Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Бухгалтерский и налоговый учет расходов на обеспечение пожарной безопасности в организации торговли
(Рождественская Е.С.)
("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2017, N 3)
Информация о публикации
Рождественская Е.С. Бухгалтерский и налоговый учет расходов на обеспечение пожарной безопасности в организации торговли // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. 2017. N 3. С. 70 - 79.
Статья: Бухгалтерский и налоговый учет расходов на обеспечение пожарной безопасности в организации торговли
(Рождественская Е.С.)
("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2017, N 3)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2017, N 3
БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ РАСХОДОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ
В соответствии с Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) организации торговли, как и любые другие предприятия, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В связи с этим в статье рассмотрен порядок учета затрат на перезарядку огнетушителей, а также обращено внимание на соблюдение правил противопожарной безопасности.
В настоящее время со стороны государства в отношении организаций торговли осуществляется достаточно жесткий контроль за соблюдением пожарной безопасности. Выполнение всех необходимых правил и норм требует не только материальных, но и трудовых затрат.
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ вся ответственность за пожарную безопасность возлагается на руководство организации (рис. 1).
Обязанности руководства организации торговли
по соблюдению пожарной безопасности
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Обязанности руководства организации торговли │
│ по соблюдению пожарной безопасности │
└┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────┬─┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│ │ Соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять │ │
├─>│ предписания, постановления и иные законные требования │ │
│ │ должностных лиц пожарной охраны │ │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
├─>│ Осуществлять противопожарное информирование, │ │
│ │ обучение своих сотрудников мерам пожарной безопасности │ │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
├─>│ Разрабатывать и выполнять все меры │ │
│ │ по обеспечению пожарной безопасности │ │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│ │ Содержать в рабочем состоянии системы и средства │ │
├─>│ противопожарной защиты, в том числе первичные средства тушения │ │
│ │ пожаров, а также не допускать их использования не по назначению│ │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│ │ Представлять по требованию должностных лиц государственного │ │
│ │ пожарного надзора сведения и документы о состоянии │ │
└─>│ пожарной безопасности в организации, в том числе │ │
│ о пожарной безопасности производимых ими товаров, а также │ │
│ о произошедших на их территориях пожарах и их последствиях │ │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах,│ │
│ неисправностях имеющихся систем и средств │<─┤
│ противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов│ │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров │<─┘
│ на территориях организаций необходимые силы и средства и др. │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 1
В
гл. 12 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) представлена классификация пожарной техники. В зависимости от назначения и области применения пожарная техника подразделяется на определенные типы (рис. 2).
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐ ┌────────┐
│ Первичные средства пожаротушения │<──┐ │ │
└──────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ │
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │
│ Мобильные средства пожаротушения │<──┤ │ │
└──────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ │
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │
│ Установки пожаротушения │<──┤ │ │
└──────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ │
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │
│ Средства пожарной автоматики │<──┤ │ │
└──────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ Типы │
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐ ├─┤пожарной│
│ Пожарное оборудование │<──┤ │ техники│
└──────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ │
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │
│Средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре│<──┤ │ │
└──────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ │
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │
│ Пожарный инструмент │<──┤ │ │
└──────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ │
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │
│ Пожарные сигнализация, связь и оповещение и др. │<──┘ │ │
└──────────────────────────────────────────────────────────┘ └────────┘
Рис. 2
Первичные средства пожаротушения используются работниками организаций торговли, личным составом подразделений пожарной охраны и другими лицами для борьбы с пожарами в соответствии со
ст. 43 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ. К ним относятся: переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь и покрывала для изоляции очага возгорания.
Установки пожаротушения представляют собой совокупность стационарных технических средств тушения пожара путем выпуска огнетушащего вещества (
ст. 43 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ). Они должны обеспечивать локализацию и ликвидацию пожара.
Средства пожарной автоматики предназначены (
ст. 43 и
46 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ) для автоматического обнаружения пожара, оповещения о нем людей и управления их эвакуацией, автоматического пожаротушения и включения исполнительных устройств систем противодымной защиты, управления инженерным и технологическим оборудованием зданий и объектов.
К средствам пожарной автоматики относятся: пожарные извещатели, приемно-контрольные приборы и приборы управления, технические устройства оповещения и управления эвакуацией, системы передачи извещений о пожаре и др.
Пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы являются пожарным оборудованием, которое в соответствии с
гл. 29 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений.
Пожарная сигнализация представляет собой совокупность технических средств, которые необходимы для целей обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения, исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также данных устройств противопожарной защиты.
С помощью пожарного извещателя формируется сигнал о пожаре. По средствам пожарного оповещателя люди получают сигнал о пожаре.
Пожарный приемно-контрольный прибор принимает сигналы от пожарных извещателей, контролирует целостность шлейфа пожарной сигнализации, световой индикации и звуковой сигнализации событий, а также формирует стартовый импульс запуска пожарного прибора управления.
Пожарный прибор управления передает сигналы управления автоматическим установкам пожаротушения и включает исполнительные установки систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре, а также передает сигналы управления другим устройствам пожарной защиты.
Технические средства оповещения и управления эвакуацией - совокупность технических устройств, предназначенных для оповещения людей о пожаре.
В соответствии с
п. 463 разд. XIX "Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения" Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их взаимодействие с огнетушащими веществами, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок. Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий (паспортов) на это оборудование. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте (в помещении) осуществляются в соответствии с
Приложениями 1 и
2 в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, предельной площади помещения, а также класса пожара.
Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды:
1) для пожаров класса A - порошок ABCE;
2) для пожаров классов B, C, E - порошок BCE или ABCE;
3) для пожаров класса D - порошок D.
В замкнутых помещениях объемом не более 50 куб. м для тушения пожаров вместо переносных огнетушителей (или дополнительно к ним) могут быть использованы огнетушители самосрабатывающие порошковые.
Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях оборудуются пожарные щиты. Требуемое их количество для зданий, сооружений, строений и территорий определяется в соответствии с
Приложением 5 к Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
Каждая организация должна иметь минимальный набор переносных или передвижных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, пожарных шкафов с набором необходимого оборудования и инструментов), используемых для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития. Осуществление расходов на первичные средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты является одним из мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 43 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным средствам пожаротушения относятся:
1) переносные и передвижные огнетушители;
2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;
3) пожарный инвентарь;
4) покрывала для изоляции очага возгорания.
При этом следует учитывать, что к пожарному инвентарю относятся: пожарные шкафы (навесные, приставные, встроенные); пожарные щиты; пожарные стенды; пожарные ведра; бочки для воды; ящики для песка; тумбы для размещения огнетушителей и др.
В соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты. Кроме того, согласно
п. 5.27 Норм пожарной безопасности "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97", утв. Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84, не допускается использовать на защищаемом объекте огнетушители и заряды к ним, не имеющие сертификата пожарной безопасности.
Расходы на обеспечение пожарной безопасности зданий, сооружений и помещений включают в затраты на приобретение огнетушителей; поддержание огнетушителей в исправном состоянии (перезарядку); установку и комплектацию необходимым инвентарем пожарных щитов; разработку, изготовление и установку планов эвакуации; приобретение и установку знаков пожарной безопасности; приобретение и установку (монтаж) систем противопожарной защиты, в т.ч. пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения, системы противодымной защиты; техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем противопожарной защиты; приобретение услуг пожарной охраны; обучение руководителя организации и работников, ответственных за пожарную безопасность, пожарно-техническому минимуму и др.
Приобретение первичных средств пожаротушения является важной составляющей противопожарных мероприятий в организациях торговли. К таким средствам относятся пожарные стенды, огнетушители, а также пожарный инвентарь.
Перед вводом огнетушителей в эксплуатацию они должны пройти первоначальную проверку согласно действующим нормам (Свод
правил "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации. СП 9.13130.2009", утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179 (далее - Свод правил, утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179)). В ходе первоначальной проверки все установленные на предприятии устройства должны подвергнуться следующим процедурам: визуальный осмотр на видимые повреждения, работоспособность предохранительных элементов, состояние верхнего защитного слоя краски, исправность манометра и т.д.; проверка наличия всех требуемых частей комплекта в соответствии с паспортом изделия; выбор места установки устройства. После первичной проверки на объект наносится идентификационный номер. В случае выявления неполадок оформляется служебная записка руководителю. Далее аппарат отправляется в специализированную организацию для проверки. Если прибор непригоден, то выдается акт, свидетельствующий об этом. В результате чего происходит списание огнетушителя.
Существует три вида плановых проверок огнетушителей на предприятии: ежеквартальная; ежегодная; полная. В результате ежеквартальной проверки происходит контроль места расположения всех огнетушителей вне зависимости от их технических характеристик, а также проводится визуальный контроль этих устройств. Помещения, в которых расположены огнетушители, должны быть оборудованы специальными указателями для быстрого нахождения устройства при пожаре и небольшой инструкцией, крепящейся над огнетушителями. При этом на аппарате не должно быть сколов, вмятин и т.д.
При плановом ежегодном контроле проводится проверка, способ которой зависит от конкретного огнетушащего вещества в баллоне: газовое огнетушащее вещество проверяют на утечку, происходит это методом взвешивания баллона. Результаты должны быть занесены в эксплуатационный паспорт каждого проверенного устройства. Если при взвешивании обнаруживается утечка газа 5% и более, то такие баллоны отправляют на замену или внеплановую перезарядку. Особое внимание при такой проверке уделяют установленным на огнетушителях фильтрам. Порошковые огнетушители проверяют выборочным методом. Из всех огнетушителей, находящихся на объекте, выбирают 3%, вскрывают баллоны и анализируют состояние активного вещества. В случае расхождения с требуемыми показателями хотя бы одного устройства на замену отправляют все огнетушители. Пенные огнетушители тестируются на наличие выпавшего осадка, для этого вскрывают баллон и берут соответствующую пробу. Она должна быть отрицательной, в противном случае раствор пенообразователя заменяют новым. Так проверяются все пенные огнетушители на объекте. Согласно нормам не реже одного раза в 5 лет на объекте проводится полная проверка, в результате которой все огнетушители должны быть очищены от огнетушащего вещества, высушены и подвергнуты тщательному визуальному осмотру.
Ежегодно организации торговли следует проверять условия хранения и работоспособность всех приборов. Для того чтобы в опасный момент огнетушитель не оказался бесполезным, каждые 5 лет его необходимо перезаряжать независимо от состояния, внешнего вида и первоначальной стоимости. В связи с этим у организации торговли должен быть журнал учета, который поможет проконтролировать проведение обязательных осмотров, своевременное устранение неполадок и списание инвентаря, а также предостеречь от штрафных санкций.
Приказом руководство назначает лицо, ответственное за осуществление контроля за средствами пожаротушения и ведение на них документации. Журнал предназначен для учета имеющихся средств пожаротушения и контроля за их техническим обслуживанием. В нем должны содержаться все сведения об огнетушителе, о проведенных проверках, обслуживании и перезарядке: марка и тип средства пожаротушения; марка огнетушащего вещества; полная масса огнетушителя; присвоенный порядковый номер; дата выпуска огнетушителя; дата первичной проверки огнетушителя; давление рабочей среды или масса баллончика с газом; место установки; фамилия, имя, отчество, должность ответственного за эксплуатацию и исправность средства пожаротушения; подпись ответственного за эксплуатацию огнетушителя; сведения об освидетельствовании огнетушителя и его перезарядке. Остальные сведения, такие как техническое состояние, исправность узлов, состояние передвижной части огнетушителя, сведения о периодических проверках, о проведенных ремонтах и другие данные, могут отражаться в эксплуатационном паспорте огнетушителя.
Все основные сведения об огнетушителе - марка, тип и название огнетушащего состава - имеются на этикетке огнетушителя или в заводском паспорте. Информация о дате выпуске указана в нижней части наклейки огнетушителя с указанием месяца и года, в паспорте и на контрольной пломбе роторного типа. Учет этих сведений важен для своевременного проведения перезарядки и освидетельствования корпусов огнетушителя. Срок перезарядки указывается в паспорте изделия.
Пример 1. Организация торговли ООО "Счастье" приобрела огнетушитель и ввела его в эксплуатацию 15.03.2017. Ответственным за осуществление контроля за средствами пожаротушения и ведения на них документации назначен директор С.С. Авилов. Образец эксплуатационного паспорта на огнетушитель представлен на рис. 3.
Образец эксплуатационного паспорта на огнетушитель
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ НА ОГНЕТУШИТЕЛЬ │
│ │
│ 004 │
│Номер, присвоенный огнетушителю --- │
│ 15.03.2017 │
│Дата введения огнетушителя в эксплуатацию ---------- │
│ Помещение N 1 │
│Место установки огнетушителя ------------- │
│ ОП-4(з) │
│Тип, марка огнетушителя ------- │
│ ООО "Ярпожинвест" │
│Завод-изготовитель огнетушителя ---------------- │
│ 198 │
│Заводской номер --- │
│ 12.01.2016 │
│Дата изготовления огнетушителя ---------- │
│ ABCE │
│Марка (концентрация) заряженного OTB ---- │
│ │
│┌────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────┬──────────────┐│
││ Дата и вид │ Результаты технического обслуживания огнетушителя │ Должность, ││
││проведенного├────────────┬────────────┬──────────┬────────────┬───────────┤ Ф.И.О., ││
││технического│ Внешний вид│Полная масса│ Давление │ Состояние │ Принятые │ подпись ││
││обслуживания│ и состояние│огнетушителя│ (при │ ходовой │ меры по │ответственного││
││ │ узлов │ │ наличии │ части │ устранению│ лица ││
││ │огнетушителя│ │манометра)│передвижного│ отмеченных│ ││
││ │ │ │ или масса│огнетушителя│недостатков│ ││
││ │ │ │ газового │ │ │ ││
││ │ │ │ баллона │ │ │ ││
│├────────────┼────────────┼────────────┼──────────┼────────────┼───────────┼──────────────┤│
││ 15.03.2017 │ норм. │ 5,4 │ 14 │ нет │ нет │ директор ООО ││
││ ввод в │ │ │ │ │ │ "Счастье" ││
││эксплуатацию│ │ │ │ │ │ Авилов С.С. ││
│├────────────┼────────────┼────────────┼──────────┼────────────┼───────────┼──────────────┤│
││ │ │ │ │ │ │ ││
│├────────────┼────────────┼────────────┼──────────┼────────────┼───────────┼──────────────┤│
││ │ │ │ │ │ │ ││
│└────────────┴────────────┴────────────┴──────────┴────────────┴───────────┴──────────────┘│
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 3
Утилизации подвергаются только неисправные приборы. Причин может быть несколько: внешнее повреждение (пробоины, царапины, несовместимые с дальнейшей работой) либо коррозия внутренних деталей, вызванная химическими реакциями внутреннего вещества.
Руководство организации торговли должно назначить специальную комиссию, которая осуществит повторный осмотр и составит акт об утилизации, что станет основанием для списания прибора.
Стоимость первичных средств пожаротушения в основном не превышает установленный предел для признания их основными средствами. В связи с этим их учет производится в составе материально-производственных запасов (
п. 5 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Основные средства", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01)). В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации торговли должен быть организован соответствующий контроль за их движением. При этом отдельного забалансового счета для учета таких малоценных активов
Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", не предусмотрено. Однако организация торговли может самостоятельно ввести его, например 013 "Активы со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью менее 100 000 руб.". При вводе первичных средств пожаротушения в эксплуатацию их стоимость включается в расходы по обычным видам деятельности (
пп. 5,
7,
8 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее - ПБУ 10/99)).
В налоговом учете малоценные первичные средства пожаротушения также не признаются амортизируемым имуществом (
ст. 256 НК РФ). Для целей налогообложения прибыли данные затраты являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (
ст. 264 НК РФ). Организация торговли может учесть затраты на приобретение малоценных первичных средств пожаротушения в составе материальных расходов (
ст. 254 НК РФ). В случае если отдельные затраты с равными основаниями относятся одновременно к нескольким группам расходов, то предприятие имеет право самостоятельно определить, к какой именно группе оно отнесет такие расходы (
ст. 252 НК РФ). Таким образом, организации торговли следует в учетной политике отразить порядок отнесения на расходы стоимость первичных средств пожаротушения для целей бухгалтерского и налогового учета.
Средства пожаротушения стоимостью более 100 000 руб. за единицу признаются в налоговом учете в составе амортизируемого имущества (
ст. 256 -
257 НК РФ). После введения в эксплуатацию их стоимость списывается на затраты через амортизационные отчисления (
ст. 259 НК РФ).
Пример 2. В апреле 2017 г. организация торговли ООО "Влада" приобрела у ООО "Безопасность" и установила пожарную сигнализацию, стоимость которой составила 50 000 руб. (в том числе НДС 18%). В связи с этим со специализированной организацией был также заключен договор на оказание соответствующих услуг по ее установке на сумму 4 000 руб. (в том числе НДС 18%).
В соответствии с учетной политикой ООО "Влада" амортизация начисляется линейным способом для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Срок полезного использования системы пожарной сигнализации - 40 месяцев.
В учете бухгалтер произвел следующие записи:
- отражена стоимость приобретения системы пожарной сигнализации (50 000 руб. - (50 000 руб. x 18%/118%)):
Дебет счета 07 "Оборудование к установке"
Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 42 373 руб.;
- отражен НДС со стоимости пожарной сигнализации (50 000 руб. x 18%/118%):
Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
Кредит счета 60 7 627 руб.;
- отражена передача оборудования в монтаж:
Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы"
Кредит счета 07 42 373 руб.;
- отражены расходы по установке системы пожарной сигнализации (4 000 руб. - (4 000 руб. x 18%/118%)):
Дебет счета 08
Кредит счета 60 3 390 руб.;
- отражен НДС со стоимости услуг по установке системы пожарной сигнализации (4 000 руб. x 18%/118%):
Дебет счета 19
Кредит счета 60 610 руб.;
- введена в эксплуатацию система пожарной безопасности (42 373 руб. - 3 390 руб.):
Дебет счета 01 "Основные средства"
Кредит счета 08 45 763 руб.;
- НДС принят к вычету (7 627 руб. + 610 руб.):
Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС",
Кредит счета 19 8 237 руб.;
- произведена оплата ООО "Безопасность" системы пожарной безопасности и услуг по ее установке (50 000 руб. + 4 000 руб.):
Дебет счета 60
Кредит счета 51 "Расчетные счета" 54 000 руб.;
- ежемесячно начисляется амортизация по системе пожарной безопасности ООО "Влада" (45 763 руб. / 40 мес.):
Дебет счета 44 "Расходы на продажу"
Кредит счета 02 "Амортизация основных средств" 1 144,075 руб.
Рассмотрим порядок отражения в учете организации торговли приобретения огнетушителей.
Пример 3. В марте 2017 г. организация торговли ООО "Ветерок" приобрела три огнетушителя по 4 500 руб. каждый (в том числе НДС - 18%). В этом же месяце огнетушители были установлены в торговых помещениях.
В учете бухгалтер произвел следующие записи:
- организацией торговли ООО "Ветерок" приобретены огнетушители (4 500 руб. x 3 шт.);
Дебет счета 10 "Материалы"
Кредит счета 60 13 500 руб.;
- отражен НДС со стоимости приобретенных огнетушителей (4 500 руб. x 18%/118%):
Дебет счета 19
Кредит счета 60 2 059,32 руб.;
- в состав расходов по обычным видам деятельности ООО "Ветерок" включена стоимость огнетушителей (13 500 руб. - 2 059,32 руб.):
Дебет счета 44
Кредит счета 10 11 440,68 руб.;
- НДС принят к вычету:
Дебет счета 68, субсчет "Расчеты по НДС",
Кредит счета 19 2 059,32 руб.;
- оплачены организацией торговли ООО "Ветерок" огнетушители:
Дебет счета 60
Кредит счета 51 13 500 руб.
В соответствии с
п. 4.3.1 Свода правил, утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179, огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны обеспечиваться техническим обслуживанием для поддержания их в постоянной готовности к использованию и надежной работы всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации.
Техническое обслуживание включает периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей. Перезарядка может быть плановой (проводится по результатам проверки параметров огнетушащих веществ или в срок, указанный изготовителем на огнетушителе) и внеплановой (возникает в результате использования огнетушителей при тушении пожара).
Периодические проверки необходимы для контроля состояния огнетушителей, места их установки и надежности крепления, возможности свободного подхода к ним, наличия, расположения и читаемости инструкции по работе с огнетушителями.
Техническое обслуживание огнетушителей должно проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и использованием необходимых инструментов и материалов лицом, назначенным приказом по предприятию или организации, прошедшим в установленном порядке проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам огнетушащего вещества, способным самостоятельно проводить необходимый объем работ по обслуживанию огнетушителей.
В соответствии со
ст. 264 НК РФ расходы на обслуживание средств пожарной безопасности налогоплательщика, в соответствии с законодательством РФ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии выполнения положений
ст. 252 НК РФ (т.е. они должны быть обоснованны и документально подтверждены, а также осуществлены (понесены) в рамках деятельности, направленной на получение доходов). Для целей бухгалтерского учета данные затраты являются расходами по обычным видам деятельности (
пп. 5,
7 ПБУ 10/99).
Пример 4. Организация торговли ООО "Долина" имеет 3 огнетушителя в помещениях для торговли. В целях соблюдения требований пожарной безопасности руководство организации обязано обеспечить наличие и исправность огнетушителей, а также их своевременную перезарядку. В связи с этим ООО "Долина" заключило договор с ООО "Пожарник" для осуществления соответствующих услуг. Стоимость работ по перезарядке огнетушителей, расположенных в здании (используемом в управленческих целях), произведенных силами специализированной организации, составляет 80 000 руб. (в том числе НДС 18%). В налоговом учете ООО "Долина" применяется метод начисления.
Затраты организации на обеспечение пожарной безопасности (в частности, стоимость работ по перезарядке огнетушителей), производимые в рамках осуществления обычной деятельности организации по приобретению и продаже товаров, признаются расходами по обычным видам деятельности в сумме, установленной договором со специализированной организацией (без учета НДС), на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.
В учете организации были произведены следующие записи:
- к расходам по обычным видам деятельности отнесены затраты на перезарядку огнетушителей:
Дебет счета 44
Кредит счета 60 67 796,61 руб.;
- отражен НДС, предъявленный ООО "Пожарник" (80 000 руб. x 18%/118%):
Дебет счета 19
Кредит счета 60 12 203, 39 руб.;
- принят к вычету НДС, предъявленный ООО "Пожарник":
Дебет счета 68, субсчет "Расчеты по НДС",
Кредит счета 19 12 203, 39 руб.;
- перечислены денежные средства от ООО "Долина" специализированной организации ООО "Пожарник":
Дебет счета 60
Кредит счета 51 80 000 руб.
Проведение противопожарного инструктажа в организациях торговли является обязательным для допуска сотрудника к работе. Его может провести сам руководитель или специально назначенный им специалист, прошедший соответствующее обучение (
ст. 31 Приказа МЧС России от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций").
Обучение пожарно-техническому минимуму необходимо для того, чтобы сотрудник, на которого возложена обязанность отвечать за пожарную безопасность на объекте, был осведомлен об основных способах предотвращения возгорания, знал, как действовать в случае пожара, чтобы в дальнейшем он мог помочь в процессе эвакуации людей и др. Оно проводится в течение месяца после приема на работу. Дальнейшее обучение проводится с периодичностью не реже одного раза в 3 года.
Расходы, понесенные организацией торговли на обучение сотрудников, признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности (
пп. 5,
7,
8 ПБУ 10/99). Для целей налогообложения затраты на обучение работников пожарно-техническому минимуму учитываются в результате расчета прибыли как расходы, связанные с обучением персонала (
подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ) или направленные на обеспечение пожарной безопасности (
п. 1 ст. 264 НК РФ). Порядок учета рассмотренных расходов следует закрепить в учетной политике.
Поскольку вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов (
п. 13 Приказа МЧС России от 12.12.2007 N 645), организации торговли необходимо приобрести соответствующие пособия, учет которых осуществляется в составе материально-производственных запасов. При передаче в эксплуатацию их стоимость будет формировать расходы по обычным видам деятельности (
пп. 5,
7,
8 ПБУ 10/99).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ). В соответствии со
ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
ст. 8.32,
11.16 КоАП РФ и
чч. 3 -
8 ст. 20.4 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - в размере от 6 000 до 15 000 руб., на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.
Е.С. Рождественская
К. э. н.,
доцент,
бухгалтер-аналитик
Подписано в печать
24.05.2017