Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 23.01.2019 N 21-48/2019
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 23.01.2019 N 21-48/2019
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
от 23 января 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ИП К. на решение судьи Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 03 декабря 2018 года, которым
постановление главного государственного инспектора г. Октябрьский, Туймазинского и Шаранского районов по пожарному надзору Л.О.Р. от 10 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя К., оставлено без изменения, жалоба К. - без удовлетворения,
установила:
постановлением главного государственного инспектора г. Октябрьский, Туймазинского и Шаранского районов по пожарному надзору Л.О.Р. от 10 сентября 2018 года индивидуальный предприниматель К. (далее ИП К.) был привлечен к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Судьей Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 03 декабря 2018 года по жалобе ИП К. принято вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с постановлением государственного инспектора г. Октябрьский, Туймазинского и Шаранского районов по пожарному надзору Л.О.Р. от 10 сентября 2018 года и решением судьи Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 03 декабря 2018 года, К. обжаловал их в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить, как незаконные и необоснованные, указывая в обоснование, что он не является субъектом данного административного правонарушения.
В судебное заседание на рассмотрение жалобы К., главный государственный инспектор г. Октябрьский, Туймазинского и Шаранского районов по пожарному надзору Л.О.Р. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч.ч. 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона о пожарной безопасности установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из
ч. 2,
3 ст. 4 Федерального закона 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Положения Федерального
закона 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Согласно материалам дела, 27 апреля 2018 года проведена проверка объекта защиты здания ТК "..." по адресу:..., в рамках исполнения задания прокуратуры Республики Башкортостан от 26 марта 2018 года N... "О проверке исполнения противопожарных требований на объектах с массовым пребыванием людей". В ходе проверки выявлены нарушения требования пожарной безопасности в помещении магазина "..." ИП К., отраженные в акте проверки от 25 апреля 2018 года, а именно:
- в нарушение
п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" ширина центрального эвакуационного выхода с торгового зала в вестибюль на 1-м этаже, а также второго эвакуационного выхода при числе эвакуирующихся более 50 человек менее 1,2 метра и составляет 0,79 м и 0,85 м;
- в нарушение
п. 4 Правил руководитель организации не назначил лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты;
- в нарушение
п. 3 Правил работники допущены к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
- в нарушение п. 2 Правил руководителем не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности;
- в нарушение
п. 478 Правил на объекте не ведется учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в специальном журнале произвольной формы;
- в нарушение
п. 13 таблицы 2 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" помещения не оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ);
- в нарушение
п. 43 Правил отсутствует эвакуационное освещение, которое должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения;
- в нарушение
п. 63 Правил руководитель не обеспечивает проведение регламентных работ по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации;
- в нарушение
п. 6.17 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" дверь второго эвакуационного выхода с торгового зала открывается не по направлению выхода из здания;
- в нарушение
п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" ширина второго эвакуационного выхода с торгового зала в лестничную клетку при числе эвакуирующихся более 50 человек менее 1,2 метра, по факту 0,85 метра;
- в нарушение
п. 33 Правил на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором г. Октябрьского Республики Башкортостан Максютовым М.Ф. 20 августа 2018 года дела об административном правонарушении в отношении ИП К. по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
По факту выявленных нарушений вынесено постановление от 10 сентября 2018 года о привлечении ИП К. к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения ИП К. административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: актом проверки от 25 апреля 2018 года; договором аренды N... недвижимого имущества с оборудованием от 04 августа 2017 года между ИП Я.М.В., ИП П.Д.В. и ИП К.; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении и иными материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей городского суда в соответствии с требованиями
ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного правонарушения. Так, в силу требований
ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, должностное лицо и судебная инстанция пришли к обоснованному выводу о виновности ИП К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводу жалобы о том, что ИП К. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, суд первой инстанции дал надлежащую оценку, указав на его необоснованность. Оснований не согласиться с выводами суда предыдущей инстанции не имеется.
В соответствие с п. 3.1.16. договора аренды недвижимого имущества с оборудованием N... от 4 августа 2017 года арендатор ИП К. обязан соблюдать на Объекте нормы и требования в области пожарной безопасности, в том числе выполнять следующие обязательства:
в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта приема-передачи назначить приказом по организации ответственного за пожарную безопасность на Объекте и предоставить заверенную Арендатором копию приказа Арендодателю;
в соответствие с нормами в области пожарной безопасности создать и соблюдать действующие на Объекте и Здании системы предотвращения пожаров и системы противопожарной защиты;
разместить на Объекте и поддерживать в надлежащем состоянии в соответствии с требованиями нормативных актов первичные средства пожаротушения.
В соответствие с п. 3.1.18. договора аренды недвижимого имущества с оборудованием N... от 4 августа 2017 года арендатор ИП К. обязан соблюдать на Объекте нормы и требования в области пожарной безопасности, в том числе выполнять следующие обязательства:
в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта приема-передачи назначить приказом по организации ответственного за пожарную безопасность на Объекте и предоставить заверенную Арендатором копию приказа Арендодателю;
в течение 20 рабочих дней со дня подписания акта приема-передачи разработать инструкцию о мерах по пожарной безопасности на Объекте и довести ее до всех своих сотрудников и предоставить заверенную Арендатором копию инструкции Арендодателю. Арендатор в порядке, установленном правилами пожарной безопасности, осуществляет противопожарный инструктаж своих сотрудников;
в течение 3 рабочих дней со дня подписания передаточного акта разместить на Объекте таблички с указанием номеров телефона вызова пожарной охраны, планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара;
в соответствие с нормами в области пожарной безопасности создать и соблюдать действующие на Объекте и Здании системы предотвращения пожаров и системы противопожарной защиты;
разместить на Объекте и поддерживать в надлежащем состоянии в соответствии с требованиями нормативных актов первичные средства пожаротушения.
Таким образом, ИП К. являясь арендатором, то есть лицом, владеющим и пользующимся помещениями, имея возможность для соблюдения установленных требований пожарной безопасности, не принял необходимых мер по выполнению данной обязанности, в соответствии со
ст. 2.1 КоАП РФ его вина установлена.
При таких обстоятельствах должностное лицо и суд пришли к правильному выводу о том, что ИП К. является субъектом вмененного ему административного правонарушения и обоснованно привлечен к административной ответственности за его совершение.
Иные доводы в жалобе направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности ИП К. в совершении инкриминируемого ему правонарушения.
Порядок привлечения лица к административной ответственности соблюден.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи городского суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
решила:
постановление главного государственного инспектора г. Октябрьский, Туймазинского и Шаранского районов по пожарному надзору Л.О.Р. от 10 сентября 2018 года и решение судьи Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 03 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя К., оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
Г.Б.СОБОЛЕВА
справка: судья Зарипов В.А.