Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 17.06.2013 по делу N 7-155/2013
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Производство по делу прекращено.


Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 17.06.2013 по делу N 7-155/2013
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Производство по делу прекращено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Обухова М.А.
Дело N 7-155/2013
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров Андрей Ивановича,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 17 июня 2013 года жалобу М. на решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 07 мая 2013 года, которым жалоба М. на постановление государственного инспектора по пожарному надзору N от 27 сентября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении должностного лица М., оставлена без удовлетворения,
установил:
постановлением государственного инспектора по пожарному надзору С., должностное лицо - АУК УР "Государственный цирк Удмуртии" М. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что М. являясь руководителем (исполняющим обязанности) АУК УР "Государственный цирк Удмуртии" нарушил требования пожарной безопасности и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, М. подал жалобу в районный суд, в которой просил постановление должностного лица отменить.
Решением судьи районного суда постановление должностного лица в отношении М. оставлено без изменения.
На данное решение судьи Майрамукаевым Х.А. подана жалоба, в которой он просит состоявшиеся постановления по делу отменить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств.
Выслушав М., представителя административного органа С., изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя Главного государственного инспектора Удмуртской Республики по пожарному надзору N от 31 июля 2012 гола была проведена внеплановая выездная проверка АУК "Государственный цирк Удмуртии", расположенного по <адрес> о чем составлен акт.
В результате проверки были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно:
1. В нарушение п. 15 ППБ 01-03, п. 1.16 ВППБ 13-01-94; п. 2 абзацев "б", "в", "д", "е", "ж", "к" п. 461 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 в инструкции о мерах пожарной безопасности ПБ-2 не отражены следующие вопросы: мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования; орядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов; места курения, применения открытого огня; порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, в том числе использованного опила, разлитых материалов в дебаркадере; обязанности и действия работников при пожаре, в том числе: порядок аварийной остановки технологического оборудования; порядок отключения вентиляции и электрооборудования; правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики; порядок эвакуации людей, горючих веществ и материальных ценностей, в том числе животных; порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия.
2. В нарушение п. 462 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица, ответственные обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:
а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;
б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;
в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещенй здания;
д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процесс; производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушена пожара;
ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфически особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;
з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающем участие в тушении пожара;
и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах, хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
3. В нарушение п. 4 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте, не назначено.
4. В нарушение п. 2.1.1 ВППБ 13-01-94, п. 74, 77 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 во дворе организовано хранение опила.
5. В нарушение п. 7.1 СНиП 21-01-97*, п. 3.11 СНиП 2.01.02-85* над приямками окон подвала установлены козырьки, выполненные из горючего материала.
6. В нарушение п. 21 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 огнезащитное покрытие воздуховодов (вытяжной, противодымной вентиляции) здания нарушено (обваливается цементная стяжка), не восстановлено.
7. В нарушение п. 2.1.12 ВППБ 13-01-94 противопожарный занавес-ворота находятся в неисправном состоянии, а именно: в местах сопряжения не обеспечивают дымогазонепроницаемость.
8. В нарушение п. 4.3, п. 7.4 СНиП 21-01-97*, п. 2.1.6, п. 2.1.27 ВППБ 13-01-94 в нарушение проектного решения гримировочные помещения 2,3-го этажей административного комплекса (блок "В") эксплуатируются в качестве жилых комнат для артистов и одновременно гримуборных. Жилые комнаты общежития не обособлены от административных помещений блока противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости. Гримировочные помещения после окончания спектаклей не убираются и не закрываются.
9. В нарушение п. 7.4 СНиП 21-01-97* помещение склада сувениров блока "Г" не обособлено от смежных помещений противопожарными преградами.
10. В нарушение п. 345 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 в помещении дебаркадера установлен автопогрузчик. Помещение дебаркадера использовано в качестве гаража - для стоянки автомобиля и автопогрузчика (27.08.2012, 20.09.2012).
11. В нарушение п. 2.1.3 ВППБ 13-01-94, п. 108 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 драпировка в зрительном зале (новый занавес выхода на манеж) не обработан огнезащитным составом.
12. В нарушение п. 7.4, 5.14 СНиП 21-01-97*, п. 6.16 ВППБ 13-01-94 не организовано хранение сена в специальном складском помещении. Сено хранится в помещении выгрузки циркового оборудования из объема дебаркадера, не обособленном противопожарными преградами.
В гостинице:
13. В нарушение п. 2 приложения 1 СНиП 2.07.01-89* не выполнены компенсирующие мероприятия, предложенные протоколом заседания экспертного совета при УГПН ГУ МЧС РФ по УР N 6 от 08.09.2006 г. по согласованию отступления от требований п. 2 приложения 1 СНиП 2.07.01-89* по отсутствию доступа пожарных с автолестниц и автоподъемников в любое помещение гостиницы блока "А" комплекса цирка: у каждого открывающегося оконного проема с южной стороны здания блока "А" на отметках 34.000 и 37.000 индивидуальные средства спасения в виде веревочных лестниц и индивидуальные средства защиты органов дыхания не закреплены.
14. В нарушение п. 7.22 СНиП 21-01-97* осаждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) со стороны административного блока на 2,3,4 этаже противопожарными перегородками 1-ого типа не отделены.
15. В нарушение п. 7.8 СНиП 21-01-97*, п. 29 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 пространство между витражами и наружными стенами глухими дымогазонепроницаемыми диафрагмами из негорючего материала не разделено.
16. В нарушение п. 4.15, 4.16, 6.12 ВППБ 13-01-94, п. 44 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 в прожекторах и софитах в качестве светофильтров установлена горючая пленка взамен требуемых стекол.
17.В нарушение п. 6.13 ВППБ 13-01-94 электропровода и светильники, расположенные в помещениях для животных, ограждениями из проволочного каркаса не оборудованы.
18. В нарушение п. 42 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 в объеме лестничного марша перехода из блока "В" (со стороны кафе) в гостиницу эксплуатируется люминесцентный светильник со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника.
19. В нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 сети противопожарного водопровода находятся в неисправном состоянии и не обеспечивают требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.
20. В нарушение п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 о граничен доступ: торговым оборудованием к ПК-34,35 блока "Б"; мешками и инвентарем к пожарному крану, установленному в конюшне.
21. В нарушение п. 12 НПБ 110-03 сигнал о срабатывании систем пожарной автоматики на пульт Единой дежурно-диспетчерской службы - 01 г. Ижевска не выведен.
В демонстрационном комплексе (блок "Б").
22. В нарушение п. 6.18 СНиП 21-01-97* двери лестничных клеток амфитеатра не оборудованы уплотнениями в притворах.
23. В нарушение п. 2.1.6, 2.1.33 ВППБ 13-01-94, п. 36 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 на путях эвакуации блока "Б", "Г" установлены торговые лотки по продаже сувениров, буфеты, цирковое оборудование.
24. В нарушение таб. 4 СНиП 21-01-97*в процессе эксплуатации не обеспечен требуемый предел огнестойкости не менее R 60 мин металлических лестничных маршей, ведущих с балкона оркестра.
В административном комплексе (блок "В").
25. В нарушение п. 6.25 СНиП 21-01-97* отделка коридора, обеденного зала 3-ого этажа (кафе) выполнена из горючих материалов (стеновые панели из ДВП).
В общем фойе (блок "Г").
26. В нарушение п. 2.1.6, п. 2.1.33 ВППБ 13-01-94, п. 33, 36 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 в западной части фойе здания цирка на путях эвакуации зрителей установлены экраны, выполненные из горючего материала.
27. В нарушение п. 2.1.6, п. 2.1.33 ВППБ 13-01-94, п. 36 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ в тамбуре запасного эвакуационного выхода западной части здания непосредственно наружу (кафе) организовано хранение сгораемых материалов (обрудования, мебели).
28. В нарушение п. 2.1.33 ВППБ 13-01-94, п. 36 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ на путях эвакуации из блока "Г" непосредственно наружу (согласно плану эвакуации: запасной эвакуационный выход ул. Красноармейская) установлена мебель.
29. В нарушение п. 36 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ на путях эвакуации в общем коридоре подвального этажа блока "В" установлены стиральные машины.
30. В нарушение п. 36 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ на путях эвакуации в лестничной клетке 1-го этажа блока "В" оборудовано место для курения.
31. В нарушение п. 36 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ эвакуационный выход непосредственно наружу (во внутренний двор) со стороны предманежной загроможден контейнерами.
В гостинице.
32. В нарушение п. 8.10* СНиП 21-01-97* не выполнены мероприятия протокола заседания экспертного совета при УГПН ГУ МЧС России по УР N 1 от 3 марта по согласованию отступлений от требований п. 8.10* СНиП 21-01-97*, а именно: уменьшение требуемого предела огнестойкости дверей шахт лифтов для пожарных с EI60 до EI30 не выполнены: лифтовый холл не отсечен от коридора противопожарной дверью с пределом огнестойкости Е 30 в дымогазонепроницаемом исполнении и противопожарной преградой 1-го типа.
33. В нарушение п. 5.18* табл.4* СНиП 21-01-97* металлические несущие элементы лестничных клеток(косоуры) предел огнестойкости не менее R60 не имеют (техническая лестничная клетка AЛ-5).
34. В нарушение п. 6.35 СНиП 21-01-97* естественное освещение лестничной клетки H1 через оконные проемы не менее 1,2 кв. м не обеспечено (фактический размер окон составляет 54х54, фактическая площадь оконным проемов составляет 0,29 кв. м).
35. В нарушение п. 5.18* табл.4* СНиП 21-01-97* не обеспечена защита с пределом огнестойкости не менее 45 минут алюминиевого профиля перегородок, отделяющих внутреннюю лестницу (АЛ-5) от коридоров на каждом этаже. Основание: п. 5.18* табл.4 СНиП 21-01-97*
36. В нарушение п. 9.12 ВППБ 13-01-94, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ в помещение зала кафе 12-го этажа блока "А" (гостиница) система автоматического пожаротушения не соответствует проектной документации, при установке подвесного потолка закрыты системы автоматического пожаротушения (спринклеры).
37. В нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ отсутствует исполнительная документация на установки противопожарной защиты 12- го этажа блока "А".
38. В нарушение п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают людям, находящимся! внутри здания возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (06.04.2012).
39. В нарушение п. 4.3, п. 6.25* СНиП 21-01-97*; п. 1.85* СНиП 2.08.02-89* и в нарушение проектного решения отделка стен путей эвакуации, зала 12-го этажа гостиницы выполнена горючим материалом (виниловыми обоями).
39. В нарушение п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ двери второго эвакуационного выхода 4-го этажа административной части блока "А" не обеспечивают людям, находящимся внутри здания возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
Согласно материалам административного дела, на момент проведения проверки, М., на основании приказа Министерства культуры, печати и информации УР с 21 сентября по 02 октября 2012 года, являлся исполняющим обязанности директора АУК "Государственный цирк Удмуртии".
По результатам указанной проверки были составлены протоколы об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ.
27 сентября 2012 года государственный инспектор Удмуртской Республики по пожарному надзору С., рассмотрев указанные протоколы об административном правонарушении, вынесла постановление, которым признала М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 КоАП РФ и назначила административный штраф в размере 15 000 рублей.
Не ограничиваясь доводами жалобы, на основании ст. 30.6 КоАП РФ, судья районного суда проанализировал все обстоятельства совершенного правонарушения, имеющиеся по делу доказательства в полном объеме, дал им соответствующую правовую оценку и на основе этого обоснованно сделал вывод о том, что в действиях заявителя наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 КоАП РФ.
Статьей 20.4 КоАП РФ установлена различная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Частью 3 этой же статьи предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Частью 8 указанной статьи предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В силу положений статьи 37 Федерального Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, лица, в частности, руководители организаций.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Понятие должностного лица содержится в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которому применительно к нормам КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Из материалов дела усматривается, что на момент проведения проверки М. исполнял обязанности директора АУК "Государственный цирк Удмуртской Республики", то есть был наделен, в соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ, организационно - распорядительными и административно - хозяйственными функциями по проведению мероприятий по поддержания противопожарной безопасности.
Таким образом, на период осуществления исполнительных функций директора М. имел право распоряжаться финансовыми средствами, направленными на соблюдение требований правил и норм пожарной безопасности, и обязан был выполнять требования действующего законодательства.
С учетом установленных обстоятельств районный судья обоснованно пришел к выводу, что М., в силу занимаемого положения являлся должностным лицом и, соответственно, являлся субъектом административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, судья правильно сделан вывод о том, что в деянии Майрамукаевым Х.А. усматриваются признаки состава административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, М. исполнял обязанности директора АУК "Государственный цирк Удмуртской Республики" в период с 21 сентября по 2 октября 2012 года. Правонарушения, совершение которых вменено М., выявлены 25 сентября 2012 года.
Таким образом, к моменту выявления правонарушений, М. исполнял обязанности директора АУК "Государственный цирк Удмуртской Республики" непродолжительный период времени - менее 5 дней, при этом 22 и 23 сентября являлись выходными днями (субботой и воскресеньем).
Учитывая данные обстоятельства, а также характер и объем нарушений, совершение которых вменено М., прихожу к выводу об отсутствии реальной возможности М. устранить весь объем нарушений, а соответственно об отсутствии его вины в совершении правонарушений.
Указанным обстоятельствам должностным лицом, рассматривавшим дело и судьей районного суда не дана оценка, что повлекло существенное нарушение процессуальных требований не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 7 мая 2013 года и постановление государственного инспектора по пожарному надзору N 07/82, 07/83, 07/84, 07/85 от 27 сентября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица М. отменить, производство по делу прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - отсутствие состава административного правонарушения.
Судья
Верховного Суда
УДМУРТСКОЙРЕСПУБЛИКИА.Б.