Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 24.04.2013 по делу N 7-97/2013
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Судебные акты нижестоящих инстанций изменены.
Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 24.04.2013 по делу N 7-97/2013
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Судебные акты нижестоящих инстанций изменены.
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Дмитрошкин А.Н.
Дело N 7-97/2013
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров Андрей Иванович, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 24 апреля 2013 года жалобу защитника Зембаева А.И. - Я. на решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска УР от 04 марта 2013 года и постановление государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору от 21 декабря 2012 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1,
3,
4,
8 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору от 21.12.2012 г. директор Аптека З.А.И. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1,
3,
4,
8 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.Согласно постановлению установлена вина Зембаева А.И. в совершении указанных правонарушений при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам плановой выездной проверки противопожарного состояния территории и помещений Аптека расположенных по <адрес> установлено, что директор Аптека З.А.И..И. не обеспечил соблюдение требования пожарной безопасности, а именно:
В нарушение требований ст. 26, 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 г. N 123-Ф3 (далее ФЗ N 123); СП 12.13130.2009 не применяется классификация зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара (не обеспечено наличие на дверях помещений производственных и складских помещений категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 ФЗ N 123 - склад.
В нарушение требований ст. 151 ФЗ N 123; п. 2 Правил противопожарного режима в РФ (ППР в РФ) Инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР в РФ не разработана.
В нарушение требований ст. 151 ФЗ N 123; п. 3 ППР в РФ лица, допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определены.
В нарушение требований ст. 151 ФЗ N 123; п. 22 ППР в РФ не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.
В нарушение требований ст. 151 ФЗ N 123; п. 7.2.8, в) п. 7.11.1, п. 7.11.8 табл.2 СНиП 41-01-2003; НПБ 241; НПБ 88-2001 система вентиляции противопожарными клапанами воздуховодов в пределах противопожарных отсеков не оборудована. Предусмотреть отключение вышеуказанной системы при срабатывании автоматической пожарной сигнализации, не отделены - санузел.
В нарушение требований ч. 1 ст. 143, 151 ФЗ N 123; п. 42 ППР в РФ не выполнено стойким электрооборудование к возникновению и распространению горения. Допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (санузел, склад). Допускается пользование электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты (кабинет - микроволновая печь). Допускается использование временной электропроводки, а также удлинителей для питания электроприборов (торговый зал - удлинитель).
В нарушение требований ст. ст. 60, 151 ФЗ N 123; п. п. 4.1.32, 4.1.33, 4.1.1, 4.3.1, 4.2.7 СП 9.13130.2009; п. п. 480, 70, 465, 478, 475 ППР в РФ Помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с разделом XIX ППБ в РФ. Огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, не установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола или на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии. Огнетушители периодически не осматриваются, не проверяются. Руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями не по нормам согласно приложениям N 1 и 2. Учет проверки наличия и состояния огнетушителей не ведется в журнале по рекомендуемой форме. Не определено на объекте лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей. Огнетушители, установленные на объекте, не имеют порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской.
В нарушение требований ст. 151 ФЗ N 123; СНиП 41-01-03 п. 8.2; п. 117 ППР в РФ отсутствует система дымоудаления - склад.
В нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 89, ст. 151 ФЗ N 123; п. п.ЗЗ ППР в РФ; п. п. 4.2.5 СП 1.13130.2009; п. п. 6.16 СНиП 21-01-97* не обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы. Ширина эвакуационного выхода в свету менее 0.8 м (факт. 0,74 м) - основной эвакуационный выход из торгового зала в эвакуационный тамбур. Допускается загромождение эвакуационных путей, проходов оборудованием, различными материалами и предметами - коридор.
В нарушение требований ч. 1 ст. 88, ст. ФЗ N 123; п. 6.8.19 СП 2.13130.2009; п. п. 5.14*, 7.4СНиП 21-01-97*: п. 1.82 СНиП 2.08.02-89* части здания, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Предел огнестойкости дверей, перегородок (стены, сертифицированные двери, люки): склада не обеспечен. Не отделены: склад от коридора.
В нарушение требований ст. 151 ФЗ N 123; п. 63 ППР в РФ проведение регламентных работ в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) не организовано.
В нарушение требований ст. 151 ФЗ N 123; п. п. 13.3.6, 13.15.15 СП 5.13130.2009; п. 12.67 НПБ 88-2001 расстояние от проводов и кабелей пожарной автоматики до силовых и осветительных кабелей, а также расстояние от извещателей до электросветильников выполнено менее 0,5 м - коридор.
В нарушение требований ст. 151 ФЗ N 123; п. 64 ППР в РФ не обеспечено наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта.
В нарушение требований ст. 83, 151 ФЗ N 123; п. 12.52 НПБ 88-2001 приборы приемно-контрольные и приборы управления размещены таким образом, что высота от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры более 0,8-1,5 м - торговый зал (прибор приемно-контрольный пожарный).
В нарушение требований ст. 84, 151 ФЗ N 123; п. 4.4 СП 3.13130.2009; п. 3.17 НПБ 104-03 настенные звуковые и речевые оповещатели расположены таким образом, что расстояние от уровня пола до верхней части оповещателя менее 2,3 м и от потолка до верхней части оповещателя менее 150 мм - торговый зал.
В нарушение требований ст. 151 ФЗ N 123; п. 1.1.8 РД 009-01-96 не предусмотрено отключение системы кондиционирования воздуха при пожаре.
В нарушение требований ч.ч. 1, 2 ст. 84, ст. 151 ФЗ N 123; п. 4.5 ГОСТ Р 12.2.143-2009; п. 33 ППР в РФ не обеспечено оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре которое должно соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий, сооружений и строений планах эвакуации людей. Планы эвакуации не разработаны и не размещены в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009.
В нарушение требований пп. 3, 7 ч. 1 ст. 84, ст. 151 ФЗ N 123; ГОСТа Р 12.2.143-2009; ГОСТа Р 12.4.026-2001; НПБ 160-97; п. 33 ППР в РФ не обеспечено размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени. Не внедрены фотолюминесцентные эвакуационные системы - ФЭС (совокупность фотолюминесцентных элементов, предназначенная для обеспечения эвакуации людей в случае возникновения пожара).
В нарушение требований ст. 151 ФЗ N 123; п. 6.39* СНиПа 2.07.01-89*; п. 75 ППР в РФ расстояния от открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей до здания менее требуемого. Вблизи аптеки допускается стоянка автомобилей.
Нарушения, указанные в пунктах 1 - 5, квалифицированы по 4.1
ст. 20.4 КоАП РФ. Нарушения, указанные в пунктах6 - 7, квалифицированы по
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ. Нарушения, указанные в пунктах8 - 18, квалифицированы по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Нарушение, указанные в п. 19, квалифицированы по
ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ.
По результатам проверки 12.12.2012 года административным органом составлены протоколы об административных правонарушениях: N(ПБ), N (ПБ), N (ПБ), N (ПБ).
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена
ч. 1,
3,
4,
8 ст. 20.4 КоАП РФ, административным органом вынесено постановление N (ПБ) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому заявителю назначено наказание с учетом положений
ст. 20.4 КоАП РФ в виде 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. ИжевскаЗ.А.И. просит отменить вынесенное в отношении него постановление ввиду невиновности в совершении административных правонарушений.
Решением судьи районного суда жалоба Зембаева А.И. на постановление государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И. от 21 декабря 2012 года, оставлена без удовлетворения, а постановление, по существу, без изменения.При этом, из постановления исключены выводы о виновности Зембаева А.И. в совершении правонарушений, изложенных в пунктах1, 3, 7, 8, 10 и 19 (абз.3 стр. 14 Решения).
С решением не согласился защитник Зембаева А.И. - Я., которым подана жалоба, содержащая доводы о невиновности должностного лица в совершении административных правонарушений, и малозначительности, допущенных нарушений противопожарных требований.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав объяснения защитников Я. и А., а также должностного лица, вынесшего постановление И., прихожу к выводу, что постановление и решения подлежат изменению в связи со следующим.
Согласно материалов дела, указанные в протоколах об административных правонарушениях и постановлении по делу нарушения требований пожарной безопасности нарушения были установлены в ходе проведенной 12.12.2012 г. плановой выездной проверки противопожарного состояния территории и помещений ООО "Аптека Тазалык", расположенных по <адрес> По результатам проверки 12.12.2012 г. составлены протоколы об административном правонарушении N(ПБ); N(ПБ); N(ПБ); N(ПБ).
В соответствии со
ст. 37 и
38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности
(ст. 37).Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством
(ст. 38).
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 - 8 настоящей статьи, - в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в соответствии с
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ влечет административную ответственность должностных лиц в виде административного штрафа вразмере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
За нарушение требований пожарной безопасности, предъявляемые к обеспечению проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям в соответствии с
ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей.
Проверяя на основании
ст. 30.6,
30.9 КоАП РФ дело в полном объеме, не нахожу оснований не согласиться с мотивами исключения из вмененных директору Аптека З.А.И. нарушений, предусмотренных пунктами 1, 3, 7, 8, 10 и 19 постановления.
Вместе с тем, имею основания не согласиться с позицией должностного лица органов противопожарного надзора и судьей районного суда в наличии обстоятельств нарушений, предусмотренных следующими пунктами постановления.
Так, защитниками оспаривается факт отсутствия инструкции о мерах пожарной безопасности (пункт 2 постановления). В материалах дела такая инструкция имеется на л.д. 30. В протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу не указано каким-именно требованиям раздела XVIII ППР не соответствует Инструкция. В судебном заседании должностное лицо вынесшее постановление - государственный инспектор по пожарному надзору И. таких несоответствий также не указал. Формальное указание им на то, что в Инструкции прямо говорится, что она разработана сутратившими силу ППБ 01-03, не позволяет сделать однозначный вывод о противоречии содержания Инструкции действующим Правилам противопожарного режима в РФ.
Также защитники указывали, что нарушение, изложенное в пункте 9 постановления, отсутствует. В подтверждение своей позиции представили документы, подтверждающие установку входных групп в помещениях аптеки размерами, значительно более требуемых 0,8 м, и фотографии, позволяющие прийти к выводу о том, что непосредственная ширина дверного проема не менее требуемого размера. При этом, не могу оценить пояснениягосударственного инспектора по пожарному надзору И. о тем, что ширина эвакуационного выхода уменьшается на расстояние выступа дверной ручки, поскольку никакими данными эти сведения не подтверждаются, фототаблица, схема или иные материалы, обосновывающие данные выводы, в деле отсутствуют. Также отсутствуют сведения о расположении предметов, загромождающих эвакуационный путь, что не позволяет оценить наличие данного нарушения. Применяя принцип презумпции невиновности не имею возможности опровергнуть позицию защитников, а следовательно нарушение, изложенное в пункте 9 постановления также подлежит исключению.
Однако, несмотря на непризнание защитниками правонарушения, изложенного в пункте 11 постановления (защитники ссылались на заключение договора на обслуживание автоматической пожарной сигнализации), соглашаюсь с позицией должностного лица, назначившего З.А.И. наказание, о наличии данного нарушения, поскольку из представленного договора не следует, что такие работы будет выполнять контрагент по договору (в пункт 2.3 Договора указано на привлечение сторонних организаций, для которых данная деятельность является профилирующей). При этом, ни одного договора с организациями, имеющими лицензию на обслуживание автоматических охранных сигнализаций, на обслуживание такой системы в ООО "Аптека Тазалык" не представлено.
При этом, учитываю, что при рассмотрении настоящего дела защитники признали факты нарушений, изложенных в пунктах 4 - 6, 11 - 18 постановления. Кроме того, наличие данных нарушений подтверждается письменными материалами дела. Таким образом, квалификация деяния директора ООО "Аптека Тазалык" по
ч. 1,
3 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ соответствует обстоятельствам дела.
Вместе с тем, давая оценку квалификации Зембаева А.И. по
ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ, необходимо исходить из следующего.
Согласно п. 75 ППР руководитель организации обеспечивает исправное содержание дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожаро-спасательной техники.
В соответствии с п. 6.39* СНиП 2.07.01-89* расстояние от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, следует принимать не менее приведенных в табл.10*.
Пунктом 19 постановления З.А.И. вменяется то, что расстояние от открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения автомобилей до здания менее требуемого. Вблизи аптеки допускается стоянка автомобилей.
Между тем, как следует из материалов дела, в том числе представленной заявителем ксерокопии фотографии, выписки из дислокации дорожных знаков на участке ул. Нагорная от ул. Западная до пер.Можароваг. Ижевска, вблизи аптеки запрещена стоянка транспортных средств до ближайшего перекрестка, поскольку установлен дорожный знак 3.27 "Остановка запрещена".
Таким образом, у здания аптеки вообще не имеется открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей. Считаю, что запрет парковать автомобили на краю проезжей части муниципальной дороги лежит за пределами ответственности коммерческой организации. Нахождение автомобилей вблизи аптеки является нарушением
п. 12.1 и
п. 12.2 Правил дорожного движения владельцами данных автомобилей, а не нарушением требований пожарной безопасности аптекой.
Судьярайонного суда пришел к правильному выводу, что в данной части факт нарушения требований пожарной безопасности административным органом не доказан, пункт 19 постановления N(ПБ) от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.
Вместе с тем, сделав правильный вывод об отсутствии данного нарушения, судья не исключил квалификацию деяния Зембаева А.И. по
ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании данных обстоятельств, постановление и решение подлежат изменению, а производство по делу в части правонарушения, предусмотренного
ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ прекращению по
п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения.
Виновность директора Аптека - Зембаева А.И. в совершении административных правонарушений, предусмотренных
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ, материалами дела подтверждается.
Оснований для признания совершенного З.А.И. правонарушения малозначительным не усматриваю, поскольку правонарушение, при установленных обстоятельствах, несет значительную общественную опасность, может повлечь значительные потери материальных ценностей и жертвы среди людей.
При определении вида и меры наказания должностным лицом органов пожарного надзора нарушений требований законодательства не допущено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь
ст. 30.7 -
30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Ленинского районного суда Удмуртской Республики от 04 марта 2013 года и постановление государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1,
3,
4,
8 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора Аптека - З.А.И. изменить, исключив квалификацию по
ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении директора Аптека - Зембаева А.И., в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения, жалобу защитника удовлетворить частично.
Судья
Верховного Суда
УДМУРТСКОЙРЕСПУБЛИКИА.Б.