Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 30.08.2016 по делу N 21-641/2016
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Решение Верховного суда Чувашской Республики от 30.08.2016 по делу N 21-641/2016
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. по делу N 21-641/2016
ПО ЖАЛОБЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Судья: Селендеева М.В.
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу М. на решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении директора Казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" Министерства труда и социального развития Чувашской Республики М.,
установил:
постановлением государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору - старшего инспектора отдела надзорной деятельности по г. Чебоксары от 5 апреля 2016 года М. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, М. подал жалобу в районный суд.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июня 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба М. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, М. просит решение судьи отменить, ссылаясь на то, что судом допущено нарушение норм процессуального права, не исследован пункт 39 приказа МЧС России от 16.03.2007 N 140, согласно которому требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения М., поддержавшего доводы жалобы, старшего инспектора отдела надзорной деятельности по г. Чебоксары В., нахожу решение судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: N, на территории КУ ЧР "Республиканский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" Министерства труда и социального развития Чувашской Республики при проверке исполнения законодательства в области пожарной безопасности в здании, помещениях, выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора КУ "<данные изъяты> Министерства труда Чувашской Республики М. заместителем прокурора Калининского района г. Чебоксары возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Определением государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору 4 апреля 2016 года постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях объединены в одно производство.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, М. допущено нарушение противопожарного законодательства, что влечет ответственность по ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Довод об отсутствии в действиях М. состава вмененного административного правонарушения со ссылкой на то, что положения части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не распространяются на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, не влечет отмену оспариваемых актов.
В пункте 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения, введенного в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным с такими зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения (пункт 1 части 1 статьи 42 Закона N 384-ФЗ).
Согласно техническому паспорту Казенное учреждение эксплуатирует здание, построенное в 1970 году.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97, нарушения которые вменены М. обжалуемым постановлением, необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
В соответствии с пунктом 8.5 указанных СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Вместе с тем, принятие указанных норм и правил после введения спорного здания в эксплуатацию не освобождает учреждение от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* определено, что данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах не только создания, но и эксплуатации.
Поскольку сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, а также социальное назначение данного учреждения, то соблюдению подлежат, в том числе, и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объекта проверки.
Нарушение правил пожарной безопасности, невыполнение которых вменено М., не связано с конструктивным изменением здания. Так работы по установке дымовых пожарных извещателей, обеспечение исправного состояния знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы, эвакуационного освещения не требуют проведения реконструкции или капитального ремонта здания Учреждения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору - старшего инспектора отдела надзорной деятельности по г. Чебоксары от 5 апреля 2016 года, решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении М. оставить без изменения, жалобу М. - без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда
Чувашской Республики
И.А.МАКСИМОВА