Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 22.06.2015 по делу N 7-264/14
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 22.06.2015 по делу N 7-264/14
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Алабужева С.В.
Дело N 7-264/14
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Удмуртской Республики Буров А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> Республики ДД.ММ.ГГГГ дело по жалобе Автономной некоммерческой организации по управлению домами "Единый СПК" на решение судьи Первомайского районного суда <адрес> УР от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору N от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Специализированному потребительскому кооперативу по управлению домами "Единый СПК" административного наказания и решение главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения, жалоба Специализированного потребительского кооператива по управлению домами "Единый СПК" без удовлетворения,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ года, государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору вынесено постановление об административном правонарушении предусмотренным ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, которым Специализированный потребительский кооператив по управлению домами "Единый СПК" признан виновным в совершении данных правонарушений.
Не согласившись с данным постановлением Специализированный потребительский кооператив по управлению домами "Единый СПК" подал жалобу вышестоящему должностному лицу, а потом и в Первомайский районный суд <адрес> УР.
Вышестоящим должностным лицом органов пожарного надзора снижен размер административного штрафа, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Судьей постановлено оспариваемое решение.
Не согласившись с решением суда, защитником подана жалоба в Верховный Суд Удмуртской Республики. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что по настоящему делу Специализированный потребительский кооператив по управлению домами "Единый СПК" не являлся субъектом правонарушения, поскольку в соответствии с законодательством о пожарной безопасности, наряду с лицами, уполномоченными владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, ответственными за противопожарную безопасность являются собственники имущества. Ими, в рамках принятых обязанностей по договору управления, и заложенного финансирования, все необходимые мероприятия выполнены. В том числе, составлен акт технического обследования, который представлен общему собранию собственников квартир. Согласно протоколу, собственники отказались оплачивать ремонт противопожарной защиты. Не согласны и с нарушением, в части разукомплектования пожарных кранов, поскольку в августе 2014 г. соответствующие работы выполнены, а обязанности по обеспечению сохранности общего имущества на управляющую компанию не возложена. Кроме того, никаких сообщений (как это предусмотрено договор об управлении имуществом) о неисправностях от собственников не поступало. С нарушением, в части наличия и работоспособности Системы оповещения и управления Э., не согласны в связи с тем, что данными системами оснащаются жилые здания коридорного либо секционного типа, к которым <адрес> не относится. В связи с загромождением путей Э. жильцами дома ими вносились предписания, которые собственниками не выполнены. Аналогично по перегородкам на лестничных клетках. Предписания собственниками не выполняются. Иных возможностей по реагирования на нарушения у Кооператива нет. Также допущены процессуальные нарушения при рассмотрении жалобы в Управлении надзорной деятельности Главного Управлении Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по УР - представителю не разъяснялись права.
В судебном заседании защитник Чайникова О.В. доводы жалобы поддержала.
Представители административного органа З.А.А. и З.А.Е. против удовлетворения жалобы возражали.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела
"24" октября 2014 г. в 10 ч. 30 мин. в ходе плановой выездной проверки за соблюдением норм пожарной безопасности помещений и территории жилого дома, находящегося в управлении Специализированного потребительского кооператива по управлению домами "Единый СПК" по адресу: УР. <адрес>. 25 имело возможность для соблюдения норм пожарной безопасности и не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, нарушив Правила противопожарного режима в РФ. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно:
N
п/п
Вид нарушения обязательных требований пожарной безопасности, с указанием конкретного места выявленного нарушения
Содержание пункта (абзац пункта) и наименование нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого (ых) нарушены
1
2
3
1
Не обеспечена исправность клапанов мусоропроводов, уплотнение в притворе отсутствует с 1-14 этажи.
(кроме 2 этажа)
Правила противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390) п. 53.
Руководитель организации обеспечивает исправность клапанов мусоропроводов и бельепроводов, которые должны находиться в закрытом положении и иметь уплотнение в притворе.
2
На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390)
п. 61. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
А также, выявлены нарушения, предъявляемые к внутреннему противопожарному водоснабжению, электротехнической продукции, первичным средствам пожаротушения, а именно:
N
п/п
Вид нарушения обязательных требований пожарной безопасности, с указанием конкретного места выявленного нарушения
Содержание пункта (абзац пункта) и наименование нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого (ых) нарушены
1
2
3
1
Руководитель организации не организовал проведение проверок внутреннего противопожарного водопровода их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, (акты не предоставлены).
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390)
п.55. Руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 113)
2
В лестничной клетке пожарные краны не укомплектованы:
13 этаж не укомплектован ручным пожарным стволом;
8 этаж не укомплектован пожарным рукавом, ручным пожарным стволом и вентилем;
6 этаж не укомплектован ручным пожарным стволом;
2 этаж не укомплектован соединительной головкой.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390)
п. 57. Руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).
3
Задвижка с электроприводом обводной линии на вводе воды в дом отсутствует.
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 6, ч. 3 СНиП 2.04.01-85* п. 11.7.* Обводную линию у счетчиков холодной воды следует предусматривать, если:
имеется один ввод водопровода в здание; счетчик воды не рассчитан на пропуск противопожарного расхода воды.
На обводной линии следует устанавливать
задвижку, опломбированную в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом.
Обводную линию следует рассчитывать на максимальный (с учетом противопожарного) расход воды.
Задвижка с электроприводом должна открываться автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики. Открытие задвижки должно быть сблокировано с пуском пожарных насосов при недостаточном давлении в водопроводной сети.
Обводную линию у счетчика горячей воды предусматривать не следует.
За что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 20.4 KoAП РФ.
А также, выявлены нарушения, предъявляемые к системам пожарной сигнализации, системам оповещения Л. о пожаре и управления Э.Л. в зданиях, сооружениях и строениях, системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, а именно:
N
п/п Вид нарушения обязательных требований пожарной безопасности, с указанием конкретного места выявленного нарушенияСодержание пункта (абзац пункта) и наименование нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого (ых) нарушены123
1 В жилом доме, подсобных помещениях (мастерская, комната отдыха, раздевалка) не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация. Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4 ч. 4 НПБ 110-03 п. 4 табл.1
СНиП 2.08.01-89* п. 3.12*. В жилых зданиях следует предусматривать электроосвещение, силовое электрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звуковую сигнализацию. Диспетчеризацию систем инженерного оборудования следует предусматривать в проектах застройки микрорайонов.
п. 1.34*. Вентиляционные установки подпора воздуха и дымоудаления должны быть расположены в отдельных вентиляционных камерах, отгороженных противопожарными перегородками 1-го типа. Открывание клапанов и включение вентиляторов следует предусматривать автоматическим от извещателей пожарной сигнализации, установленных в прихожих квартир, комнатах общежитий и помещениях культурно-бытового обслуживания, а также дистанционным от кнопок, устанавливаемых на каждом этаже в шкафах пожарных кранов.
2 Помещения жилого дома не оборудованы систем оповещения и управления Э.Л. при пожаре. Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4 ч. 4 ст. 54
СП 3.13130.2009 СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ Э.Л. ПРИ ПОЖАРЕ
Раздел 7 Требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления Э.Л. при пожаре. Здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2.
3 Не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты многоквартирного дома (автоматическая пожарная сигнализация, система дымоудаления, система подпора воздуха в лифтовые шахты, система оповещения Л. о пожаре). Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390)п. 61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения Л. о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах).
4 Руководитель не организовал не реже 1 раза в квартал проверку работоспособности систем и средств противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, системы дымоудаления, система подпора воздуха в лифтовые шахты, системы оповещения Л. о пожаре). Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390)п. 61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения Л. о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки
(в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 113)
5 В жилом доме в местах общего пользования произведены изменения объемно-планировочных решений в результате которых ограничивается доступ к пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной
безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (системы дымоудаления). На 12 этаже в коридоре установлена металлическая перегородка которая ограничивает доступ к пожарному крану и системе дымоудаления.
На 11 этаже в коридоре установлена металлическая перегородка которая ограничивает доступ к пожарному грану и системе дымоудаления.
На 7 этаже в коридоре установлена металлическая перегородка которая ограничивает доступ к пожарному крану и системе дымоудаления.
На 1 этаже установлена металлическая перегородка которая ограничивает доступ к пожарному крану и системе дымоудаления. Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390)
п.23. На объектах запрещается:
е) производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям,
пожарным кранам и другим системам
обеспечения пожарной безопасности или
уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты
(автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления Э.);
6 В поэтажных коридорах на 11-м этаже возле <адрес>, на 2-м этаже возле <адрес>,8,9,10 допускается хранение различных материалов, мебели, оборудования (деревянные шифоньеры, холодильник, навесные шкафы). Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390)
п.23. На объектах запрещается:
к) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
п. 36. При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:
б) загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными
материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
За что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
При установленных обстоятельствах, в деянии Специализированного потребительского кооператива по управлению домами "Единый СПК" должностными лицами органов пожарного надзора и судьей районного суда правильно усмотрены все признаки составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований при производстве по делу и назначении наказания не допущено.
Давая оценку доводам жалобы, не могу согласиться с позицией, изложенной в ней.
Так, рассматривая довод о принятых мерах по вручению собственникам квартир предписаний об устранении нарушений - освобождение путей Э., составлению сметы и доведение ее до собственников, не могу признать достаточными, свидетельствующими об исчерпанности мер для недопущения нарушений Закона. Кроме того, не могу оставить без внимания то, что достаточных сведений для установления сведений о лицах, расписавшихся в получении предписаний, они не содержат.
Также, не является основанием для освобождения Кооператива от наказания довод жалобы о проведении мероприятий по проверке готовности системы пожаротушения незадолго до выявления соответствующего нарушения, поскольку на момент проверки она была неисправная, что образует состав правонарушения.
Позиция жалобы о не разъяснении прав при рассмотрении дела в Управлении надзорной деятельности, не может свидетельствовать о наличии существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно объективно и всесторонне рассмотреть дело. Так, защитнику Кооператива права разъясняли неоднократно, в том числе они перечислены в протоколах об административных правонарушениях, копии которых вручены. Конкретных прав, воспользоваться которыми защитник был лишен, при рассмотрении дела не названо.
Таким образом, постановление и решение должностных лиц органов пожарного надзора и решение судьи являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору N от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Специализированному потребительскому кооперативу по управлению домами "Единый СПК" административного наказания по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и решение главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда
Удмуртской Республики
А.И.БУРОВ