Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 21.10.2013 по делу N 12-432/2013
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 21.10.2013 по делу N 12-432/2013
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. по делу N 33А-12/432/2013
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Кайгулова З.Ф.,
при секретаре А.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Государственного унитарного предприятия Ипподром "Акбузат" Республики Башкортостан имени Т.Т. Кусимова Гизатуллина Р.Р. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 августа 2013 года, которым:
Государственное унитарное предприятие Ипподром "Акбузат" Республики Башкортостан имени Т.Т. Кусимова признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде приостановления деятельности по эксплуатации нежилых помещений - главных трибун, манежа, хозблока (литеры А,Б,В), общей площадью... кв. м, расположенных по адресу: адрес, сроком на... суток,
установила:
дата государственным инспектором Республики Башкортостан по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РБ К. в отношении Государственного унитарного предприятия Ипподром "Акбузат" Республики Башкортостан имени Т.Т. Кусимова (далее - ГУП Ипподром "Акбузат") составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому в ходе внеплановой проверки в помещениях и зданиях ГУП Ипподром "Акбузат" по адресу: адрес были повторно выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Судьей принято приведенное выше постановление.
Не соглашаясь с судебным постановлением, законный представитель ГУП Ипподром "Акбузат" - генеральный директор Гизатуллин Р.Р. подал на него жалобу, в которой просит судебный акт изменить в части назначения административного наказания в виде административного штрафа, указывая, что возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предприятие привлечено к административной ответственности, отсутствовала; реконструкция комплекса ипподрома была проведена и объект введен в эксплуатацию в 2007 г. в соответствии с действующими на тот момент правилами и нормами противопожарной безопасности; принятыми в 2008 г. правилами и нормами были установлены более высокие требования пожарной безопасности, требования
ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" судом не учтены; заказчиком строительства объекта являлось Казенное предприятие РБ "...", которое и должно нести ответственность за указанные в постановлении нарушения; объекты ипподромного комплекса были переданы в хозяйственное ведение ГУП Ипподром "Акбузат" 17 августа 2012 г., государственная регистрация права хозяйственного ведения проведена в июне 2013 г.; перечисленные в постановлении нарушения произошли вследствие проектных, строительных и монтажных недоделок, для устранения которых необходимо внести изменения в проектную документацию, провести согласование с собственником и выделить финансовые средства, которые в бюджете предприятия отсутствуют; в адрес КП РБ "...", в проектную организацию ЗАО ПИ "...", заказчикам, монтажной организации неоднократно направлялись письма с требованиями об устранении недоделок; приостановление деятельности предприятия повлечет негативные последствия для ГУП Ипподром "Акбузат".
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав законного представителя ГУП Ипподром "Акбузат" Гизатуллина Р.Р., защитников Гизатуллина Р.Н., Исламова Х.Ф., Батталова Р.Р., поддержавших доводы жалобы, возражения должностного лица УНД ГУ МЧС России по РБ М., нахожу постановление судьи подлежащим оставлению без изменения.
Частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 или
4 той же статьи.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения N... от дата главного государственного инспектора Республики Башкортостан по пожарному надзору дата была проведена проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности ГУП Ипподром "Акбузат" в комплексе используемых юридическим лицом зданий и помещений по адресу: адрес.
В ходе проверки в комплексе зданий и помещений ГУП Ипподром "Акбузат" по вышеуказанному адресу выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
1. Точечные пожарные извещатели установлены не на несущих конструкциях (
п. 12.18* НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
2. В здании ипподрома "Акбузат" допущено устройство центральных лестничных клеток (4 шт.) без естественного освещения, при этом они не являются типа Н2 или Н3 (
п. 6.35 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
3. Запотолочное пространство (более 0,4 м) не защищено пожарными извещателями (
п. 12.20 НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
4. В помещении обслуживающего персонала отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и автоматическая установка пожаротушения (далее АПС и АУПТ) (
п. 4 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией"
таблица 1* НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
5. Прибор приемно-контрольный расположен в помещении фойе, без круглосуточного пребывания дежурного персонала (
п. 12.55 НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
6. Прибор приемно-контрольный расположен в помещении фойе, данное помещение не оборудовано АПС (утв.
п. 4,
п. 14 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией");
7. Расстояние между приборами приемно-контрольными составляет менее 50 мм (
п. 12.51 НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
8. Расстояние от спинки до спинки между рядами кресел составляет менее 0,9 м (0,59 м) (
п. 5.29 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения");
9. Участок помещений перед выходом в фойе не оборудован системами АПС и АУПТ (
п. 4 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией");
таблица 1* НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
10. В помещении "..." расстояние от точечных дымовых пожарных извещателей до вентиляционных отверстий и системы кондиционирования составляет менее 1 м (
п. 12.19 НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
11. В помещениях Ложи А и Ложи А3 расстояние от точечных дымовых пожарных извещателей до стены составляет более 4,5 м (
п. 12.28 табл. 5 НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
12. В помещении конференц-зала расстояние от точечного дымового извещателя до вентиляционного отверстия и систем кондиционирования составляет менее 1 м (
п. 12.19 НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
13. Второй эвакуационный выход с конференц-зала закрыт на ключ и ведет в помещения ООО "..." (п. 35 Правила противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390);
14. Чердачное помещение не оборудовано системами АПС и СОУЭ (
п. 4,
п. 14 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией");
15. В здании манежа помещения двух спортивных залов не оборудовано СОУЭ (
п. 5.1,
табл. 2 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях");
16. Над дверьми эвакуационных выходов из коридора помещений Каратэ отсутствует световой оповещатель "Выход" (
п. 3.11 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях");
17. Помещение магазина "..." оборудовано одним точечным дымовым пожарным извещателем (
п. 12.16 НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
18. Помещение манежа не оборудовано АПС (
п. 4,
п. 14 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией");
19. В кабинете бухгалтерии точечный дымовой пожарный извещатель установлен на расстоянии менее 1 м от вентиляционного отверстия (
п. 12.19 НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
20. В помещениях тира пространство за подвесным потолком не оборудовано АПС (составляет 0,8 м) (
п. 12.19 НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
21. Над дверью эвакуационного выхода с лестничной клетки отсутствует световой оповещатель "Выход" (
п. 3.11 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях");
22. В помещении поста охраны манежа приборы приемно-контрольные марки "Сигнал-20" и "С-2000" установлены на расстоянии 176 см и 182 см от уровня пола до органов управления приборами (
п. 12.52 НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
23. Помещение поста охраны манежа приборы приемно-контрольные установлены на расстоянии менее 50 мм друг от друга (
п. 12.51 НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
24. Высота горизонтальных путей эвакуации в лестничной клетке, ведущей в помещения пятиборья, менее 2 м (1,9 м) (
п. 6.27 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
25. С зала фехтования второй эвакуационный выход закрыт на ключ (
п. 35 Правила противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390);
26. Ступени лестничной клетки различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки (п. 6.28* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
27. На пути эвакуации в люках, ведущих из помещения манежа, допущено устройство ступеней (
п. 5.7 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения");
28. В здании хозблока в помещениях автомобильных боксов установлены дымовые пожарные извещатели (
прил. 12 НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
29. В помещении столярной мастерской здания хозблока установлены дымовые пожарные извещатели (
прил. 12 НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования");
30. Система приточно-вытяжной противодымной вентиляции здания находится в неисправном состоянии (
п. 61 Правила противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390");
31. Отсутствует дымоудаление из объема атриума и помещения с атриумом, а также отсечением атриумного пространства дренчерными завесами в две линии (п. 7.14, п. 13.2.1 СТУ);
32. Отсутствует дымоудаление из вестибюля и ресторана главной трибуны (п. 7.25 СТУ);
33. В здание главной трибуны и в здание манежа насосная станция пожаротушения находится в не рабочем состоянии (
п. 61 Правила противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390);
34. В кабинете N 3 светильники предусмотрены без степени защиты IP23 (
пп. "в" 42 Правила противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390);
35. Пожарные шкафы не укомплектованы двумя огнетушителями (п. 12.7 СТУ);
36. Отсутствует автоматическая передача сигнала о пожаре по радиоканалу (или по прямой телефонной линии, или по оптико-волоконной линии) в пожарную часть (п. 16.6 СТУ).
Вывод судьи о совершении юридическим лицом ГУП Ипподром "Акбузат" выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных
Правилами и нормами пожарной безопасности, основан на анализе имеющихся в материалах дела доказательствах, проверенных судом.
Вменяемые юридическому лицу нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные
Правилами и нормами пожарной безопасности, зафиксированы в акте проверки от 05 июля 2013 г. и в протоколе об административном правонарушении от 05 июля 2013 г.
Нарушений положений Федерального
закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)" из материалов дела не усматривается.
Проверка в отношении ГУП Ипподром "Акбузат" являлась внеплановой, проведенной с целью проверки выполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29 декабря 2012 г. N 1086/1/931. О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо было уведомлено 11 июня 2013 года (л.д. 3), фактически проверка начата 20 июня 2013 г. в 15.00 часов, что свидетельствует о выполнении должностными лицами надзорного органа требований
п. 16 ст. 10 Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Ранее постановлениями заместителя государственного инспектора Республики Башкортостан по пожарному надзору от дата NN... и 2266 ГУП Ипподром "Акбузат" уже было привлечено к административной ответственности по
ч. 3 и
4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно за совершение указанных в протоколе об административном правонарушении от дата нарушений.
В соответствии с
п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Привлечение к административной ответственности прекращает правонарушение (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года).
Таким образом, выявленные вновь в ходе проверки 20 июня 2013 г. нарушения требований пожарной безопасности совершены ГУП Ипподром "Акбузат" повторно.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Возможность для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности в установленный предписанием срок и соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ГУП Ипподром "Акбузат" имелась, поскольку на основании показаний защитников и директора ГУП Ипподром "Акбузат" установлено, что большинство серьезных нарушений в настоящее время устранено, остались мелкие работы.
Доводы жалобы о том, что ГУП Ипподром "Акбузат" не является субъектом административного правонарушения, несостоятельны, поскольку на основании
абз. 5 ч. 1 ст. 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Здания и помещения, в которых выявлены нарушения требований пожарной безопасности, находятся в хозяйственном ведении ГУП Ипподром "Акбузат", следовательно, предприятие несет ответственность за соблюдение противопожарных норм и правил.
Согласно
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования.
Как следует из материалов дела, подавляющая масса выявленных нарушений пожарной безопасности составляет нарушение требований Строительными нормами и правилами 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", положениями "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.
НПБ 88-2001", "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией"
(НПБ 110-03)", "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях"
(НПБ 104-03)", которые действовали и до вступления в силу вышеназванного Федерального
закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ.
Кроме того, на положения указанного
Закона, устанавливающего требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации,
часть 4 статьи 4 Закона не распространяется.
Доводы жалобы о принятии мер для получения финансирования в целях приведения зданий предприятия в соответствие с требованиями пожарной безопасности, об устранении в настоящее время ряда нарушений не влияют на событие административного правонарушения и его квалификацию, в связи с чем основанием для освобождения от административной ответственности не являются.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях юридического лица вины в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований не согласиться с обоснованностью вмененных юридическому лицу и указанных в постановлении судьи нарушений требований пожарной безопасности не имеется. Действия ГУП Ипподром "Акбузат" были верно квалифицированы судьей по
части 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Юридическая оценка его действиям дана правильная.
Постановление о привлечении ГУП Ипподром "Акбузат" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного
частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено с учетом требований
ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со
ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Назначенное ГУП Ипподром "Акбузат" наказание в виде приостановления деятельности соответствует характеру совершенного правонарушения, объектом которого является общественная безопасность. Основной целью административного наказания является пресечение административного правонарушения, подвергающего опасности жизнь и здоровье людей.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, в том числе по иным доводам жалобы, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь
п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия Ипподром "Акбузат" Республики Башкортостан имени Т.Т. Кусимова оставить без изменения, жалобу директора Гизатуллина Р.Р. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья
Верховного Суда Республики Башкортостан
З.Ф.КАЙГУЛОВА
Справка: судья Нурисламова Р.Р.