Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Дагестан от 16.07.2015 N 21-89/2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Решение Верховного суда Республики Дагестан от 16.07.2015 N 21-89/2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2015 года
Кизлярский городской суд РД Судья У.М. Магомедов
РЕШЕНИЕ
16 июля 2015 года г. Махачкала
Судья Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаев А-Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ГКОУ "К." Ч. поданную на решение судьи Кизлярского городского суда Республики Дагестан от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении ГКОУ "К.",
установил:
постановлением инспектора отделения надзорной деятельности по <адрес> УНД ГУ МЧС России по РД С. по делу об административном правонарушении от <дата> N ГКОУ "К." признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор ГКОУ "К." Ч. подала жалобу в Кизлярский городской суд РД, решением судьи которого от <дата> постановление должностного лица в части назначения административного наказания изменено.
Размер назначенного административного штрафа снижен до 75000 рублей.
В обоснование решения районный судья привел, постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П и ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которому минимальный размер административного штрафа за административные правонарушения, который установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией. Снижение размера штрафа допускается только в исключительных случаях с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения.
Судом первой инстанции приняты во внимание статус юридического лица, являющегося бюджетным учреждением, его финансовое положение и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РД и поддержанной в судебном заседании, директор образовательного учреждения Ч.. ставит вопрос об изменении постановления судьи от <дата> путем отмены административного штрафа, наложенного на ГКОУ "К." в полном объеме, поскольку судом не учтено, что распоряжением должностного лица о проведении плановой (выездной) проверки юридического лица от <дата> N N, предусматривалось проведение проверки с 16.04. по 13.05.2015.
Претензии надзорного органа сведены к непроведению эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, исследованию качества покрытия деревянных конструкций чердачного помещения и к невыведению сигнала срабатывания пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны.
Ни должностным лицом, ни судом не учтено, что на момент вынесения должностным лицом постановления от <дата>, по мере выделения бюджетных средств, <дата> испытания пожарных лестниц и чердачных перекрытий были проведены специализированной организацией.
В части выведения сигнала на пульт пожарной охраны, то на эти цели у юридического лица собственных средств не имеется и по мере их выделения от Минобразования РД, данное нарушение будет устранено.
Возражения на жалобу не поданы.
Инспектор отделения надзорной деятельности по <адрес> УНД ГУ МЧС России по РД С. надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, однако не изъявил желание участвовать в судебном заседании, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил. В силу указанного судья Верховного Суда Республики Дагестан считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав Ч. нахожу обжалуемое судебное решение подлежащим отмене с направлением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в тот же суд, по следующим основаниям.
Из обжалуемого решения судьи следует, что ГКОУ "К." совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и оно обоснованно административным органом привлечено к административной ответственности.
Однако такой вывод является преждевременным.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления и при этом судья не связан с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
При производстве по делу допущены нарушения процессуальных требований КоАП РФ.
Указанные требования закона судьей городского суда не выполнены.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением должностного лица от <дата> N предписано провести плановую выездную проверку в отношении ГКОУ "К." с целью проверки соблюдения юридическим лицом требований пожарной безопасности.
Срок проведения проверки - 20 дней, с <дата> по <дата>.
Согласно Акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от <дата> N (л.д. 10-11) в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами, в том числе:
- не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие; сигнал о срабатывании пожарной сигнализации не выведен пульт пожарной охраны.
Согласно данному Акту, проверка проведена на основании распоряжения главного (заместителя главного) государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Ц. от <дата> N N.
Копия Акта получена заявителем Ч. в тот же день.
<дата> должностным лицом (инспектором С. заявителю Ч. вручено предписание N об устранении нарушений требований пожарной безопасности, указанных в Акте проверки от <дата> N (л.д. 3-4, 10-11).
Тем же должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении от <дата> N N, согласно которому за непроведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие; невыведением сигнала о срабатывании пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны, в отношении ГКОУ "К." возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения.
Этой же статьей КоАП РФ установлено требование о составлении протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и предусмотрены его права на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, представление объяснений и замечаний по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. При составлении протокола в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ему разъясняются права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2, 25.1 КоАП РФ. Протокол должен быть подписан законным представителем лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
Данными нормами КоАП РФ лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его в составлении протокола об административном правонарушении. Обратное влечет нарушение прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе права на защиту.
Однако, как усматривается из протокола об административном правонарушении от <дата> N N в соответствующих графах протокола подписи заявителя - директора юридического лица Ч. отсутствуют. Нет в протоколе также записей о причине отсутствия подписей (отказ; неявка законного представителя юридического лица, надлежаще извещенного о времени и месте составления протокола).
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).
В материалах дела отсутствуют доказательства присутствия Ч.. или иного уполномоченного ею по доверенности лица при составлении протокола об административном правонарушении или доказательства их уведомления о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании Ч. отрицала факт извещения в устной либо письменной форме о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, пояснив, что отсутствовала <дата>, поскольку была в командировке в г. Махачкале.
Согласно Акту при его составлении присутствовал заместитель директора по А. чьи полномочия на представление интересов юридического лица при проведении проверки материалами дела не подтверждены.
В связи с этим считаю, что протокол об административном правонарушении в отношении заявителя был составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, не извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Доказательств обратного административным органом не представлено.
Также, как следует из указанного выше Акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от <дата> N (л.д. 10-11), время составления Акта указано <дата>, 10 часов. В тоже время в соответствующей графе Акта указано, что проверка, при которой были выявлены нарушения, продолжалась с 10 часов по 18 часов <дата>. Следовательно, проверка по существу не проводилась, поскольку закончилась составление Акта от <дата> в момент ее начала, в 10-00 часов.
Согласно данному Акту, проверка проведена на основании распоряжения главного (заместителя главного) государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Ц. от <дата> N 14.
Порядок проведения проверки установлен ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно ч. 1 ст. 14 которой проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Как усматривается из письменных доказательств, представленных должностным лицом административного органа в обоснование виновности юридического лица, все они, в том числе и указанное распоряжение должностного лица от <дата> N (л.д. 30) о проведении плановой выездной проверки, подписаны самим инспектором С..
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства наделения полномочиями руководителя на вынесение распоряжения о проведении проверки данного должностного лица. Данное обстоятельство судом не проверено и ему не дано надлежащей оценки.
Таким образом, прихожу к выводу, что обжалуемое решение не отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в связи с чем, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ оно подлежит отмене в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, в связи с чем дело подлежит направлению в Кизлярский городской суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, дать оценку доводам заявителя Ч. после чего, в зависимости от установленных обстоятельств дела, вынести законное и обоснованное постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда РД
решил:
жалобу директора ГКОУ "К." Ч. удовлетворить.
Решение судьи Кизлярского городского суда Республики Дагестан от <дата>, вынесенное в отношении ГКОУ "К." по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Кизлярский городской суд РД.
Судья
Верховного Суда
Республики
Н.К.ДАГЕСТАНА-ДЖАРУЛАЕВ