Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 07.09.2016 по делу N 7-334/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Производство по делу прекращено.


Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 07.09.2016 по делу N 7-334/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Производство по делу прекращено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Сычева Т.В.
Дело N 7-334/2016
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямов Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 7 сентября 2016 года жалобу генерального директора ООО "<данные изъяты>" Д.А.В.
на постановление главного государственного инспектора г. Воткинска, Воткинского и <адрес>ов УР по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ООО "<данные изъяты>",
установил:
постановлением главного государственного инспектора <адрес>, Воткинского и <адрес>ов УР по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ ООО "<данные изъяты>" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренных ч.ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, генеральный директор ООО "<данные изъяты>" Д.А.В. подал жалобу в Верховный Суд УР, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение судьи. Свои требования мотивирует тем, что при рассмотрении дела имело место ненадлежащее извещение ООО "<данные изъяты>", а также недоказанность выявленных нарушений норм пожарной безопасности.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав пояснения представителя ООО "<данные изъяты>" З.Т.Г. просившую вынесенные акты отменить, производство по делу прекратить, прихожу к следующим выводам.
Ранее участвовавший представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам ГО ЧС по УР С.С.Е. просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
На вопрос судьи: "каким образом в зимний период времени определили отсутствие противопожарной минерализованной полосы?" представитель ГО ЧС по УР ответил, что переписали данное нарушение из акта 2015 года, поскольку сведений об устранении нарушений им представлено не было.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Федеральным законом РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Из вынесенных постановления должностного лица и решения судьи следует, что в ходе внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица ООО "<данные изъяты>" ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения требования Правил противопожарного режима в РФ, а именно: Постановления Правительства РФ N 390 от 25 апреля 2012 года "О противопожарном режиме":
п.78 регламентировано, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Установлено, что минерализованная полоса отсутствует.
п.63 регламентировано, что руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов от пожаров. Установлено, что соответствующий договор не заключен.
п.2 регламентировано, что в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения. Установлено, что соответствующая инструкция не разработана и не утверждена.
-п.3, регламентировано, что лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Установлено на момент проверки, что соответствующий противопожарный инструктаж с работниками не проведен.
п.4, регламентировано, что руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте. Установлено, что ответственное лицо не назначено, и обучено по программе пожарно-технического минимума.
п.20, регламентировано, что руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Установлено, что на дверях складских помещений отсутствуют обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны.
п.7 регламентировано, что на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 6.2.7- Планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения. Установлено, что в здании столовой, Дома молодежи отсутствует план эвакуации людей в случае пожара.
п.55, 57, 58, 59 регламентирует, что руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года, укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении. Обеспечивает помещения насосных станций схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов, исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования.
Установлено, что наружные пожарные краны на территории базы отдыха не укомплектованы рукавами и стволами. Не проведена ревизия запорной арматуры. В кранах отсутствуют уплотнители. Не проверены на водоотдачу с составлением акта. Ящики не подкрашены и не пронумерованы, не произведен ремонт и проверка работоспособности насоса-повысителя, установленного около водонапорной
башни для наружного противопожарного водоснабжения.
п.42, регламентирует, что запрещается:
а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
б) пользоваться розетками, рубильниками, другими
электроустановочными изделиями с повреждениями;
в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Не проведена ревизия электропроводки и электрооборудования в жилых домиках, т.к. эксплуатируются сломанные выключатели, розетки, светильники без защитных колпаков и т.д..
п. 70, регламентирует, что руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя. Установлено, что помещения столовой не укомплектованы первичными средствами пожаротушения согласно норм.
п.61 регламентирует, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта. Установлено, что жилые домики, помещение столовой, помещение Дома молодежи не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, не произведен ремонт системы пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре;
в нарушение СП 5.13130.2009 п.ДД.ММ.ГГГГ, п. 5.3.5,п.ДД.ММ.ГГГГ, СП 2.13130.2012 п.ДД.ММ.ГГГГ, СП 31-05-2003 п.ДД.ММ.ГГГГ в здании Дома молодежи со второго, третьего и мансардного этажей отсутствуют вторые эвакуационные выходы, ширина лестничного марша менее 1,2 м, ширина эвакуационного выхода менее 1,2 м, из комплекса парильной не выполнен обособленный эвакуационный выход наружу;
в нарушение СП 2.13130.2012 п. 6.6.1,ДД.ММ.ГГГГ, 6.7.1 в здании Дома молодежи допускается эксплуатация третьего и мансардного этажей для проживания, отнесенного к 5 степени огнестойкости;
в нарушение СП 4.13130.2013 п. 5.5.8, СНиП 31-05-2003 п. 6.3.9 комплекс помещений сауны сухого жара не выделен от административно-бытовых помещений противопожарными перегородками 1-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 30*.
Действия ООО "<данные изъяты>" квалифицированы по ч.ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно материалам дела указанные выше нарушения выявлены в ходе проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ о чем составлен акт (л.д. 73-78).
Как следует из представленных технических паспортов объектов недвижимости, инвентаризационных кат и технических паспортов, база отдыха "Камские дали" эксплуатируется в летний период времени и все здания не жилые.
В материалах дела имеется предписание N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты ми по предотвращению угрозы возникновения пожара, согласно которому ООО "<данные изъяты>" обязали устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ.
Следует отметить, что нарушения, выявленные ДД.ММ.ГГГГг. идентичны тем, которые выявили ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, вызывает сомнения объективность проведения проверки и выявление нарушений ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что в зимний период времени нежилые помещения не работали и не обслуживались. При этом следует учесть, и тот факт, каким образом было обнаружено отсутствие противопожарной минерализованной полосы.
В материалах кроме акта проверки и протоколов по делу об административном правонарушении нет ни одного объективного доказательства выявленных нарушений, а именно: отсутствуют фотоснимки нарушений, нет объяснений лиц обслуживающего персонала, нет ссылки на объекты, где проводились проверки и в каких объектах выявлены те или иные нарушения.
Согласно представленному суду техническому паспорту, следует, что объект недвижимости дом молодежи построен в 2006 г. соответственно применение Свода правил 1.13130.2009 в части несоответствия ширины лестничного марша менее 1.2 м и ширины эвакуационного выхода менее 1.2 м в отсутствии сведений о проведении функциональных изменений, объемно-планировочных и конструктивных решений, не допустимо.
Проведенная проверка не содержит допустимых, достоверных доказательств, на которые ссылается должностное лицо, составившее акт ДД.ММ.ГГГГ В частности отсутствуют сведения об использовании для проживания второго и мансардного этажа "Дома молодежи", нет сведений об эксплуатации помещения сауны сухого жара, отсутствие пожарной сигнализации в жилых домиках и помещении столовой. В данном случае, неизвестно каким образом проводилась проверка домов, в зимний период времени, учитывая, что все эти объекты не жилые и в зимнее время не эксплуатировались. Ко всему прочему, указывая на нарушения, выявленные в жилых домах, отсутствует возможность их идентификации, поскольку нет нумерации домов или иных ориентиров.
Кроме того, суду второй инстанции представлены договора N /б - ТО от 19.06.2015 г., N /а от ДД.ММ.ГГГГ на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ремонт охранно-пожарной сигнализации, жилых домов, здания столовой и дома молодежи, акты проверки пожарных кранов и электропроводки от 9 ноября 2015 г., свидетельств о государственной регистрации права, технических паспортов, инвентаризационных карт нежилых помещений, схем, планов эвакуации, актов о приемке оборудования охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения, о проведении входного контроля и иных документов, датированных 2015 годом, указывающих о наличии пожарной сигнализации и их обслуживании в нежилых помещений ООО "<данные изъяты>".
При этом, отсутствуют сведения, что должностным лицом запрашивались указанные документы либо направлялись запросы.
При таких обстоятельствах, вызывает сомнение факт наличия выявленных нарушений при проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ в нежилых помещениях ООО "<данные изъяты>".
Ссылка на ранее проведенные проверки от апреля 2015 г. и то, что ранее выявленные нарушения не были устранены, не могут быть приняты, поскольку в данном случае, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, были установлены в ходе внеплановой проверки должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ.
Вызывает сомнение, и отсутствие доказательств выявленных нарушений, а именно средств видео-фото контроля нарушений, нет каких-либо объяснений обслуживающего персонала, если таковой находился в момент проверки. Отсутствуют паспорта зданий, нет сведений о проведении измерений на объектах, и т.п..
В соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только при установлении его вины. Данная норма закрепляет презумпцию невиновности в отношении лиц, привлекаемых к административной ответственности. Согласно этой норме эти лица не обязаны доказывать свою невиновность. К тому же все сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В свою очередь, судьей районного суда не дана правовая оценка имеющимся в деле материалам и наличию достаточных и допустимых доказательств вины ООО "<данные изъяты>" в инкриминируемых правонарушениях.
При таких обстоятельствах вынесенные акты должностного лица и судьи районного суда нельзя признать законными и они подлежат отмене, производство по делу прекращению в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых они вынесены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора <адрес>, Воткинского и <адрес>ов УР по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ООО "<данные изъяты> " отменить. Производство по делу прекратить.
Судья
Р.Р.АХКЯМОВ