Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Астраханского областного суда от 24.08.2018 N 7-375/2018
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).

Решение Астраханского областного суда от 24.08.2018 N 7-375/2018
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).


Содержание


АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2018 г. N 7-375/2018
Судья
Судья Астраханского областного суда Баранов Г.В., при секретаре П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Б. на решение судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 4 июля 2018 года, состоявшегося по жалобе Б. на постановление государственного инспектора ФГКУ "Специальное управление ФПС N 23 МЧС России" от 4 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника ЖЭ(К)О N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ (ЦЖКУ) МО России по РВСН Б.,
установил:
постановлением государственного пожарного инспектора ФГКУ "Специальное управление ФПС N 23 МЧС России" по пожарному надзору от 4 июня 2018 года начальник ЖЭ(К)О N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ (ЦЖКУ) МО России по РВСН Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Решением судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 4 июля 2018 года постановление государственного пожарного инспектора ФГКУ "Специальное управление ФПС N 23 МЧС России" по пожарному надзору от 4 июня 2018 года оставлено без изменения, жалоба Б. - без удовлетворения.
В жалобе ставится вопрос об отмене постановления административного органа и решения суда, в обоснование жалобы указано, что не принято во внимание, что извещение специальной пожарно - спасательной станции об отключении пожарных гидрантов или об уменьшении давления в водопроводной сети в жилом районе "Знаменский" не входит в его обязанности, кроме того, между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Организация ВКХ) - организацией 9существляющей холодное водоснабжение в лице начальника ЖЭ(К)0N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" по РВСН и Муниципальным предприятием "Теплосети" муниципального образования "Закрытое административно- территориальное образование Знаменск Астраханской области" (МП "Теплосети") был заключен договор, по которому ФГБУ "ЦЖКУ" обязуется подавать холодное водоснабжение до границы раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности (Приложение N 1 к Договору). Режим подачи холодной воды был также оговорен условиями договора и составляет 3 Атм. (Приложение N 2 к Договору). Указанный условиями Договора режим поддерживается постоянно. Претензий Абонент (МП "Теплосети") по снижению уровня давления ФГБУ "ЦЖКУ" не предъявлял. Контрольных замеров уровня давления с участием поставщика услуг (Организации ВКХ) не проводилось. Согласно условиям заключенного договора, ФГБУ "ЦЖКУ" несет ответственность до границы, которой считается место врезки в магистральный водовод Ду-150 в водопроводном колодце (ВК-2), и то имущество - водопроводные сети, пожарные гидранты, которые расположены после границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности, не относится к зоне ответственности ФГБУ "ЦЖКУ", не является имуществом организации ВКХ и учреждением не эксплуатируется. Таким образом, обязанности по обслуживанию и эксплуатации участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов за пределами колодца ВК-2 у ЖЭ(К)0N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" по РВСН нет. Пожарные гидранты и водопроводная сеть после границ раздела относятся к зоне ответственности МП "Теплосети".
Б., его представитель - Г. - М. извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, просили рассмотреть жалобу без их участия.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления административного органа и решения суда, не нахожу.
В соответствии с положениями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Положениями части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 и 11.16 указанного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 указанной статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот рублей.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействие указанных в части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектов административной ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Согласно пункта 4 Свода Правил "Системы противопожарной защиты" "Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" 8.13130.2009 минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода низкого давления (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 10 метров. Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода высокого давления должен обеспечивать высоту компактной струи не менее 20 метров при максимально необходимом расходе воды на пожаротушение и расположении пожарного ствола на уровне наивысшей точки самого высокого здания. Свободный напор в сети объединенного водопровода должен быть не менее 10 метров и не более 60 метров.
Согласно пункту 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 "О противопожарном режиме" в отношении каждого объекта защиты (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения.
Согласно пункту 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 "О противопожарном режиме" руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.
Из дела видно, что 17 апреля 2018 года в ж/p Знаменский г. Знаменска Астраханской области в 17 часов 49 минут произошло возгорание сена. На место пожара выезжал третий караул СПСЧ N 16 ФГКУ "СУ ФПС N 23 МЧС России" для тушения пожара, личный состав воспользовался пожарным гидрантом N 98 однако, в нарушение СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружнего противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" утв. Приказом МЧС России N 178 от 25 марта 2009 года расход воды не соответствовал установленным требованиям и более того вода в гидранте отсутствовала, чем начальник ЖЭ(К)О N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ (ЦЖКУ) МО России по РВСН Б. нарушил СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружнего противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России N 178 от 25 марта 2009 года Правила противопожарного режима, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 года "О противопожарном режиме", а также нарушил пункт 55 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской ФедерацииN 390 от 25 апреля 2012 года "О противопожарном режиме", не уведомив подразделения пожарной охраны об уменьшении давления в водопроводной сети.
Вина начальника ЖЭ(К)О N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ (ЦЖКУ) МО России по РВСН Б. в совершении административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 мая 2018 года; договором холодного водоснабжения N от 5 февраля 2018 года; актом разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности от 5 февраля 2018 года; другими материалами дела в совокупности, которым судом дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных доказательств не имеется, в связи с чем, суд правомерно пришел к выводу об обоснованности привлечении начальника ЖЭ(К)О N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ (ЦЖКУ) МО России по РВСН Б. к административной ответственности.
Оснований ставить под сомнение приведенные в оспариваемом судебном решении выводы не усматривается.
Материалами дела подтверждается нарушение начальником ЖЭ(К)О N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ (ЦЖКУ) МО России по РВСН Б. законодательства в области обеспечения пожарной безопасности.
Доводы жалобы являются несостоятельными по следующим основаниям.
Из дела видно, что 5 февраля 2018 года между ФГБУ "Центральное жилищно- коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, в лице начальника жилищно - эксплуатационного (коммунального) отдела N 4 (г. Знаменск) филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно - коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по РВСН) Б., действующего на основании доверенности от 08.11.2017 г. N 115, с одной стороны и Муниципальным предприятием "Теплосети" муниципального образования "Закрытое административно- территориальное образование Знаменск Астраханской области" заключен договор холодного водоснабжения, согласно условиями которого договор заключается на оказание услуг по водоснабжению с единственным поставщиком на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Режим подачи (потребления) холодной воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления холодной воды в централизованной системе водоснабжения в месте присоединения) приведены в Приложении N 2 в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения. Согласно разделу 4 вышеуказанного договора Организация ВКХ обязана: соблюдать установленный режим подачи холодной воды; к) предупреждать Абонента о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим договором и нормативными правовыми актами Российской Федерации; уведомлять органы местного самоуправления и структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточности напора воды в случае проведения ремонта или возникновения аварии на ее водопроводных сетях.
Согласно справочнику водоисточников района охраны специальной пожарноспасательной части N 16 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 23 МЧС России" составленного 30 апреля 2018 г. пожарные гидранты NN 85, 86, 87, 98, 99 в жилом районе "Знаменский" Астраханской области находятся в удовлетворительном состоянии и исправны (л.д. 32-34).
Согласно условий договора N от 5 февраля 2018 года, режим подачи холодной воды был также оговорен условиями договора и составляет 3 Атм.
Как следует претензии 17 апреля 2018 директора МП "Теплосети" ФИО7, направленной начальнику ЖЭ(К)0 N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ) МО РФ по РВСН Б., 17 апреля 2018 года при ликвидации возгорания в жилом районе "Знаменский" Астраханской области пожарные расчеты специальной пожарно-спасательной части N 16 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 23 МЧС России" не смогли использовать противопожарное водоснабжение, ввиду отсутствия необходимого давления в водопроводной сети.
Между тем, начальник ЖЭ(К)0 N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ) МО РФ по РВСН Б. обязан был соблюдать условия договора N от 5 февраля 2018 года. В связи с чем, доводы, изложенные в жалобе, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Таким образом, действия начальника ЖЭ(К)0 N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ) МО РФ по РВСН Б. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом первой инстанции были выяснены обстоятельства совершенного начальником ЖЭ(К)0 N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ) МО РФ по РВСН Б. административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были установлены: наличие события административного правонарушения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из представленных материалов не усматривается наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода суда о доказанности вины начальника ЖЭ(К)0 N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ) МО РФ по РВСН Б. в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Совершенное начальником ЖЭ(К)0 N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ) МО РФ по РВСН Б. административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вывод судебных инстанций о наличии в действиях начальника ЖЭ(К)0 N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ) МО РФ по РВСН Б. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и вопреки доводам жалобы не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы не влекут отмену обжалуемого акта, так как не опровергают содержащиеся в нем правильные выводы о наличии в действиях начальника ЖЭ(К)0 N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ) МО РФ по РВСН Б. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не свидетельствуют о наличии существенных нарушений процессуальных требований при производстве по данному делу, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение законность состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений.
Постановление о привлечении начальника ЖЭ(К)0 N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ) МО РФ по РВСН Б. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено начальнику ЖЭ(К)0 N 4 (г. Знаменск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ) МО РФ по РВСН Б. в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановлений, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
постановление государственного инспектора ФГКУ "Специальное управление ФПС N 23 МЧС России" от 4 июня 2018 года, решение судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 4 июля 2018 года - оставить без изменения, жалобу Б. - без удовлетворения.
Судья
Астраханского
областного суда
Г.В.БАРАНОВ