Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.07.2022 по делу N 7-307/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.07.2022 по делу N 7-307/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
РЕШЕНИЕ
от 29 июля 2022 г. по делу N 7-307/2022
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотина Е.Г., рассмотрев в судебном заседании жалобу Администрации Пуровского района на решение судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 марта 2022 года, вынесенное в отношении Администрации Пуровского района, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по МО Пуровский район Управления НД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО главного государственного инспектора Пуровского района по пожарному надзору И. от 2 февраля 2022 года N 1 Администрация Пуровского района привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей
Решением судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 марта 2022 постановление по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Пуровского района оставлено без изменения.
Не соглашаясь с указанным решением судьи, постановлением должностного лица представитель Администрации Пуровского района А. обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой, в которой просит их отменить, считая состоявшиеся по делу решения незаконными. Полагает, что Администрация Пуровского района не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения. Помимо этого ходатайствует о восстановлении срока обжалования по делу об административном правонарушении.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте его рассмотрения, в судебное заседание не явились, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Как видно из дела, решение судьи Пуровского районного суда ЯНАО от 30 марта 2022 года получено представителем Администрации Пуровского района в тот же день (л.д. 90). С жалобой на данное решение представитель Администрации Пуровского района первоначально обратился в суд 7 апреля 2022 года, то есть в предусмотренный законом срок (л.д. 119 - 129), которая определением судьи суда округа от 26 апреля 2022 года была возвращена заявителю ввиду того, что в доверенности представителя, подписавшего жалобу, не было оговорено полномочие на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (л.д. 116 - 117). Получив указанное определение 2 июня 2022 года, представитель Администрации Пуровского района, устранив приведенные недостатки, повторно по состоянию на 9 июня 2022 года направил в суд округа жалобу на состоявшееся по делу решение с ходатайством о восстановлении срока его обжалования (л.д. 130 - 132, 140 - 151).
При таком положении срок обжалования по делу об административном правонарушении подлежит восстановлению.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту Федеральный закон N 69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности (ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения; к наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Согласно п. 75 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, Органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной отделом надзорной деятельности и профилактической работы по МО Пуровский район Управления НД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО с 17 по 28 января 2022 года с целью контроля за исполнением предписания ГПН N 83/1/1 от 24 сентября 2021 года со сроком исполнения до 31 декабря 2021 года, выявлено, что Администрация Пуровского района, являясь юридическим лицом, на основании Устава 2020 года, на котором в соответствии со ст. ст. 19, 38 Федерального закона N 69-ФЗ лежала ответственность по соблюдению требований пожарной безопасности в границах сельского населенного пункта с. Самбург муниципального округа Пуровский район, допустила нарушение требований пожарной безопасности при реализации полномочий органом местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельского населенного пункта с. Самбург муниципального округа Пуровский район, а именно:
- в нарушение ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 10.10. СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225, водоем ПВ N 2 (ул. Речная), из которого производится забор воды для целей пожаротушения, не имеет подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Таким образом, по результатам данной проверки был установлен факт, свидетельствующий о нарушениях требований пожарной безопасности, предусматривающих административную ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом обстоятельства совершения Администрацией Пуровского района вмененного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28 января 2022 года N 1, актом проверки N 1 от 28 января 2022 года, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 этого Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом контролирующего органа и судом первой инстанции фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В тоже время выводы суда первой инстанции сомнений не вызывают.
Доводы поданной в суд округа жалобы о том, что Администрация Пуровского района является ненадлежащим субъектом вмененного правонарушения направлены на прекращение производства по данному делу об административном правонарушении в отсутствие для этого правовых и фактических оснований при установленности и доказанности тех обстоятельств, что у Администрации Пуровского района имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 этого Кодекса).
В преамбуле Устава муниципального образования с. Самбург, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования с. Самбург от 23 декабря 2005 года N 8 указано, что Законом ЯНАО от 20 декабря 2004 года N 113-ЗАО "О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципальных образований Пуровского района", село Самбург Пуровского района наделено статусом сельского поселения в составе территории муниципального образования Пуровский район.
Законом ЯНАО от 23 апреля 2020 года N 40-ЗАО "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Пуровский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа", муниципальные образования город Тарко-Сале, поселок Уренгой, Пуровское, поселок Пурпе, село Самбург, село Халясавэй, поселок Ханымей, деревня Харампур, преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа. Со дня вступления в силу названного закона - 23 апреля 2020 года, муниципальные образования город Тарко-Сале, поселок Уренгой, Пуровское, поселок Пурпе, село Самбург, село Халясавэй, поселок Ханымей, деревня Харампур и Пуровский район утратили статус муниципальных образований (ст. 1 Закона ЯНАО от 23 апреля 2020 года N 40-ЗАО).
Уставом муниципального образования муниципальный округ Пуровский район, утвержденным решением Думы Пуровского района от 22 октября 2020 года N 46 определено, что муниципальный округ Пуровский район имеет собственную территорию, которую составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения муниципального округа, а также земли рекреационного назначения (п. 1 ст. 5 Устава).
В п. 4 приложения к Закону ЯНАО от 6 октября 2020 года N 42-ЗАО (ред. от 16 декабря 2021 года) "Об административно-территориальном устройстве Ямало-Ненецкого автономного округа" (вместе с "Перечнем населенных пунктов, входящих в состав районов Ямало-Ненецкого автономного округа") указано, что в состав Пуровского района входят: п. Пуровск, с. Самбург, с. Сывдарма, г. Тарко-Сале, с. Толька, пгт Уренгой, с. Халясавэй, п. Ханымей, д. Харампур.
В соответствии с Законом ЯНАО от 23 апреля 2020 года N 40-ЗАО (ред. от 23 апреля 2021 года) в состав территории муниципального округа Пуровский район входят следующие населенные пункты: город Тарко-Сале; поселок Пуровск; село Самбург; село Сывдарма; село Толька; поселок городского типа Уренгой; село Халясавэй; поселок Ханымей; деревня Харампур (п. 2 ст. 5 Устава с изменениями, внесенными решением Думы Пуровского района от 21 октября 2021 года N 312).
Административным центром муниципального округа Пуровский район является город Тарко-Сале (п. 3 ст. 5 Устава, ч. 3 ст. 2 Закона ЯНАО от 23 апреля 2020 года N 40-ЗАО).
Исполнительно-распорядительным органом муниципального округа Пуровский район является Администрация Пуровского района (п. 3 ч. 1 ст. 6 Устава, ч. 3 ст. 3 Закона ЯНАО от 23 апреля 2020 года N 40-ЗАО).
Администрация с. Самбург является территориальным структурным подразделением Администрации Пуровского района, создано в форме муниципального казенного учреждения.
Как указано в Положении об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального округа Пуровский район, утвержденного постановлением администрации Пуровского района N 267-ПА от 3 июня 2021 года, организационно-правовое, материально-техническое и финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального округа Пуровский район является расходным обязательством муниципального округа Пуровский район и осуществляется за счет средств бюджета Пуровского района, предусмотренных решением о бюджете на соответствующий финансовый год.
При этом факт передачи Администрации с. Самбург средств бюджета Пуровского района на финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности не подтвержден.
Данных о финансировании мероприятий по обустройству источниками наружного противопожарного водоснабжения территории с. Самбург за счет средств окружного бюджета, утвержденных законом округа "Об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период", предусмотренных по соответствующим ведомствам, не представлено.
Поскольку поддержание источников противопожарного водоснабжения в необходимом количестве, обеспечивающем первичные меры пожарной безопасности в границах с. Самбург, является публично-правовой обязанностью, не зависит от наличия или отсутствия финансирования, Администрация Пуровского района, допустившая нарушение требований пожарной безопасности, правомерно привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Несогласие подателя жалобы с оценкой представленных в дело доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, а также несогласие с толкованием норм законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует о наличии оснований для отмены состоявшихся по делу решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции закона, действующей на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности).
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу постановление, решение судьи сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по МО Пуровский район Управления НД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО главного государственного инспектора Пуровского района по пожарному надзору И. от 2 февраля 2022 года N 1, решение судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации Пуровского района оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Е.Г.ЗОТИНА