Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 19.06.2019 N 21-628/2019
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 19.06.2019 N 21-628/2019
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Содержание
Из материалов дела не усматривается, что характер совершенного МДОБУ детский сад "Березка" административного правонарушения, обстоятельства совершенного административного правонарушения, совершение правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принятие мер к устранению нарушений, имущественное и финансовое положение юридического лица, который является бюджетным учреждением и иные обстоятельства, не свидетельствуют о наличии в рассматриваемом случае такой существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которые вызывали бы необходимость применения такого сурового наказания, как административный штраф
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Р.,
с участием: защитников муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад "Березка" с. Чесноковка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан А., Х.,
заместителя главного государственного инспектора Уфимского района по пожарному надзору Г.,
рассмотрев жалобу заведующей муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад "Березка" с. Чесноковка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Ш. на решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 23 мая 2019 года, которым:
постановление заместителя главного государственного инспектора Уфимского района по пожарному надзору Г. N 69 от 19 апреля 2019 года о привлечении муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад "Березка" с. Чесноковка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан к административной ответственности, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей,
установила:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Уфимского района по пожарному надзору Г. N 69 от 19 апреля 2019 года муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад "Березка" с. Чесноковка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - МДОБУ детский сад "Березка", учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей (л.д. 16 - 20).
Судьей Уфимского районного суда Республики Башкортостан 23 мая 2019 года по жалобе заведующей учреждения Ш. вынесено вышеприведенное решение (л.д. 54 - 58).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Ш. выражает несогласие с постановлением должностного лица от 19 апреля 2019 года и решением суда от 23 мая 2019 года, просит их отменить, производство по делу прекратить (л.д. 61 - 64).
Ш. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Положениями
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
ст. ст. 8.32 и
11.16 названного Кодекса и
ч. ч. 6,
6.1 и
7 указанной статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии со
ст. 38 вышеуказанного Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно
ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения 09 апреля 2019 года в 12 часов 00 минут плановой выездной проверки МДОБУ детский сад "Березка", расположенного по адресу: <...>, установлено нарушение учреждением требований пожарной безопасности, а именно:
не предоставлен акт проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения здания в соответствии с инструкцией завода - изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки;
не обеспечено устройство молниезащиты здания;
не обеспечен подъезд со всех сторон к зданию детского сада;
отсутствует ограждение на кровле;
не обеспечен выход на кровлю из чердачного помещения;
прибор приемно-контрольный установлен в помещении без аварийного освещения;
расстояние от дымового пожарного извещателя до стены в коридоре 1 этажа более 4,5 м;
выход в чердачное помещение осуществляется через окно размерами менее 0,6 м x 0,8 м;
межэтажные воздуховоды систем общеобменной вентиляции не оборудованы противопожарными нормально открытыми клапанами;
в спальнях допущено применение декоративно-отделочных материалов и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2;
коридор 1 этажа без естественного освещения не оборудованы аварийным освещением;
дверь на путях эвакуации, ведущая из левого крыла наружу открывается не по направлению выхода из здания;
ширина дверного проема выхода из группы "Капельки", из музыкального зала, из группы "Солнышко", из группы "Непоседы", из группы "Фантазия" менее 1,2 м;
в зальных помещениях декоративно-отделочные материалы, примененные для стен менее чем класс КМ1;
в зальных помещениях декоративно-отделочные материалы, примененные для покрытия полов менее чем класс КМ2;
в здании на путях эвакуации по коридору для отделки полов 2 этажа применен линолеум с неизвестным показателем пожарной опасности (не представлены сертификаты);
высота дверного проема выхода на лестницу из группы "Фантазия" менее 1,9 м;
высота ограждения лестниц 3 типа менее 1,2 м;
лестница 3 типа размещена не у глухой частей стены;
высота ограждений лестниц, используемых детьми, менее 1,2 м;
лестницы не имеют двусторонние поручни, установленные на двух уровнях - на высоте 0,9 м, а также дополнительный на высоте 0,5 м;
отсутствует ограждение и металлическая площадка наружной пожарной лестницы;
не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц;
выход на кровлю не оборудован вертикальной лестницей в соответствии с требованиями ГОСТ;
фотолюминесцентная эвакуационная система выполнена в несоответствии с ГОСТ: отсутствует в полном объеме;
отсутствует проект на фотолюминесцентные эвакуационные системы;
уклон лестниц 3 типа на путях эвакуации более 1:1.
Вышеуказанные выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для вынесения должностным лицом надзорного органа протокола об административном правонарушении N 66 от 09 апреля 2019 года и постановления N 69 от 19 апреля 2019 года, которым МДОБУ детский сад "Березка" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина общества подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, оценив которые всесторонне, полно, объективно в их совокупности, по правилам, установленным в
ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Действия МДОБУ детский сад "Березка" правильно квалифицированы по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств по делу.
Вместе с тем, оценивая назначенное учреждению наказание, считаю, что имеются основания для его изменения.
По смыслу
ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, определяющей цели административного наказания, выбор административной санкции в каждом конкретном случае необходимо осуществлять с учетом целей административной ответственности (карательной и превентивной), что предполагает выбор такой меры воздействия, которая не может выходить за пределы, противоречащие указанным принципам и целям.
В соответствии с
ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из материалов дела не усматривается, что характер совершенного МДОБУ детский сад "Березка" административного правонарушения, обстоятельства совершенного административного правонарушения, совершение правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принятие мер к устранению нарушений, имущественное и финансовое положение юридического лица, который является бюджетным учреждением и иные обстоятельства, не свидетельствуют о наличии в рассматриваемом случае такой существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которые вызывали бы необходимость применения такого сурового наказания, как административный штраф.
Санкция
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, кроме административного штрафа, усматривает и наказание в виде предупреждения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, имеются достаточные основания для изменения постановления должностного лица, с учетом также мнения последнего, и решения судьи районного суда, в части назначенного наказания в виде штрафа, и назначения административного наказания в виде предупреждения.
решила:
постановление заместителя главного государственного инспектора Уфимского района по пожарному надзору Г. N 69 от 19 апреля 2019 года и решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад "Березка" с. Чесноковка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан изменить, заменив административное наказание, назначенное в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей на предупреждение.
В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора Уфимского района по пожарному надзору Г. N 69 от 19 апреля 2019 года и решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 23 мая 2019 года оставить без изменения, жалобу заведующей Ш. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья
Верховного Суда Республики Башкортостан
А.М.РАХМАТУЛЛИНА
Справка: судья Шакирова Р.Р.
Дело N 33А-21-628/2019