Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 20.01.2021 по делу N 21-75/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 20.01.2021 по делу N 21-75/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Содержание
Ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения приема посетителей в тамбур в свету составляет менее 0,8 м (фактическая ширина составляет 0,71 м), в нарушение требований ст. 4 ФЗ N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 г., п. 4.2.7 свода правил СП "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; ст. 4, ст. 83, ФЗ N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 31.2 таблицы 3 приложения к Приказу МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", п. 1.2, п. 31.2 таблицы А.3 свода правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
от 20 января 2021 г. по делу N 21-75/2021
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахмеджанов Х.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайбуллиным А.Х., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Финанс Ломбард" З. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов РБ по пожарному надзору N 250 от 29 октября 2020 года и решение судьи Стерлитамакского городского суда РБ от 3 декабря 2020 года, которым:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов РБ по пожарному надзору N 250 от 29 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Финанс Ломбард" оставлено без изменения,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов РБ по пожарному надзору N 250 от 29 октября 2020 года общество с ограниченной ответственностью "Финанс Ломбард" (далее - ООО, общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 151 000 рублей (л.д. 75-78).
Судьей Стерлитамакского городского суда РБ от 3 декабря 2020 года по жалобе директора общества З. вынесено приведенное выше решение (л.д. 80 - 86).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, директор общества З. выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи городского суда ввиду их незаконности и необоснованности, просит решение отменить, постановление должностного лица изменить, назначив административное наказание в виде предупреждения, поскольку правонарушение каких-либо последствий не повлекло (л.д. 88-91).
Законный представитель общества и должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми уведомлениями и отчетом об отслеживании почтового отправления по идентификатору, которыми подтверждается факт получения извещений, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и дополнения к ней, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии с
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
ст. ст. 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
ч.ч. 3 -
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно
ст. 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Исходя из положений ст. 1 и 2 Федерального закона от 22.07.2018 года N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности" настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным
законом. Положения настоящего Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения выездной внеплановой проверки 22 октября 2020 года нежилого помещения, расположенного по адресу РБ, <...> номер на этаже 2, где осуществляет деятельность ООО "Финанс Ломбард", выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
запор на двери эвакуационного выхода из помещения тамбура на улицу не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа;
в помещениях ломбарда отсутствуют система автоматической установки пожаротушения;
в помещениях ломбарда отсутствуют система автоматической пожарной сигнализации;
в помещениях ломбарда отсутствуют система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре;
ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения комнаты товароведа в помещение приема посетителей в свету составляет менее 0,8 м;
в комнате товароведа ширина горизонтальных участков путей эвакуации для проходов к одиночным рабочим местам в свету составляет менее 0,7 м;
ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения приема посетителей в тамбур в свету составляет менее 0,8 м (фактическая ширина составляет 0,71 м), в нарушение требований
ст. 4 ФЗ N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 г., п. 4.2.7 свода правил СП "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
ст. 4,
ст. 83, ФЗ N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 31.2 таблицы 3 приложения к Приказу МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией"
(НПБ 110-03)", п. 1.2, п. 31.2 таблицы А.3 свода правил
СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования";
ст. 4,
ст. 83, ФЗ N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 4 приложения к Приказу МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией"
(НПБ 110-03)", п. 1.2, п. 4.2, п. 14.1, п. 17.2, п. А.4 приложения А, свода правил
СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования";
ст. 4,
ст. 84, ФЗ N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 15 таблицы 2 приложения к Приказу МЧС РФ от 20 июня 2003 г. N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях"
(НПБ 104-03)",
п. 16 таблицы 2 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
ст. 4,
ч. 2 ст. 53 ФЗ N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 6.28 * СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений",
п. 4.2.5 свода правил
СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
ст. 4,
ч. 2 ст. 53 ФЗ N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 6.27 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений",
п. 4.3.4 свода правил
СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
ст. 4,
ч. 2 ст. 53 ФЗ N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 6.28 * СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений",
п. 4.2.5 свода правил
СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении ООО "Финанс Ломбард" протокола об административном правонарушении N 287 от 22 октября 2020 года.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями
ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности ООО "Финанс Ломбард" в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с чем вынесено постановление N 250 от 29 октября 2020 года, которому судьей городского суда РБ дана надлежащая оценка.
В соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению предписания по устранению выявленных нарушений.
Согласно
ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Поскольку лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения требований пожарной безопасности, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Финанс Ломбард" состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Довод жалобы о возможности изменения административного наказания на предупреждение, с учетом обстоятельств, имеющихся в материалах дела, является несостоятельным.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с
КоАП РФ (
ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, либо предупреждения, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Административное наказание ООО "Финанс Ломбард" назначено в соответствии с требованиями
ст. 3.1,
3.5,
4.1 КоАП РФ в пределах санкции
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности ООО "Финанс Ломбард" в совершении инкриминируемого ему правонарушения.
Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов РБ по пожарному надзору N 250 от 29 октября 2020 года и
решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 3 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Финанс Ломбард" оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Финанс Ломбард" З. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан пп
Х.М.АХМЕДЖАНОВ
справка: федеральный судья Должникова О.А.