
- перечень органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Предмет федерального государственного пожарного надзора
Действующая редакция
ст. 6 Закона N 69-ФЗ не определяет предмет федерального государственного пожарного надзора. Предмет надзора указан в
ст. 6.1 данного Закона.
Проектом закона планируется внести в нее положение, устанавливающее, что предметом федерального государственного пожарного надзора является:
- соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
- соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным
законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Применение
Закона N 248-ФЗ при организации
и проведении мероприятий по пожарному надзору
Проект содержит прямое указание на применение при осуществлении пожарного надзора норм
Закона 248-ФЗ. В частности, установлено, что органы федерального государственного пожарного надзора осуществляют профилактику пожаров в форме предотвращения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности в порядке, предусмотренном
Законом N 248-ФЗ. Также регулируются вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Кроме того, должностным лицам, уполномоченным
проектом закона на осуществление федерального государственного пожарного надзора органов и учреждений, наряду с правами, установленными
Законом N 248-ФЗ, предоставлено право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о разработке и реализации мер пожарной безопасности и выполнении требований законодательства о пожарной безопасности, введении (отмене) особого противопожарного режима на соответствующей территории.
Права должностных лиц органа исполнительной власти,
решающего задачи в области пожарной безопасности,
при рассмотрении сообщений по фактам пожаров
Статья 6.1 действующей редакции Закона N 69-ФЗ называется "Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора". В ней содержится информация:
- о предмете проверки, которая дополнительно указывается в ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки;
- о периодичности проведения плановых проверок;
- об основаниях для проведения внеплановой проверки;
- о том, что мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах проводятся должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), на основании плановых заданий.
Проектом закона
ст. 6.1 планируется назвать "Права должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, при рассмотрении сообщений по фактам пожаров" и в ней установить, что названные должностные лица при рассмотрении находящихся в производстве дел об административных правонарушениях по фактам пожаров, а также в связи с проверкой сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, связанных с пожарами, вправе:
- вызывать при осуществлении мероприятий по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, а также об административных правонарушениях, связанных с пожарами, в органы государственного пожарного надзора должностных лиц организаций и граждан, получать от указанных лиц необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
- требовать предъявления документов, удостоверяющих личность граждан, если имеются основания подозревать их в совершении преступления, связанного с пожаром, либо если имеется повод для возбуждения в отношении данных граждан дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности;
- запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от организаций, в том числе медицинских, граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления сведения, объяснения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, погибших и (или) поступивших в медицинские учреждения с ожогами и телесными повреждениями, полученными в результате происшествий, связанных с пожарами, за исключением случаев, если федеральным законом установлен специальный порядок получения такой информации;
- вызывать граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
- беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения посещать организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, связанных с пожарами;
- требовать от граждан (групп граждан) покинуть зону пожара, место происшествия, связанного с пожаром, если это необходимо для документирования обстоятельств происшествия, преступления, административного правонарушения, сохранения следов происшествия, преступления, административного правонарушения, а также в целях обеспечения безопасности граждан.
* * *
В завершение отметим, что
проектом закона планируется:
- исключить из
ст. 12 Закона N 69-ФЗ
норму, устанавливающую, что контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти;
- частично изменить формулировку
ст. 25 Закона N 69-ФЗ таким образом:
а) обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, будет проводиться по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам (в действующей редакции указано: и (или) пожарно-технического минимума);
б) порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, а также требования к содержанию указанных программ (в действующей редакции указано: мерам пожарной безопасности, а также требования к содержанию программ дополнительного профессионального образования (программ пожарно-технического минимума)), порядок их утверждения и согласования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
- изложить
ч. 4 ст. 25 Закона N 69-ФЗ в новой редакции:
дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством РФ об образовании. Категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Действующей редакцией этой части установлено, что в зависимости от вида реализуемой программы обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится непосредственно по месту работы и (или) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
С. Павлова
Эксперт журнала
"Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Подписано в печать
26.05.2021