Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 23.06.2021 по делу N 21-667/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 23.06.2021 по делу N 21-667/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2021 г. по делу N 21-667/2021
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Б.
рассмотрев жалобу заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 1 "Шатлык" с. Семилетка муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан М. на
решение судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2021 года в отношении заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 1 "Шатлык" с. Семилетка муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением об административном правонарушении государственного инспектора Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевского районов по пожарному надзору ИЭР N 53 от 5 апреля 2021 года заведующая муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 1 "Шатлык" с. Семилетка муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее - МБДОУ Детский сад N 1 "Шатлык" с. Семилетка) М. привлечена к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 6500 рублей (л.д. 120-122).
Решением судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2021 года вышеприведенное постановление должностного лица от 5 апреля 2021 года оставлено без изменения, жалоба заведующей МБДОУ Детский сад N 1 "Шатлык" с. Семилетка М. - без удовлетворения (л.д. 138-139).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, заведующая МБДОУ Детский сад N 1 "Шатлык" с. Семилетка М. выражает несогласие с решением судьи от 28 мая 2021 года, просит его отменить, производство по делу прекратить (л.д. 141-144).
Заведующая МБДОУ Детский сад N 1 "Шатлык" с. Семилетка М., ее защитник Киямова И.И., должностное лицо, вынесшее постановление, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. При этом от М. поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без ее участия, нахожу его подлежащим удовлетворению. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Положениями
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
ст. ст. 8.32 и
11.16 названного Кодекса и
ч. ч. 6,
6.1 и
7 указанной статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом указанного административного правонарушения является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном
законе от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", так и на
Конституции РФ, включают в себя данный Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу
ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Исходя из положений
ст. ст. 4 и
6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила); под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно
п. 17 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" руководители организаций обеспечивают содержание наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время; организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В соответствии с
п. 30 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного. Руководитель организации обеспечивает 1 раз в год проверку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности с отражением информации в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно
п. 43 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 руководитель организации или иное должностное лицо, уполномоченное руководителем организации, определяет порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Очистка вентиляционных систем взрывопожароопасных и пожароопасных помещений осуществляется взрывопожаробезопасными способами.
В силу
п. 48 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого. Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Согласно
п. 54 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно
п. А.4 приложения "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утв. Приказом МЧС России от 25 марта 2009 N 175) в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
Согласно
п. 13.3.6. СП 5.13130.2009 размещение точечных тепловых и дымовых пожарных извещателей следует производить с учетом воздушных потоков в защищаемом помещении, вызываемых приточной и/или вытяжной вентиляцией, при этом расстояние от извещателя до вентиляционного отверстия должно быть не менее 1 м. В случае применения аспирационных пожарных извещателей расстояние от воздухозаборной трубы с отверстиями до вентиляционного отверстия регламентируется величиной допустимого воздушного потока для данного типа извещателей в соответствии с технической документацией на извещатель.
Горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в любом случае должно быть не менее 0,5 м. Размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности.
В соответствии с
п. 13.5.5 СП 5.13130.2009 извещатели следует устанавливать таким образом, чтобы минимальное расстояние от их оптических осей до стен и окружающих предметов было не менее 0,5 м.
Кроме того, минимальные расстояния между их оптическими осями, от оптических осей до стен и окружающих предметов во избежание взаимных помех должны быть установлены в соответствии с требованиями технической документации.
В силу
п. 13.4.1. СП 5.13130.2009 площадь, контролируемая одним точечным дымовым пожарным извещателем, а также максимальное расстояние между извещателями, извещателем и стеной, за исключением случаев, оговоренных в 13.3.7, необходимо определять по таблице 13.3, но не превышая величин, указанных в технических условиях и паспортах на извещатели конкретных типов.
Согласно
п. 13.1.1. СП 5.13130.2009 выбор типа точечного дымового пожарного извещателя рекомендуется производить в соответствии с его чувствительностью к различным типам дымов.
В соответствии с
п. 13.1.4. СП 5.13130.2009 тепловые пожарные извещатели следует применять, если в зоне контроля в случае возникновения пожара на его начальной стадии предполагается тепловыделение и применение извещателей других типов невозможно из-за наличия факторов, приводящих к их срабатываниям при отсутствии пожара.
В силу
гл. 7, п. 1 табл. 2 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 N 173, здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей. В дошкольных учреждениях при применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику.
В соответствии с п. 6.1.4 ГОСТ Р 53254-2009 "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний" наружные пожарные лестницы и ограждения кровли подлежат испытаниям при приемке объекта в эксплуатацию и не реже одного раза в пять лет должны подвергаться периодическим испытаниям. Наружные пожарные лестницы и ограждения кровли зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии, и не менее одного раза в год необходимо проводить обследование целостности конструкции с составлением акта по результатам проверки. В случае обнаружения нарушений целостности конструкции производится их восстановление (ремонт) с последующим проведением испытаний на прочность.
Испытания и ежегодное обследование должны проводить организации, имеющие обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент с результатами его поверок.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, во исполнение распоряжения главного государственного инспектора Дюртюлинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Башкортостан N 37 от 3 марта 2021 года, с 23 марта 2021 года по 2 апреля 2021 года проведена плановая выездная проверка объекта защиты - здания МБДОУ Детский сад N 1 "Шатлык" с. Семилетка по адресу: адрес, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного, чем нарушен
п. 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
- не организовано проведение проверки пожарных кранов внутреннего противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, чем нарушен
п. 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "01 утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
- в связи с отсутствием информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке, чем нарушен
п. 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
- чердачное помещение здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, чем нарушены ст. ст. 4, 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Ф "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. А.4 приложения Л (обязательное)
СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования";
- в кабинете заведующего пожарные извещатели расположены на расстоянии менее 50 см от ламп освещения, чем нарушены
ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. п. 13.3.6,
13.5.5 СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с Изменением N 1);
- в помещениях 4,6 и 8 групп пожарные извещатели расположены на расстоянии более 4,5 метра от стен, чем нарушены
ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 13.4.1, таблица 13.3 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования";
- в помещении кухни установлены дымовые пожарные извещатели (необходимо заменить ИП 212 на ИП 103/5, согласно дефектной ведомости N 005 от 1 февраля 2021 года), чем нарушены
ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. п. 13.1.1,
13.1.4 СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с Изменением N 1);
- здание детского дошкольного учреждения оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствующего типа (фактически на объекте применен звуковой способ оповещения), чем нарушены
ст. ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
гл. 7, п. 1 табл. 2 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности". В дошкольных учреждениях при применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику;
- на объекте отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, чем нарушен
п. 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
- на объекте защиты не определен порядок и сроки проведения работ по очистке I вентиляционных каналов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений, чем нарушен
п. 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
- на объекте защиты не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружной пожарной лестницы и ограждения на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний, чем нарушены
ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"; п. 6.1.4 ГОСТ Р 53254-2009 "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний".
Вышеуказанные выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для возбуждения 2 апреля 2021 года старшим дознавателем Дюртюлинского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ дела об административном правонарушении года (л.д. 124-127) и вынесения должностным лицом надзорного органа постановления N 53 от 5 апреля 2021 года, которым заведующая МБДОУ Детский сад N 1 "Шатлык" с. Семилетка М. признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 120-122).
Факт административного правонарушения и вина заведующей МБДОУ Детский сад N 1 "Шатлык" с. Семилетка М. подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе:
распоряжением главного государственного инспектора Дюртюлинского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Башкортостан БРА N 37 от 3 марта 2021 года о проведении плановой выездной проверки;
актом проверки государственного инспектора Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору N 37 от 2 апреля 2021 года;
протоколом об административном правонарушении N 53 от 2 апреля 2021 года, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, указаны нормы законов и правовых нормативных актов, нарушение которых вменяется привлекаемому к административной ответственности лицу.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со
ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Доводы жалобы о том, что заведующая МБДОУ Детский сад N 1 "Шатлык" с. Семилетка М. не является надлежащим субъектом подлежит отклонению.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии со
ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Здание МБДОУ ДС N 1 "Шатлык" с. Семилетка является собственностью муниципального района Дюртюлинский район, заведующей назначена М., и отсутствуют данные о наличии на это здание каких-либо имущественных прав у иных субъектов, проверка обоснованно проводилась в отношении данного учреждения, заведующая которого в ней участвовала. Нарушения при проверке чьих-либо прав не усматривается.
По смыслу примечания к
ст. 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
М., являясь должностным лицом, обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае ей сделано не было.
При таких обстоятельствах М. как руководитель учреждения, ответственного за соблюдение требований пожарной безопасности в помещениях детского сада, ненадлежащее исполнивший свои должностные обязанности, обоснованно привлечена к административной ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, доводы жалобы об обратном несостоятельны.
Доводы жалобы об отсутствии бюджетного финансирования, аналогичным доводам, рассмотренным судом первой инстанции и обоснованно опровергнуты, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что руководителем учреждения заблаговременно вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись. Кроме того, отсутствие достаточного финансирования не освобождает виновное лицо от ответственности за правонарушение, которое представляет угрозу для жизни и здоровья людей.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный
КоАП РФ, должностным лицом соблюден.
Судьей первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со
ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обоснованно приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло свое отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям
ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене оспариваемых актов, постановленных с соблюдением требований
КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в данном случае назначено в пределах санкции
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями
ст. ст. 3.1,
3.5,
4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере пожарной безопасности, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного должностному лицу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований
ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
решила:
постановление об административном правонарушении государственного инспектора Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевского районов по пожарному надзору ИЭР N 53 от 5 апреля 2021 года и
решение судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2021 года в отношении заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 1 "Шатлык" с. Семилетка муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ оставить без изменения, ее жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители, либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья
Верховного Суда Республики Башкортостан
А.М.РАХМАТУЛЛИНА
Справка: судья районного суда Нуртдинова А.Ф.