Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 14.11.2012 по делу N 7-358/2012
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Производство по делу прекращено.
Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 14.11.2012 по делу N 7-358/2012
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Производство по делу прекращено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2012 г. по делу N 7-358/2012
Судья Машкина Н.Ф.
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Наталья Николаевна,
при секретаре Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 14 ноября 2012 года жалобу Е. на решение судьи Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 25 сентября 2012 года, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора г. Глазова, Глазовского, Юкаменского и Ярского районов о назначении административного наказания по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) директору общества с ограниченной ответственностью "Свет" Е.,
установил:
постановлением N 197/17 (ПБ) государственного инспектора г. Глазова, Глазовского, Юкаменского и Ярского районов по пожарному надзору Н.А.А. от 07 августа 2012 года директор ООО "Свет" Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа <данные изъяты>.
Не согласившись с состоявшимся по делу об административном правонарушении постановлением, Е. подал жалобу в Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
Судьей постановлено вышеуказанное решение.
В жалобе в Верховный Суд Удмуртской Республики Е. просит отменить решение районного суда и постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить. В качестве оснований для отмены указывает на то, что собственники жилых домов N 5 по ул. Кирова и N 10 по ул. Торфяной в соответствии со
статьей 46,
пунктом 8.2 статьи 162 ЖК РФ в одностороннем порядке отказались от услуг, предоставляемых ООО "Свет", по содержанию и текущему ремонту жилья, обязались самостоятельно содержать и осуществлять текущий ремонт жилья, тем сам отказались от исполнения договора. В связи с этим общество прекратило начисление платы за содержание и ремонт. Таким образом, Е. считал, что ответственность за соблюдение мер пожарной безопасности перешла на собственников жилых помещений.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 19 апреля 2012 года государственным инспектором г. Глазова, Глазовского, Юкаменского и Ярского районов по пожарному надзору Н.А.А. проведена плановая выездная проверка противопожарного состояния многоквартирных домов N 5 по ул. Кирова и N 10 по ул. Торфяная, с. Дзякова, Глазовского района.
Плановая проверка проведена во исполнение распоряжения N 40 от 21 марта 2012 года Управления надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской о проведении плановой выездной проверки.
По результатам проверки должностным лицом составлен акт проверки N 40 от 02 мая 2012 года и протокол об административном правонарушении, из которых усматривается, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение п. 60 ППБ 01-03 не проведена ревизия осветительных сетей многоквартирных жилых домов. Не произведена замена непригодной для эксплуатации электрической сети с истекшим сроком эксплуатации;
- в нарушение п. 60 ППБ 01-03 на светильниках в квартирах и подъездах многоквартирных жилых домов отсутствуют колпаки, предусмотренными конструкциями светильников;
- в нарушение п. 65 - 67 ППБ 01-03
раздела 6.6 СНиП 41-01-2003
Постановление Правительства РФ N 1225 от 30 декабря 2011 года "О лицензировании деятельности монтажу, техническому обслуживанию ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" не произведен ремонт и проверка исправности отопительных печей муниципальных жилых домов с печным отоплением, расположенных на территории сельских муниципальных образований Глазовского района с выполнением работ организаций, имеющей лицензию на данный вид деятельности. Акты проверок не предоставлены;
- в нарушение п. 3 ППБ 01-03,
п. п. 6.6.13 СНиП 41-01-2003 допускается использование печных дымоходов из металлических конструкций;
- в нарушение п. 3 ППБ 01-03,
п. п. 6.6.16 СНиП 41-01-2003 не выполнена необходимая разделка печного дымохода при прохождении через межэтажные перекрытия, обрешетку здания;
- в нарушение п. 74 ППБ 01-03 на чердаках домов дымовые трубы и стены, в которых проходят дымовые каналы, не побелены.
По результатам проверки в отношении директора ООО "Свет" Е. за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено постановление N 197/17 (ПБ) от 07 августа 2012 года о назначении административного наказания в виде административного штрафа <данные изъяты>.
При рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобе Е. на постановление государственного инспектора г. Глазова, Глазовского Глазовского, Юкаменского и Ярского районов по пожарному надзору от 07 августа 2012 года судьей районного суда были исследованы: протокол об административном правонарушении, договор управления многоквартирным домом, заключенного между ТСЖ "Дзякинское" и ООО "Свет", исходя из оценки которых пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица - директора ООО "Свет" Е. состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Однако постановление государственного инспектора г. Глазова, Глазовского Глазовского, Юкаменского и Ярского районов по пожарному надзору от 07 августа 2012 года и решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 25 сентября 2012 года не могут быть признаны законными и обоснованными по следующим обстоятельствам.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статья 37 данного закона обязывает руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (
статья 38 указанного Закона).
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, установлены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03) содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Положениями
п. 10 ППБ 01-03 предусматривается, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в жилых многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>, на момент проведения административным органом проверочных мероприятий имели место нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в акте проверки N 40 от 02.05.2012 и протоколе об административном правонарушении N 100/17 (ПБ) от 12.05.2012.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, является установленным и доказанным административным органом.
Как следует из материалов дела, между ООО "Свет" и ТСЖ "Дзякинское" 14 ноября 2008 года заключен договор управления, согласно которому управляющая компания взяла на себя обязательство по управлению, содержанию и ремонту жилых домов <адрес> Однако, из материалов дела усматривается, что на основании решений общих собраний жильцов спорных жилых домов от 31 мая 2010 года и заявлений собственников, собственники помещений отказались от услуг, предоставляемых ООО "Свет" по содержанию и текущему ремонту жилья и обязались самостоятельно осуществлять текущий ремонт.
На основании данных обстоятельств, ООО "Свет" прекратило начисление платы за указанные услуги, что подтверждается счетами-квитанциями за 2011-2012 годы, выставленными управляющей компанией ООО "Свет", из которых следует, что управляющая компания производит начисление только за наем, за вывоз ТБО и за холодную воду.
Следовательно, собственники жилых помещений должны были принять все меры для соблюдения требований пожарной безопасности, в том числе осуществить работы по приведению помещений многоквартирных домов в соответствие с действующим законодательством.
Тем не менее, при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом и судьей Глазовского районного суда Удмуртской Республики не были исследованы вышеуказанные обстоятельства, вместе с тем они имеют существенное значение для правильного определения субъекта ответственности и состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно 2.4
КоАП РФ Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
С учетом изложенного, должностное лицо - директор ООО "Свет" Е. не является лицом, ответственным за соблюдение норм пожарной безопасности, и, как следствие, надлежащим субъектом административной ответственности по вменяемому правонарушению.
Таким образом, в действиях Е. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Основания для привлечения Е. к административной ответственности у административного органа отсутствовали.
Основываясь на вышеизложенном, решение судьи решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 25 сентября 2012 года и постановление государственного инспектора г. Глазова, Глазовского Глазовского, Юкаменского и Ярского районов по пожарному надзору от 07 августа 2012 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Е. по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ прекращению на основании
пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения.
решил:
постановление государственного инспектора г. Глазова, Глазовского Глазовского, Юкаменского и Ярского районов по пожарному надзору от 07 августа 2012 года и решение судьи Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 25 сентября 2012 года, вынесенные в отношении Е. по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ - отменить, производство по данному делу прекратить на основании
пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно, обжалованию и опротестованию в порядке, предусмотренном
ст. 30.9 -
30.10 КоАП РФ, не подлежит.
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Н.Н.
Копия верна:
Судья
Н.Н.СЕНТЯКОВА