Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 20.09.2021 N 21-1003/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.


Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 20.09.2021 N 21-1003/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
от 20 сентября 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Фаизова З.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галимовой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Агидель" ФИО1 на решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Агидель",
установила:
постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан (далее - отдел НДиПР по г. Уфе УНДиПР ГУ МЧС России по РБ) - заместителя главного государственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору ФИО2. N... от 14 мая 2021 года общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Агидель" (далее - ООО УК "Агидель", управляющая компания) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 175 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 июля 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица изменено, административное наказание снижено до 75 000 рублей с учетом финансового положения предприятия в период пандемии, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, устранения выявленных в ходе проверки нарушений.
Не соглашаясь с решением судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 июля 2021 года, директор управляющей компании ФИО3 обжалует его в Верховный Суд Республики Башкортостан, просит решение суда отменить, назначить наказание в виде предупреждения.
Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие надлежаще извещенных законного представителя ООО УК "Агидель", должностного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, прихожу к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона о пожарной безопасности установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из смысла и содержания ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Положения названного Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В силу ч. 1 ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника отдела НДиПР по г. Уфе УНДиПР ГУ МЧС России по РБ ФИО4. N... от 02 апреля 2021 года в период с 01.30 ч до 13.00 ч, с 14.00 ч до 15.00 ч 28 апреля 2021 года и с 15.30 ч до 16.30 ч 30 апреля 2021 года проведена внеплановая выездная проверка за соблюдением требований пожарной безопасности в отношении объекта защиты - нежилых помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: адрес; адрес; адрес; адрес, обслуживаемых ООО УК "Агидель").
По итогам проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
Многоквартирный жилой дом по адресу: адрес:
1. на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в поэтажных коридорах), у люков на балконах аварийных выходов размещены (установлены) различные предметы (лари, шкафы, домашний инвентарь, мебель), препятствующие безопасной эвакуации (чем нарушен подпункт "ж" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
2. не оборудованы устройствами для самозакрывания двери выходов из поэтажных коридоров на лестничные клетки (чем нарушен пункт 4.4.6 Свода Правил 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утв. приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194);
3. на дверях (люках) технических этажей отсутствует информация о месте хранения ключей (чем нарушен пункт 18 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
4. на 1, 2, 3 этажах левого крыла многоквартирного жилого здания при изменении функционального назначения жилых помещений в нежилые помещения (организаций общественного назначения: 3 этаж - Управления...; 2 этаж - АНО ДО "..."; ООО "...", ООО "...", ООО "...", ООО "...", ООО "...", ООО "...", ООО "...", ООО АКФ "..."; 1 этаж - парикмахерская) не предусмотрены дополнительные входы в данные помещения с улицы. Фактически выход из нежилых помещений осуществляется на лестничную клетку жилой части многоквартирного здания (чем нарушен пункт 4.10 СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные");
5. сняты предусмотренные проектной документацией двери эвакуационного выхода из коридора 1-го этажа, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (чем нарушен подпункт "д" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479).
Многоквартирный жилой дом по адресу: адрес:
1. на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в поэтажных коридорах), у люков на балконах аварийных выходов размещены (установлены) различные предметы (лари, шкафы, домашний инвентарь, мебель), препятствующие безопасной эвакуации, а также заблокирована дверь аварийного выхода на балкон с межбалконной лестницей на 9 этаже левого крыла. Отсутствуют люки на балконах на 8-м этаже левого крыла. Заблокирован люк на балконе 9-го этажа правого крыла (сорваны петли) (чем нарушен подпункт "ж" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
2. в коридорах на 3, 4, 5, 6, 7, 8 этажах правого крыла многоквартирного жилого дома размещены квартиры, препятствующие доступу к аварийным выходам с этажей на балкон с межбалконной лестницей (чем нарушены подпункт "ж" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479; пункты 6.1.1, 4.2.4 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194);
3. в помещении кухни на 6-м этаже левого крыла допущено хранение авторезины (чем нарушены пункты 85, 286 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
4. не оборудованы устройствами для самозакрывания двери выходов из поэтажных коридоров на лестничные клетки (чем нарушен пункт 4.4.6 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194);
5. на дверях (люках) технических этажей отсутствует информация о месте хранения ключей (чем нарушен пункт 18 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479).
Многоквартирный жилой дом по адресу: адрес:
1. на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в поэтажных коридорах), у люков на балконах аварийных выходов размещены (установлены) различные предметы (лари, шкафы, домашний инвентарь, мебель, холодильники, стиральная машина), препятствующие безопасной эвакуации. Заблокирован люк на балконах 8, 9-го этажей левого крыла (сорваны петли). Отсутствуют люки на балконах на 7-м этаже правого крыла (чем нарушен подпункт "ж" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
2. не оборудованы устройствами для самозакрывания двери выходов из поэтажных коридоров на лестничные клетки (чем нарушен пункт 4.4.6 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194);
3. на дверях (люках) технических этажей отсутствует информация о месте хранения ключей (чем нарушен пункт 18 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
4. допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией на поэтажных лестничных площадках, в коридоре 5-го этажа левого крыла, 3, 3, 5, 9-го этажа правого крыла (чем нарушен подпункт "в" пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479).
Многоквартирный жилой дом по адресу: адрес:
1. на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в поэтажных коридорах), у люков на балконах аварийных выходов размещены (установлены) различные предметы (лари, шкафы, домашний инвентарь, мебель, холодильники), препятствующие безопасной эвакуации (чем нарушен подпункт "ж" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
2. при эксплуатации эвакуационных путей и выходов допущено изменение проектных решений (устроено в объеме нежилого помещения коридора в помещение встроенное в жилое помещение квартиры N 41 на 3-м этаже и кладовая в коридоре на 5-м этаже многоквартирного жилого дома) (чем нарушен подпункт "ж" пункта 16, пункт 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
3. не оборудованы устройствами для самозакрывания двери выходов из поэтажных коридоров на лестничные клетки (чем нарушен пункт 4.4.6 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утв. приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194);
4. сняты предусмотренные проектной документацией двери, отделяющие лестничную клетку 1-го этажа от поэтажного коридора (холла), препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (чем нарушен подпункт "д" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
5. не обеспечена возможность свободного открывания изнутри без ключа двери эвакуационного выхода (чем нарушен пункт 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
6. допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией на поэтажных лестничных площадках, в коридорах (чем нарушен подпункт "в" пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
7. выход на кровлю с лестничных клеток не устроен через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6х0,8 метров (чем нарушен пункт 7.7 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты").
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 12 мая 2021 года в отношении ООО УК "Агидель" протокола N... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и вынесения 14 мая 2021 года постановления N 500 о привлечении ООО УК "Агидель" к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 44 - 48).
Вина ООО УК "Агидель" доказана и подтверждается совокупностью собранных доказательств: протоколом об административном правонарушении N... от 12 мая 2021 года (л.д. 36 - 37); фототаблицами (л.д. 50 - 56); материалами административного производства ГУ МЧС России по Республике Башкортостан.
Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Представленные доказательства проверены должностным лицом ОДиПР по г. Уфе УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Башкортостан и судьей Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению предписания по устранению выявленных нарушений.
Поскольку лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения требований пожарной безопасности, должностное лицо надзорного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО УК "Агидель" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Довод жалобы об изменении назначенного юридическому лицу административного наказания с административного штрафа на предупреждение является необоснованным.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Объектом вменяемого юридическому лицу правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров. С учетом установленных обстоятельств выявленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности, допущенные ООО УК "Агидель", представляют реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, в связи с чем не могут рассматриваться как не представляющие угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
Учитывая то, что на момент проведения внеплановой проверки 28 апреля, 30 апреля 2021 года и выявления настоящего правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ ООО УК "Агидель" не привлекалось к административной ответственности, нарушения, выявленные в ходе проверки, устранил, подтвердив представленными суду актами об устранении нарушений от 12 июля 2021 года (л.д. 59 - 62), судья обоснованно снизил размер административного штрафа с применением положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебного решения, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решила:
постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Уфе управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан - заместителя главного государственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору N... от 14 мая 2021 года и решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Агидель" оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Агидель" ФИО5 - без удовлетворения,
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ф.ФАИЗОВА
Справка: судья районного суда Джояни И.В.